Недетские проблемы: влияние войны на психическое состояние детей Украины

Война пришла неожиданно в дома украинцев еще в феврале 2022 года, разрушая все на своем пути и отнимая спокойствие. Многие обездоленные семьи, разрушенные дома, смерть и отчаяние всегда рядом. Для многих жизнь разделилась на «до и после».
В воздухе слышен нарастающий грохот вражеского самолета. Дети, буквально минуту назад игравшие на площадке, падают на землю, закрывая головы руками. Несколько минут, пока железная русская птица низко пролетает над домами, дети лежали неподвижно. Затем поднимаются и быстро разбегаются по домам. К сожалению, таковы реалии украинских детей, наполненные ужасом и постоянной опасностью. Наши дети растут в условиях постоянного стресса, последствия которого с каждым днем все труднее.
Согласно данным Офиса генпрокурора, по состоянию на конец мая 2024 года 548 крошечных сердечек прекратили свою трепет навсегда, по меньшей мере 1 351 детей получили ранения разной степени тяжести. Больше всего пострадало детей в Донецкой (532), Харьковской (378), Херсонской (152), Днепропетровской (139), Киевской (130), Запорожской (108) и Николаевской (105). Однако эти данные учитывают только информацию с подконтрольных Украине территорий. Поэтому, к сожалению, реальное количество детей-жертв войны гораздо больше и с каждым днем продолжает расти. Кроме того, по состоянию на 25 мая 2024 года 2021 год ребенок считается пропавшим в результате войны России против Украины без вести.
Пострадавшим от войны можно не только физически, но и психически. Аналитическая компания Gradus Research провела исследование и установила, что у 75% маленьких украинцев наблюдаются симптомы психического расстройства.
Какие психические расстройства вызвала война у детей и подростков
Смертельная опасность, смерть родных, потеря дома, вынужденный переезд, разрушенные родные города, пребывание в местах постоянных взрывов и пожаров, частые и длительные отключения света, неспособность общаться с друзьями и получать образование – все эти ужасы стали постепенно постепенно катализаторами, а иногда и мгновенно разрушают и без того хрупкую и уязвимую детскую психику.
Украинские матери приняли участие в опросе социальной группы “Рейтинг”. По результатам этого опроса стало известно, что 38% детей начали проявлять неуправляемые вспышки гнева, а 35% мам утверждают о постоянном страхе у своих детей. 39% детей начали проявлять безразличие не только к обучению, но и к своим любимым занятиям.
По результатам клинико-психопатологического исследования Института здравоохранения детей и подростков НАМН Украины было установлено, что из 940 детей, участвовавших в исследовании, у 57,3% присутствуют психогенные расстройства, которые являются признаками явного психоза и нарушения социального функционирования. У 26,4% выявлено посттравматическое стрессовое расстройство; у 21, 2% тревожное и депрессивное расстройство, а у 2,6% подростков есть проявления реактивной депрессии.
Кроме того, согласно данным UNICEF и других международных организаций, примерно 40% детей, проживающих в зонах активных боевых действий, страдают ПТСР. Около 70% детей показывают симптомы тревожности и депрессии. Около 4 миллионов детей имели ограниченный доступ к образованию из-за разрушения школ или их использования в качестве приютов.
Факторы войны, разрушающие детскую психику
По результатам исследование Институт здравоохранения детей и подростков установил, что миграция, вынужденный переезд на другое место, разрушение, пребывание в подвале, невозможность учиться в своей школе и общаться с друзьями, частое пребывание в большой толпе людей, потеря родных – все эти факторы вызывают настолько сильные потрясения, трудно представить, как же с ними бороться. Особенно когда сами родители находятся в такой же атмосфере напряженности и неопределенности.
- Травма и стресс. Дети, ставшие свидетелями или жертвами насилия, часто переживают посттравматическое стрессовое расстройство. Симптомы включают в себя ночные кошмары, флешбеки, повышенную тревожность и депрессию.
- Потери и скорбь. Утрата членов семьи или друзей может повлечь за собой глубокую скорбь, влияющую на эмоциональное и психологическое развитие ребенка.
- Дезинтеграция социальных структур. Распад привычных социальных связей и инфраструктуры, включая школы, может отрицательно повлиять на социализацию и обучение детей.
- Миграция и перемещение. Вынужденное переселение влечет за собой дополнительный стресс, поскольку дети адаптируются к новым условиям жизни, теряя привычное окружение и поддержку.
Какая помощь необходима детям, чтобы вернуть им радость жизни и спасти от постоянной тревоги
- Создание безопасной среды:
- Обеспечьте детей информацией о безопасных местах для укрытия и правил поведения во время опасности.
- Сохраняйте спокойствие, поскольку дети испытывают и перенимают эмоциональное состояние взрослых.
- Поддержание стабильности и рутины:
- Поддерживайте обычные распорядки дня настолько, насколько это возможно.
- Регулярные приемы пищи, сон и обучение помогут детям ощущать стабильность.
- Привлекайте психологов для работы с детьми, организуйте группы поддержки.
- Коммуникация и информация:
- Отвечайте на вопросы детей честно и просто в соответствии с их возрастом.
- Избегайте избытка информации о войне и катастрофических новостях.
- Эмоциональная поддержка:
- Поощряйте детей выражать свои эмоции через картинки, разговоры, игру.
- Будьте внимательны к их потребностям, дайте понять, что любые эмоции нормальные.
- Физическая активность и творчество:
- Поддерживайте физическую активность детей через игры и упражнения.
- Поощряйте занятия творчеством: рисование, музыка, рукоделие.
- Создание безопасной учебной среды:
- Обеспечьте физическую безопасность детей в школах (укрытия, безопасные места).
- Организуйте занятия, направленные на понижение стресса: медитация, релаксация.
Специалисты советуют, прежде всего, не оставлять ребенка в мире страхов и разочарований наедине. Только постоянная поддержка со стороны родителей поможет как можно скорее приспособиться к тяжелым испытаниям. Следует провести среди родителей разъяснительную работу по симптомам психических стрессов и способам борьбы с ними. Только внимание и поддержка в кругу семьи дадут ребенку такое желаемое чувство безопасности.
В конце приведем пример семьи из Волчанщины. В мае 2024 года Наталья Борисовская вместе со своими дочерьми — Таней и Валей, эвакуировалась с опасной территории. Решение покинуть родительский дом женщине далось крайне нелегко.
“Я сама ничего не боюсь. Я только боюсь за своих девушек, поэтому делаю это именно для них”, — рассказала Наталья журналистам ИА «ФАКТ».
Наталья максимально объяла своих детей материнской заботой и всячески спасает девочек от страхов и тревог, которые принесла с собой война. Семья, как и большинство, сейчас находится в сложных жизненных условиях, однако Наталья делает все, чтобы ее дети радовались жизни. Таня проявила интерес к музыке, и Наталья, не раздумывая, сделала все, чтобы приобрести для своей дочери гитару. Помня, как активно Валя принимала участие в мероприятиях самодеятельности в родной школе, Наталья сейчас же записала свою девочку в танцевальную студию. Девочки также активно учат английский язык.
Несмотря на то, что нужно снабжать свою семью, Наталья всегда находит время, чтобы провести его со своими детьми. Эта женщина – настоящий оптимист и пытается объять атмосферой добра своих девочек. То сводит их поконтактовать с животными в Фельдман Экопарке, то подарит детям минуты радости в Центральном парке. Лица детей светятся радостью в эти минуты, и все страхи уходят. Девушки всесторонне развиваются и постоянно чем интересуются.
«У детей должно быть счастливое детство, несмотря ни на что», – говорит Наталья.
Эта история преданной своей семье женщины должна являться примером того, как защищать своих детей от ужасных коррективов, что внесла в нашу жизнь война.
Не стоит замыкаться в себе и ждать опасности. Следует быть внимательными и отзывчивыми к своим детям, создать для них максимальную атмосферу покоя и доверия. Дети – самая уязвимая часть общества. И именно в родстве они должны найти свой спасительный остров.