Юридическая консультация

Неожиданные административные штрафы: что может обернуться наказанием без предупреждения

Знали ли вы, что наказание можно получить не только за преступление, но и за обычное обыденное действие, которое когда-то считалось безопасным или просто «непроблемным»? Украинское административное право, в отличие от уголовного, не всегда подает запрет прямо и четко, зато часто работает через сложную систему ссылок, подзаконных актов и специальных правил. В результате граждане нередко узнают о нарушении уже тогда, когда на руках есть протокол или сообщение о штрафе. Именно такая неочевидность и порождает больше всего вопросов. Ведь если об уголовных преступлениях общество говорит постоянно — в школах, медиа, фильмах, то административные правонарушения чаще всего оказываются без публичного внимания.

Юристы адвокатского объединения «Репешко и партнеры» прокомментировали, какие обычные привычки могут привести к штрафу, рассказали, как работает Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), почему его положение не всегда легко трактовать и какие нормы появились в новых реалиях. И, самое главное, следует учитывать, чтобы не оказаться в ситуации, когда незаметное действие становится поводом для наказания.

Некоторые граждане даже не задумываясь о том, насколько их действия соответствуют норам действующего законодательства. Впрочем, в правовом поле существует правило: незнание закона не освобождает от ответственности. Именно поэтому нужно быть осведомленным о том, что можно делать без каких-либо последствий, а за что можно получить наказание. И если с нормами Уголовного кодекса все знакомы и знают, что нельзя воровать, изнасиловать, избивать и убивать, то нормы Кодекса Украины об административных правонарушениях могут оказаться для многих полной неожиданностью. Дело в том, что нормы КУоАП не содержат многих правил, а только отсылают к ним. Поэтому иногда, даже перечитав статью кодекса, люди не поймут, что именно правонарушение.

В лес за дровами

Еще с детства и сказок мы помним, как дед ходил в лес за дровами. Впрочем, давнюю традицию некоторые продолжают и сейчас. Но согласно действующим нормам права, вырубка/спил деревьев относится к специальному лесопользованию. Другими словами, на это нужно разрешение. Так, согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 10 декабря 2004 года № 17 «О судебной практике по делам о преступлениях и других правонарушениях против окружающей среды» незаконная вырубка этой рубки деревьев и кустарников, совершенная без соответствующего разрешения; с разрешения, выданного с нарушением действующего законодательства; до начала или по истечении установленных в разрешении сроков; не в назначенных участках или сверх установленного количества; не тех пород деревьев, которые определены в решении; пород, вырубка которых запрещена.

Увидеть мешающее дерево взять пыли и «сделать благоустройство» по своему усмотрению — такая практика до сих пор встречается в селах, частном секторе и даже среди дачников. Однако срезать дерево — не то же, что срезать сорную траву. Даже на собственной территории или вдоль дороги, даже если дерево сухое или все равно упадет, такое действие требует официального разрешения. Юридическим основанием для любой вырубки является лесорубный билет или лесной билет, выдаваемый специальными органами. В документе четко указаны порода, количество деревьев и конкретный участок, где разрешена рубка. Выйти за эти пределы – значит нарушить закон. Даже одна самовольно срезанная ветка на той территории или без надлежащей бумаги может обернуться штрафом.

В зависимости от ситуации за данное нарушение отвечают сразу три статьи КУоАП:

Статья 65 – незаконная порубка, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка. Незаконная порубка и повреждение деревьев или кустарников; перевозка, хранение незаконно срубленных деревьев или кустарников; уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка природного происхождения и самосева на площадях, назначенных под лесовосстановление, — влекут наложение штрафа на граждан от тридцати до шестидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (510-10). Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой этой статьи, — влекут наложение штрафа на граждан от шестидесяти до девяноста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1020-1530 грн).

Статья 65-1 — уничтожение или повреждение полезащитных лесных полос и лесных насаждений. Уничтожение или повреждение полезащитных лесных полос, защитных лесных насаждений вдоль берегов рек, каналов, вокруг водных объектов, гидротехнических сооружений, на полосах отвода автомобильных дорог, железных дорог и других защитных лесных насаждений — влечет наложение штрафа на граждан от тридцати до сорок (510–765 грн).

Статья 153 – уничтожение или повреждение зеленых насаждений или других объектов озеленения в пределах населенных пунктов и за их пределами, не отнесенные к лесному фонду. Уничтожение или повреждение зеленых насаждений, отдельных деревьев, кустарников, газонов, цветников и других объектов озеленения в пределах населенных пунктов, непринятие мер по их охране, а также самовольный перенос в другие места при застройке отдельных участков, занятых объектами озеленения; повреждение деревьев и кустарников за пределами населенных пунктов, не отнесенных к лесному фонду, или их незаконная порубка — влекут наложение штрафа на граждан от десяти до тридцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170-510 грн).

Отметим, что часто нарушители не осознают, что имеют дело именно с находящимся под охраной закона объектом. А «небольшая обрезка» без согласования может юридически считаться повреждением зеленых насаждений. Поэтому, прежде чем брать в руки пыли, лучше убедиться, имеете ли на это право. Иначе вместо чистого участка получите постановление со штрафом.

Шашлык с протоколом

Поездка на природу с мангалом кажется невинной традицией, особенно весной и летом, когда в лесу пахнет сосновой смолой, а в воздухе дымком. Однако именно в это время во многих регионах Украины устанавливается пожароопасный период, и определенные действия на территории лесного фонда могут обернуться административной ответственностью.

Отметим, если в вашей области или обществе официально объявлен пожароопасный период, а погода соответствует IV классу пожарной опасности или выше, тогда действуют особые ограничения, прописанные в лесном законодательстве и подзаконных актах. Их нарушение не просто опасно для природы – оно карается штрафами.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Поощрения службы и бонусы при мобилизации военнообязанных

Следовательно, в лесном фонде в период повышенной пожарной опасности строго воспрещается:

– разжигать костры за пределами специально определенных и обустроенных мест. Речь идет не только об открытом огне на земле — даже размещение мангала, если место не оборудовано официально, считается нарушением. Исключения только для лесохозяйственных работ в специально отведенных зонах.
Расположение разрешенных для огня участков указывается на информационных стендах у входа в лес или рекреационную зону. Если такого стенда нет – безопасным считается только полный отказ от огня.

– заезжать транспортными средствами на территорию лесного фонда, за исключением транзитных дорог. В период высокого класса пожарной опасности пребывание любого транспорта (легковых авто, мотоциклов, квадроциклов) на лесных дорогах, полянах, опушках — запрещено, если это не лесная техника или транспорт, вовлеченный в охрану леса.

Все это прописано в нормативных документах, регулирующих режим использования лесов в период пожароопасности. И хотя многие граждане не подозревают об этой специфике, ответственность наступает независимо от того, были ли вы ознакомлены с правилами или нет. При этом типичные аргументы нарушителей — «мы только на шашлык», «ничего не курили» или «стояли недалеко от дороги» — не юридическое оправдание. Факт нарушения фиксируется инспекторами лесной охраны, полицией или спасателями и оформляется по нормам административного права. Иногда такая поездка завершается не пикником, а протоколом и штрафом.

Кроме того, категорически запрещается курить в лесу, бросать в лесу непогашенные спички, окурки, вытряхивать из трубок горячий пепел, кроме мест, оборудованных для этой цели. Тем, кто хочет приготовить на огне какие-нибудь блюда, следует помнить, что разжигать костер, пользоваться открытым огнем на расстоянии менее 30 м от зданий и сооружений, выбрасывать незатушенный уголь запрещается. Для приготовления пищи на открытом огне разрешается уменьшать эти расстояния до 5 м при наличии специально оборудованного очага и выграждения места применения открытого огня негорючими конструкциями (экранами) на максимальную высоту возможного пламени. Запрещается оставлять без присмотра источники открытого огня.

Также напомним, что места для разжигания костров нужно удерживать очищенными до верхнего слоя грунта, окаймлять полосой очищенного грунта не менее 2,5 м в ширину и размещать на расстоянии не менее 30 м от домов и сооружений, 25 м — до стоянок автотранспорта, 50 м — до хвойного и 25 м — до хвойного.

Согласно Правилам пожарной безопасности Украины, запрещено разжигать костер:

  • на природоохранных территориях – таких как заповедники, национальные парки, заказники и т.п.;
  • в лесных, парковых зонах;
  • вблизи водоемов — не ближе 30 метров от воды;
  • дворах жилых домов;
  • на детских площадках;
  • на балконах.

За наказание в этом случае отвечают 2 статьи КУоАП:

Статья 152 – нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населённых пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов. Нарушения государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов — влекут наложение штрафа на граждан от двадцати до восьмидесяти тысяч рублей (340-1360 грн).

Статья 77 – нарушение требований пожарной безопасности в лесах. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах — влечет наложение штрафа на граждан от девяноста до двухсот семидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1 530-4 590 грн). Уничтожение или повреждение леса вследствие неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, что привело к возникновению лесного пожара или распространению его на значительной площади, — влекут наложение штрафа на граждан от двухсот семидесяти до девятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (4 590 – 15 ).

Итак, прежде чем отправляться на природу, обязательно проверьте, какой пожарный режим действует в вашем регионе и откажитесь от спонтанных выездов в леса, если условия не позволяют. Это не формальность, а предотвращение реальной опасности.

Сжигание листьев

Во многих селах и даже в пригородах до сих пор считается вполне привычным «убирать двор» осенью или весной с помощью огня — поджечь кучу опавших листьев или сухую траву и наблюдать, как все «хорошо тлеет». Такая практика имеет не только экологические последствия, но и вполне конкретные юридические, за нее предусмотрен штраф. Обжиг растительности и ее остатков — то есть и стерни, и лугов, и пастбищ, и лесополос, и даже обычных листьев на газонах или в парках — регулируется статьей 77-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Если такие действия совершены без соблюдения установленного порядка (а на практике разрешения на это не дают никогда), это считается нарушением и наказывается штрафом от 180 до 360 тысяч рублей, то есть от 3 060 до 6 120 гривен.

Также в законе особо указано, что ответственность наступает и в том случае, когда сжигание происходит на землях сельскохозяйственного назначения, и когда речь идет о зеленых зонах в городах, а также о полосах вдоль дорог или железных дорог. Речь идет не только о вреде окружающей среды — поднимающийся в воздух дым несет угрозу здоровью людей, вызывает пожарную опасность, а во многих случаях приводит к выезду спасателей и полиции.

Не забывайте, что сам факт поджога листьев уже может быть достаточным для фиксации правонарушения, даже если вы «следили» за процессом и «ничего не поджигали в лесу». Жалобы могут поступать от соседей, очевидцев или по вызову экологической инспекции. Отказ признавать вину не отменяет ответственности, а наоборот усложняет правовую позицию. Итак, лучшим вариантом является воздержание от привычки, давно вышедшей за пределы закона.

Электросамокат становится основанием для штрафа

Когда речь идет об управлении транспортом в состоянии опьянения, представление у большинства людей достаточно стандартное: автомобиль, алкоголь, водитель, превысивший допустимый уровень. Но прецеденты последних лет доказывают, что закон значительно шире толкует понятие «транспортное средство». Одним из примеров этого является случай, недавно разлетевшийся по украинским медиа: женщина в состоянии алкогольного опьянения упала с электросамоката в Киеве и получила штраф в размере 17 000 гривен. Такая ситуация правомерна с точки зрения действующего законодательства? Правила дорожного движения определяют транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки людей или груза, а также устанавливаемое на нем оборудование. Именно поэтому электросамокат как средство передвижения с электродвигателем к этому определению вполне подпадает.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Трудовые права в условиях войны: что важно знать сегодня. Ч. 2

Отметим, что статья 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает ответственность за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, а также за передачу управления находящемуся в таком состоянии лицу или за отказ пройти осмотр в установленном порядке.

В частности, в статье говорится:

«Управление транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения или под влиянием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под влиянием таких лекарственных препаратов, а так же отказ лица в порядке алкогольного, наркотического или иного опьянения или употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции».

То есть, закон формулирует нарушения из-за самого факта управления транспортным средством в состоянии опьянения — независимо от его типа, если он считается источником повышенной опасности. И именно такое заключение закреплено в постановлении Верховного Суда от 15.03.2023 по делу №127/5920/22, где указано:

«Использование электросамоката или другого подобного средства (моноколеса, сегвея и т.п.) для перемещения лица как участника дорожного движения является источником повышенной опасности в понимании статьи 1187 Гражданского кодекса Украины, если в конкретном случае такое средство приводилось в движение посредством установленного на нем электрического двигателя. Для квалификации деятельности, связанной с таким использованием электрического самоката, характеристика электросамоката как механического транспортного средства с учетом мощности электродвигателя, установленного на нем, не имеет значения».

Судебная практика по этому вопросу еще не установлена, однако это постановление является первым, где прямо закреплено: электросамокат может быть признан транспортным средством для целей квалификации правонарушения по ст. 130 КУоАП. То есть даже если вы не за рулем автомобиля, но едете на электрическом средстве передвижения в состоянии опьянения, это может считаться полноценным административным правонарушением.

Такая позиция является логическим продолжением понимания безопасности в современном городе: чем быстрее и массивнее оборудование, которым управляет личность, тем выше риски для пешеходов и личности. И электросамокаты, даже бытовые модели, способные развивать скорость до 25–30 км/ч, имеют вес, инерцию, а в некоторых случаях способность к травмированию при падении. Так что не стоит считать электросамокат «игрушкой», за рулем которой все позволено. В случае нарушения правил ответственность вполне реальна, а сумма штрафа может быть равна той, которую уплачивают водители автомобилей.

Весенний букет с протоколом

«Нарву цветов и подарю букет любимых» — романтический порыв, который весной, особенно в сезон подснежников или подснежников, становится почти традиционным. Но если такие цветы растут не на клумбе у подъезда, а в лесу или на опушке леса, последствия этого жеста могут быть совсем не поэтические. Следует знать, что срыв, сбыт, хранение или выкапывание редких и исчезающих растений в Украине не просто нарушение экологической этики, а полноценное административное правонарушение, за которое предусмотрены реальные штрафы.

Наиболее известными видами под защитой закона являются подснежники, белоцветы, рябчики, сон-трава, черемша (он же – медвежий лук), шафран, подснежники и десятки других первоцветов. Но охраняются не только занесенные в Красную книгу Украины. Существует также официальный перечень редких и исчезающих видов, который значительно шире и включает растения, обладающие природоохранной, научной или даже кулинарной ценностью. Именно поэтому «невинный букет», собранный в лесу или на лужайке, может превратиться в основание для составления протокола.

За такие нарушения предусмотрены две статьи КУоАП:

Статья 88-1 КУоАП – нарушение порядка приобретения или сбыта объектов растительного мира.
Нарушение порядка приобретения, сбыта или распространения объектов растительного мира — влечет наложение штрафа на граждан от тридцати до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (510 – 1 700 грн) с конфискацией объектов растительного мира или без таковой.

Те же действия, совершенные в отношении объектов растительного мира, которые находились в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, занесенных в Красную книгу Украины, или охраняемых в соответствии с международными договорами Украины, — влекут наложение штрафа на граждан от ста до двухсот пятнадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (1 ) объектов животного или растительного мира

Статья 90 КУоАП – ухудшение, уничтожение среды обитания (роста) редких растений. Уничтожение или повреждение среды роста растений, виды которых не занесены в Красную книгу Украины, но внесены в перечень редких или имеющих особую природоохранную или научную ценность или находятся под угрозой исчезновения — влечет наложение штрафа на граждан от двадцати до тридцати необлагаемых минимумов незаконно добытого.

Таким образом, даже один сорванный подснежник или пучок черемши может стоить больше, чем роскошный букет из цветочного магазина. Более того, ответственность наступает не только за срыв, но и за перевозку, продажу, хранение, выкопку или повреждение среды, где растет охраняемый вид.

Именно поэтому самым безопасным весенним букетом есть одуванчики. Они не охраняются, не занесены в списки исчезающих и растут без ограничений. Все остальное потенциально рискованно. Цветы лучше фотографировать, чем рвать, но если уж хотите сорвать, рвите ответственно.

Еще раз напомним: правоприменение в сфере административных правонарушений часто базируется не только на тексте закона, но и на многочисленных подзаконных актах, инструкциях и локальных правилах от санитарных норм до решений органов местного самоуправления. Поэтому правонарушение может возникнуть не из-за злостного умысла, а обычного незнания деталей.

Если вы совершаете какое-либо действие в публичном пространстве или касается оно жилищно-коммунальной сферы, домашних животных, шума, благоустройства, использования электроэнергии или воды, лучше заранее проверьте, не установлены ли здесь дополнительные требования. Особенно это касается жителей многоквартирных домов, предпринимателей, водителей и владельцев животных. А главное — в случае составления админпротокола не отказывайтесь от подписи, но указывайте свою позицию в письменном виде, фиксируйте обстоятельства, требуйте копию документа и обращайтесь за правовой консультацией.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button