Социальная

Мобилизация или образование: дилемма, которая разрушает перспективы страны

На третьем году полномасштабного вторжения РФ в Украину наблюдается нелестная тенденция – в университетских аудиториях становится все больше пустых мест. Особенно заметно это среди студентов мужского пола старше 30 лет. Вместо зачетов и дипломов им предлагают повестки. Война меняет все от экономики до личных планов каждого гражданина. Однако ее влияние на систему высшего образования – это тема, о которой говорят мало, хотя последствия могут быть катастрофическими. Общая мобилизация поставила многих людей перед выбором, на котором нет справедливого решения: защищать страну или продолжать обучение. Естественно, мобилизация является нужным элементом обороны страны. Но не слишком ли высока цена за это будущего нашей системы образования?

Массовые отчисления мужчин из высших учебных заведений Украины

Недавно на своей странице в Facebook заместитель министра образования и науки Михаил Винницкий обнародовал неутешительную статистику по количеству отчисленных студентов в высших учебных заведениях Украины. Так, за период апрель-август 2024 г. из учреждений высшего образования Украины отчислено 23448 соискателей образования мужского пола старше 30 лет. Как отмечает господин Винницкий, причиной отчисления стали неуспеваемость и неявка на занятия. Но согласитесь, трудно поверить, что сразу столько студентов стали плохо учиться и, более того, прогуливать занятия. То есть, чиновники, пренебрегая обеспеченным Конституцией правом на обучение без ограничений пола и возраста, с легкой руки, прицепили такому большому количеству студентов ярлыки «прогульщиков» и «двоечников». И почему такая тенденция наблюдается только среди студентов именно мужского пола.

По словам замминистра, хотя ситуация с сокращением количества студентов является негативным явлением для образования, но это также указывает на признак требовательности украинских вузов. То есть, не качество предоставления образовательных услуг выходит на первый план, а, как оказалось, массовые отчисления студентов.

И снова украинская система образования балансирует над пропастью. Утрата значительной части студентов не просто уменьшает количество выпускников высших учебных заведений. Она разрушает баланс, на котором держится академическое общество. Факультеты вынуждены будут сократить курсы из-за нехватки студентов. Отметится это и на университетах, ведь они лишатся финансирования, а преподаватели попадут под вынужденное сокращение. Вряд ли можно считать полноценной образовательную систему в стране, где обучение становится привилегией только для тех, кого не коснулась мобилизация.

Опасность такой ситуации заключается в том, что краткосрочные решения уже сегодня формируют долгосрочные проблемы. Будет ли в Украине через несколько лет достаточно квалифицированных инженеров, врачей, педагогов? Останутся ли в научной сфере молодые таланты, которые могли бы развивать экономику, технологии и культуру? Война уносит у нас не только настоящее, но и потенциальное будущее, если сейчас не найти решения, которое позволит сохранить баланс между обороноспособностью страны и потребностью в квалифицированной, образованной нации.

Очевидно, что проблема требует немедленного диалога на всех уровнях общества. Важно создать механизмы, позволяющие студентам продолжать обучение даже в условиях мобилизации. Это может быть дистанционное образование, отсрочка для завершения обучения или другие гибкие подходы. Иначе может произойти такая ситуация, что наступит время, когда война закончится, а в стране на тот момент не будет достаточно людей, способных ее отстроить.  Государство во главе с чиновниками, принимающими необдуманные решения, должно уже сейчас увидеть проблему и начать искать правильное решение, пока не стало поздно.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Когда в стране идет война, а государство строит тюрьмы: парадокс украинской действительности

Воздействие военных конфликтов на образовательную систему в зарубежных странах

Понятно, что процессы мобилизации не могут не влиять на все сферы жизни, включая образование. Во многих государствах, переживающих или переживающих военные конфликты, мобилизация влияет на доступ к образованию, контингент студентов и общее развитие образовательных систем.

Если пройтись по страницам истории, то можно заметить, что процессы мобилизации всегда оказывали значительное влияние на образование, особенно в периоды военных конфликтов. От потери студентов и преподавателей до разрушения образовательной инфраструктуры – это вызовы, которые могут иметь долгосрочные негативные последствия для восстановления стран после войны.

Во времена Второй мировой войны массовая мобилизация мужчин привела к значительному сокращению студентов в высших учебных заведениях. начали играть большую роль в высшем образовании, что явилось переломным моментом в гендерном балансе.

В странах бывшей Югославии мобилизация молодых мужчин повлекла за собой кризис в университетах. Из-за конфликтов многие студенты вынуждены были прервать обучение, что привело к потере целого поколения специалистов. Восстановление системы образования после войны требовало десятилетий, поскольку многие студенты не возвращались к обучению.

В Израиле обязательная военная служба для мужчин и женщин оказывает значительное влияние на систему образования. Однако государство смогло разработать механизмы, позволяющие гармонично совмещать обучение и службу. Например, студенты могут получать отсрочку для завершения образования или продолжать обучение после прохождения службы. Такой подход сохраняет баланс между мобилизацией и образовательными потребностями.

Сирия и Афганистан стали ярким примером того, как война фактически парализовала систему образования. Массовая мобилизация молодых мужчин и бегство населения за границу привели к закрытию многих учебных заведений. Это привело к потере целого поколения образованных людей, что серьезно влияет на восстановление стран после конфликта даже сегодня.

В Южной Корее обязательная военная служба для мужчин временно останавливает их образование. Однако система построена так, чтобы студенты могли вернуться к обучению после службы. Государственные программы поддержки помогают обеспечить переход от армии к учебному процессу.

Очевидно, что мобилизация оказывает влияние на образование во многих странах, но уровень этого влияния зависит от гибкости государственной политики. В странах, где такое равновесие было достигнуто, типа Израиля, Южной Кореи, а также США во время Второй мировой войны, удалось минимизировать потери для образования и обеспечить быстрое восстановление после завершения конфликтов. Горький опыт Сирии, Афганистана и Югославии, где образование было оставлено без внимания, свидетельствует печальные результаты сокрушительного удара по человеческому капиталу, что создало кризис, который приходится преодолевать десятилетиями.

Примеры других стран должны стать актуальным уроком для Украины. Мобилизация необходима для защиты государства, но без сохранения образовательной системы будущее страны оказывается под угрозой. Только гибкие решения и государственная поддержка, позволяющие молодежи учиться даже в сложных условиях, гарантируют, что после войны у страны будет достаточно специалистов для восстановления. Образование — фундамент, без которого невозможно построить устойчивое и успешное общество.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Между двумя мирами: как украинские школьники учатся за границей

Мошеннические схемы избегания мобилизации в образовательных учреждениях

В то же время нельзя отрицать и тот факт, что все больше случается мошенничества и манипуляций в вопросе уклонения от мобилизации с участием работников высших учебных заведений. Для реализации преступной Схемы злоумышленник использовал личные связи среди должностных лиц образовательной сферы.

На Закарпатье была задержана доцент кафедры истории местного университета, которая брала взятки за незаконное оформление на обучение в вуз абитуриентов призывного возраста.

А на Николаевщине руководство Высшего учебного заведения «Международный технологический университет «Николаевская политехника» вообще проявило изрядную смекалку и воспользовалось пробелами в нормативных документах, что позволило осуществить набор около тысячи человек на образовательно-квалификационный уровень «младший специалист» и «специалист» Украина была ликвидирована еще в 2016 году. Как результат, такие студенты не смогли получить дипломы, но получили бы возможность отсрочки от мобилизации. Вероятно, именно это и было целью их поступления в это учебное заведение.

Такие случаи демонстрируют, как необдуманные решения по организации мобилизационного процесса в стране влекут за собой преступность и ставят под угрозу качественное получение образования для людей, действительно стремящихся получить квалификацию.

Ситуация с массовым отчислением студентов-мужчин старше 30 лет демонстрирует, как война разрушает не только экономику и инфраструктуру, но и систему образования. Вместо дипломов эти люди получают повестки, а университеты теряют не только студентов, но и свой потенциал. Сегодня важно мобилизовать не только армию, но и мнение общества о том, что будет со страной после победы.

Если в Украине останется система образования, ориентированная только на молодых студентов, а также тех, кого не касается мобилизации, мы рискуем потерять целое поколение специалистов, без которых невозможно восстановить страну. Высшее образование не должно быть роскошью или привилегией. Это инвестиция в будущее, и она ни в коем случае не может зависеть от возраста или пола.

Конечно, мобилизация является необходимым процессом, но он не должен взрывать основы, на которых строится страна. Если правительство не найдет способа сохранить доступ к обучению для всех, кто стремится учиться, отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов с высшим образованием может стать для Украины экономической катастрофой и социальным кризисом. Без образованных врачей, инженеров, учителей и ученых страна рискует столкнуться с деградацией ключевых секторов, обеспечивающих устойчивое развитие. Ослабление системы образования и науки может привести к потере конкурентоспособности Украины на международной арене, росту безработицы и миграции, что окончательно истощит человеческий капитал.

Эта проблема имеет стратегическое значение – вместо строительства будущего государство рискует потерять способность обеспечивать базовые потребности граждан. Нехватка высококвалифицированных кадров поставит под угрозу обороноспособность, качество медицины, развитие инновационных отраслей, а также общий уровень жизни. В то же время, это откроет путь к росту зависимости от внешних специалистов, что может еще больше подорвать независимость и самостоятельность государства.

Завтра может не остаться кому восстанавливать наши города, лечить больных или учить детей. Война требует быстрых, но взвешенных решений, и одно из важнейших – найти баланс между обороной настоящего и сохранением будущего.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button