Социальная

МОН объявил учет субъектов образовательной деятельности за границей: что это значит для украинских детей и педагогов

Уже несколько лет Украина находится в ужасной реальности, когда десятки тысяч украинских детей за границей, разбросанные между языковыми барьерами, разными системами образования и культурными контекстами, пытаются не потерять связь с собственной страной, хотя бы из-за урока украинского языка или онлайн-математики с учителем из Украины. Однако государство решило их посчитать – Министерство образования и науки Украины анонсировало учет субъектов неформального образования для детей за границей. На первый взгляд вполне адекватная попытка навести порядок в системе, однако образовательное сообщество снова в отчаянии разводит руками.

Процедура признания неформального образования за границей: как работает новый механизм

Министерство образования и науки Украины объявило о запуске учета субъектов образовательной деятельности за границей, обеспечивающих получение неформального образования для украинских детей. Учет будет производиться с использованием автоматизированной системы АИКОМ. Формально эта инициатива выглядит логичной и даже необходимой. Но ее практическая реализация уже на старте вызывает противоречивые оценки.

После начала полномасштабной войны миллионы украинских детей оказались за пределами страны, часть из них интегрировалась в иностранные системы образования, другие продолжают учить украинский язык, историю и другие предметы в неформальных условиях: субботних и воскресных школах, общественных центрах, волонтерских инициативах. Однако до сих пор у государства не было четкого механизма признания таких образовательных результатов. Дети, которые учились в таких заведениях, вынуждены были подтверждать свои знания из-за дополнительной оценки в Украине. Это создавало и психологическую нагрузку и риск потери мотивации к обучению в украинском контексте. Теперь же, согласно обновленному порядку, результаты обучения за рубежом могут быть признаны без дополнительных процедур, при условии, что соответствующая образовательная ячейка пройдет верификацию и будет взята на учет в Украине.

Чтобы стать официально признанным центром украинского неформального образования за границей, нужно не просто желание учить детей на родном языке, а целый пакет документации. Представитель такой организации должен собрать и предоставить развернутую информацию о заведении на рассмотрение специальной комиссии Министерства образования и науки и Министерства иностранных дел. Этот процесс происходит через электронную систему АИКОМ, выступающую в качестве своеобразного цифрового «приемного комитета», который и собирает все необходимые данные. Перечень документов достаточно исчерпывающий, потому что государство хочет знать о такой ячейке практически все:

  • как он официально называется и с какого года существует;
  • кто его основал или кому он принадлежит;
  • в какой стране (или странах) он действует и имеет ли там официальную регистрацию;
  • какая у него юридическая форма, например общественная организация или частная инициатива;
  • сколько учащихся учится в нем ныне;
  • кто преподает, сколько есть педагогов и какова их квалификация;
  • какие образовательные программы используются: адаптированы ли они к украинским стандартам, предусматривают ли украиноведческие дисциплины, формируют ли у учеников украинскую культурную идентичность;
  • имеет ли центр партнерские связи с украинскими или международными учебными заведениями и, если да, то какие именно;
  • в каких помещениях происходит обучение: арендованы ли они, предоставлены ли в пользование, какая их площадь и на каких условиях они используются;
  • и, наконец, стандартные контактные данные: телефон, электронная почта, а также ссылки на официальный сайт, если таковой есть.

Этот список не будет простой формальностью. Ответы на эти вопросы станут основанием для решения: получит заведение признания государства или останется в серой зоне, где усилия педагогов и родителей не зачисляются в украинскую систему образования.

Что не так с логикой решения МОН

Министерство образования и науки ищет способ навести порядок в этом стихийном движении. Речь идет о попытке упорядочить такое обучение, создать механизм, который позволит признавать результаты без необходимости сдавать дополнительные экзамены уже в Украине. Для семей, которые упорно лелеют украинскую идентичность в изгнании, это могло бы стать настоящим облегчением.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Война как туристическая достопримечательность: новый тренд или моральный кризис

Речь идет не только о символической легитимации. Если школа за границей сможет получить признание украинским государством, это повысит доверие к ней, облегчит переход ребенка между системами, создаст ощущение стабильности и поддержки. А для самого государства откроет возможности лучше понимать, где и как функционирует украинское образование в мире, поддерживать его адресно, инвестировать в преподавание языка, истории, литературы.

Для семей за границей решение МОН могло бы стать серьезным облегчением: никакой бюрократии при возвращении в Украину, официально признанном аттестате, меньше стресса, а больше содержания. Отдельно возникает еще одна проблема, которую часто недооценивают: псевдоукраинские «ячейки», иногда выдающие себя за школы, но на самом деле не имеют никакого образовательного содержания. Введение верифицированного учета позволило бы отсеивать подобные случаи, защищая родителей от иллюзий, а детей от потери времени. И, конечно, это может стать хорошим шансом для самого МОН, потому что получит реальную карту диаспорного образования: где есть школы, сколько учителей, какие программы. Это могло бы стать основой для системной политики, а не ситуативных жестов. Итак, с одной стороны, такое стремление государства к учету и качеству образования, особенно в сложный для страны исторический период, вполне понятно.

Однако с другой стороны, нельзя не обратить внимание на чрезмерную детализацию требований, сложность бюрократической процедуры, технические барьеры, особенно для небольших или волонтерских инициатив, которые наверняка просто оттолкнут часть образовательных центров. Реальность такова, что большинство украинских школ за границей — это не институты в привычном понимании. Это волонтерские инициативы, которые работают в помещениях приходов, культурных центров или просто в арендованных классах по выходным. И когда к ним приходит требование собрать десятки формальных показателей – площади, документы о квалификации преподавателей, партнерские соглашения, учебные программы – это больше похоже на попытку втиснуть живую, гибкую структуру в стандарт госучреждения.

Вопрос не только в том, что это тяжело. Для многих таких школ это просто нереально, потому что нет штатного юриста или администратора, а также финансирование для подготовки пакета документов. Часто даже нет регистрации как юридического лица. Эта инициатива больше похожа на попытку чиновников МОН поставить очередную галочку в отчете, чем на желание поддержать образование за границей. На практике, предположим, что для подобной украинской школы в Берлине, арендующей класс на два часа по субботам и работающей благодаря трем преподавательницам, это все выглядит не как порядок, а дополнительные проблемы. Такая школа часто юридически не является «учреждением», не имеет ресурсов на подготовку формальной отчетности, а ее учителя работают за идею, а не за оклад. И в этой ситуации именно на них переводится бремя доказывания своей «легитимности».

Вот и получается парадокс: государство декларирует желание поддержать инициативу, но ставит перед ней планку, которую может преодолеть только тот, кто и так имеет ресурсы и стабильную поддержку. Поэтому образовательные центры рискуют остаться «вне системы», даже при условии, что реально предоставляют качественное образование. И как всегда, МОН спешит со своими инициативами, не обращая внимания на такие важные нюансы, как кто и как будет проверять информацию в условиях, когда деятельность таких ячеек происходит в десятках стран мира с разными правовыми и образовательными системами.

Чиновники из МОН апеллируют такими серьезными словами как «стандарты», «верификация» и «единая база», которые звучат логично и даже обнадеживающе. Но стоит заглянуть под обложку этой инициативы, и появляются вопросы, на которые нет ответов. Непонятно, что означает «взятие на учет» в практическом смысле. Или это только внутренний реестр? Получит ли школа сертификат? Будут ли преимущества ее выпускники? Какие юридические последствия для самих заведений? Отсутствие этих ответов делает инициативу уязвимой к критике как пустой формальности без обязательств со стороны МОН.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Квантовый скачок: как чип Willow изменит будущее человечества

В данной ситуации беспокоит судьба заведений, которые не смогут пройти верификацию. Еще вчера они получали похвалу за то, что сохраняют украинский язык за границей, а завтра их уже формально не существует, а их ученики останутся вне системы. Такое отношение просто не может не создать риск маргинализации тех, кто не пройдет верификацию, раскола на «своих» и «чужих», «правильные» школы и «любительские» инициативы, которые не смогли доказать свою состоятельность чиновнику из АИКОМа. Вместо поддержки образовательных центров будет искусственно обесцениваться работа тех, кто не сможет или не успеет пройти формальные процедуры. Такой подход не мотивирует, а деморализует всех, кто держит украинское образование на плаву без государственной поддержки.

Утверждение государственного учета субъектов неформального образования для украинских детей за рубежом должно стать шагом к упорядочению системы, признанию усилий образовательных центров и упрощению процедуры для учащихся. Однако инициатива МОН больше похожа на дополнительный фильтр, чем на помощь. Формальные критерии, сложная верификация, техническая платформа, требующая цифровой грамотности и документального сопровождения, превращают попытку легализовать усилия волонтерских и общественных школ за рубежом в еще одну бюрократическую стену. Родители, которые годами тянули две школы (украинскую и иностранную) в условиях стресса, переездов, новых языков и культур, окажутся в еще более сложном положении.

По их словам, украинский аттестат не дает гарантий за рубежом: диплом часто нужно подтверждать, он не всегда признается автоматически, а для поступления в европейские вузы часто не хватает «тринадцатого» года обучения. То есть ученик из немецкой или словацкой школы попадает в университет раньше, чем ребенок с украинским аттестатом, даже если последний потратил вдвое больше времени на обучение. Поэтому формируется новая, очень показательная тенденция: все больше семей сознательно отказываются от украинской школьной программы. Они устали оплачивать репетиторов, подстраивать графики под две параллельные системы и больше не видят в этом инвестиции в будущее, потому что государство не гарантирует равноценный результат, а лишь прибавляет требования.

Особенно цинично воспринимается тот факт, что новая система учета запускается не как поддержка, а как фильтрация: если ваш образовательный центр не отвечает всем пунктам от регистрации до метража помещения, ребенку могут просто не засчитать знания. То есть сотни детей могут остаться формально «несуществующими» в глазах украинского образования, хотя и добросовестно обучались украиноведческим предметам. Это создает глубокую пропасть между государственными намерениями и реальными потребностями общества. И пока в приоритете будут стоять не дети, а таблицы, реестры и формальные процедуры, доверие к украинскому образованию за границей будет только падать. А вместе с ней будет падать присутствие самой Украины в образовательном поле диаспоры.

МОН шагнул в правильном направлении, но выбрал неправильную обувь. Формальная система учета без реальной поддержки и гибкости к условиям, в которых работает диаспора, рискует стать еще одной инициативой, которая вызывает у родителей и педагогов не доверие, а еще большее раздражение. А чтобы эта инициатива стала настоящим инструментом укрепления украинского присутствия за границей, ее нужно срочно развернуть к людям. Чиновникам из МОН давно пора понять, что диалог строится не через контроль, а через доверие. А для этого нужно выйти за пределы бумажной отчетности и своих кабинетов, погрузиться в реальность и протянуть руку тем, кто работает с детьми в реальных условиях, часто без помощи.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button