Дети войны

Министерство образования и науки утвердило концептуальные основы реформирования исторического образования в школах

Министерство образования и науки утвердило концептуальные основы реформирование исторического образования в школах, включающих введение единого общеобразовательного курса истории. Документ содержит концепцию школьного исторического образования и определяет цель, задачи и содержание исторического образования, а также организацию и структуру курса истории в школах.

Согласно обновленным подходам к предмету, Министерство образования и науки подчеркнуло необходимость введения единого общеобразовательного курса истории, ведь история Украины является неотъемлемой частью европейской и мировой истории.

Таким образом, вместо отдельных курсов «История Украины» и «Всемирная история» предлагается ввести единый курс «История» (другими возможными названиями «История: Украина и мир» или «История Украины и мира»).

Согласно концептуальным основам, изучение истории должно осуществляться по концентрическому принципу, разделенному на шесть циклов: ознакомительный и фрагментарный в начальной школе, пропедевтический сюжетный и проблемно-тематический в базовой школе, профильно-адаптационный и профильный в старшей школе.

Другой важной составляющей обновления изучения истории в школах является включение граждановедческой тематики непосредственно через исторический материал.

Предлагается введение специальных исторических курсов для профильного среднего образования, таких как историческая география, локальная и региональная история, интеллектуальная история, история культуры, история этнических и религиозных общин, история и опыт выживания/противостояния тоталитарным режимам, империям во время войн и т.д.

Для других профилей возможны специальные курсы, связанные с историей научных открытий, технических изобретений, финансов и экономики, сохранение окружающей среды.

Авторы документа считают, что структурные элементы предметной исторической компетентности (хронологическая, пространственная, информационная, логическая, аксиологическая) должны формироваться путем внутриотраслевой и межотраслевой интеграции.

Согласно статье 12 Закона Украины «Об образовании», статье 10 Закона Украины «О полном общем среднем образовании», государственных стандартов начального, базового и профильного среднего образования, обучение/изучение истории должно быть организовано по следующим концентрам:

  • Первый цикл начального образования – адаптационно-игровой (1-2 года обучения). Из истории — информационно-ознакомительный (1-2 класса), который предлагает самые общие сведения о человеке, семье, общине, родном крае, Украине как государстве.
  • Второй цикл начального образования – основной (3-4 года обучения). Из истории — информационно-фрагментарный (3-4 класса), который в белетризованном виде предлагает важнейшие сюжеты истории Украины, об Украине в Европе и мире.
  • Первый цикл базового среднего образования – адаптационный (5-6 года обучения). Из истории — пропедевтический сюжетный (5-6 классы), опирающийся на исторические сведения, полученные в начальных классах, готовящий к изучению систематического курса истории и представляющий значимые сюжеты истории Украины и мира с древнейших времен до настоящего времени.
  • Второй цикл базового среднего образования – базовое предметное обучение (7-9 года обучения). Из истории – проблемно-тематический (7-9 классы), который представляет основные события истории Украины и мира в соответствии с историко-культурными периодами.
  • Первый цикл профильного среднего образования – профильно-адаптационный (10 лет обучения) и второй цикл профильного среднего образования – профильный (11-12 года обучения). Из истории — профильный проблемно-тематический (10-12 классы), который представляет историю Украины и мира через основные явления и процессы с древнейших времен до настоящего времени и реализуется через взаимодействие единого общеобразовательного и специальных (соответственно профилю) курсов.
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Суд в Италии запретил вернуть в Украину 57 сирот из Бердянска

Также в концептуальных началах реформирования исторического образования в системе общего среднего образования отмечается, что компетентностный потенциал и базовые знания, определенные в Государственном стандарте базового среднего образования, опираются на содержательные линии, позволяющие представить прошлое в пределах любого исторического времени и пространства с акцентом о том, как строились отношения человека и природы, человека и общества, человека и мира материальных вещей, человека и власти и мира представлений и идей.

В то же время, на современном этапе и в ближайшем будущем актуальными содержательными акцентами в начальном образовании, базовой и старшей школе в рамках общеобразовательного курса истории должны быть следующие темы: «Территориальные и демографические изменения», «История украинского нациотворения и создания государства», «Европейские/мировые контексты украинской истории», «Идентичность на разных этапах исторического развития», «Экологическая история», «Социальные катастрофы (войны, эпидемии, голоды, геноциды, техногенные аварии)», «Сопротивление тоталитарным и имперским режимам, противостояние насилию и агрессии (в частности, в контексте российско-украинских отношений)», «Культурно-интеллектуальная история», «История повседневная и микроистория», «Женская история», «История Украины и украинства в мире, роль и культурное достояние украинской диаспоры».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button