Юридическая консультация

Новые штрафы от ССС: юристы комментируют систему «оплата со скидкой»

Нарушение правил военного учета давно уже стало одним из маркеров публичного напряжения между гражданами и государством. Если раньше государство говорило с нарушителями в основном на языке жестких санкций, то теперь избрало другую интонацию. В марте Верховная Рада внесла изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, существенно изменяющих порядок привлечения к ответственности за нарушение правил военного учета. Они направлены на создание дополнительных стимулов военнообязанным для мобилизации в виде упрощения процедуры оплаты штрафов от ТЦК, а также скидки при определенных условиях.

Информационное агентство «ФАКТ» обратилось к юристам адвокатского объединения «Репешко и партнеры», чтобы выяснить, как работает «штраф со скидкой» в условиях военного положения, и что это значит для граждан.

Сразу отметим, что количество штрафов от ТЦК и СП, наложенных на военнообязанных нарушителей, постоянно растет. Так, по данным Министерства юстиции, в 2024 году на исполнение постановлений ТЦК и СП о наложении штрафов было открыто более 25 тысяч исполнительных производств. Примерно половина из них была завершена, что означает уплату нарушителем наложенного штрафа или его отмену. С начала 2025 года открытых исполнительных производств по поводу такого штрафа достигает примерно десяти тысяч. Впрочем, на текущий год закрытых исполнительных производств уплаченным штрафом не более десятой части. Нарушители активно пользуются своим правом на обжалование в суд наложенного штрафа и во многих случаях получают положительное решение.

Хотим отметить, что большинство выписанных штрафов за нарушение правил военного учета касается мужчин. Впрочем, количество штрафов, наложенных на женщин, тоже продолжает расти. Напомним, в Украине с 1 октября 2023 года военный учет стал обязательным для женщин определенных профессий от 18 до 60. Чтобы не получить штраф, женщины должны были стать на учет до 17 июля 2024 года.

Чтобы усовершенствовать механизм по взысканию штрафа и разгрузить судебную систему и отделы исполнительной службы, Верховная Рада Украины 13 марта приняла закон «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по усовершенствованию механизмов привлечения лиц к административной ответственности за нарушение правил военного учета и законодательства об обороне, мобилизационной подготовке». Он уже подписан Президентом Украины и ждет своей публикации, он вступит в силу на следующий день после официального обнародования. После этого военнослужащие, вставшие на защиту страны и не успевшие обновить свои данные, освобождаются от уплаты штрафов. При этом для гражданских появится удобная возможность заплатить штраф со скидкой 50% в «Резерв+».

Следует все же напомнить, что уплата административного штрафа в любом размере есть привлечение к административной ответственности. Новая законодательная норма предусматривает то, что гражданам станет проще решать вопросы, связанные с административными нарушениями по статьям 210 и 210-1 КУпАП минимального штрафа – 8,5 тыс. грн – если уточнение данных не было подано без уважительной причины. То есть, вместо долгой бюрократической волокиты будет быстрое урегулирование ситуации в несколько кликов.

Заявление о рассмотрении своего дела может подать лицом, привлекаемым к административной ответственности двумя путями:

  • лично в письменной форме;
  • через электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста.

Впрочем, возможность подачи заявления через «Резерв+» сейчас еще не реализована (Минобороны обещает сделать это летом). Поэтому пока заявление можно фактически подавать только в бумажном виде.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Потеря права пользования жильем: что нужно знать взрослым и какие риски для детей

Руководитель территориального центра комплектования и социальной поддержки будет иметь три дня не то, чтобы проверить, действительно ли лицо признало свою вину и согласилось на привлечение к админответственности без личного присутствия. Если все соответствует закону, руководитель обязан вынести постановление по делу — даже без участия нарушителя, но с соблюдением всех требований статей 247, 280 и 283 КУоАП. То есть решение может быть принято дистанционно, но исключительно в рамках правовой процедуры. При этом в постановлении о наложении административного взыскания руководитель ТЦК и СП определяет размер штрафа на уровне минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи Кодекса об административных правонарушениях (КУоАП) за совершение такого правонарушения.

В случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, подала заявление через электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста, копия постановления по делу может быть направлена ​​ему средствами электронной связи в адрес электронной почты, указанный в Едином государственном реестре призывников, военнообязанных и резервистов, резервиста.

В случае, если постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа за правонарушение, предусмотренное статьями 210 и 210-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, вынесено в порядке, предусмотренном статьей 279-9 настоящего Кодекса, и лицо в течение десяти календарных дней со дня вступления в такое постановление не предусмотрено законодательством. наложение административного взыскания, такое постановление считается исполненным.

В то же время в случае неуплаты штрафа лицом, совершившим правонарушение, предусмотренное статьями 210 и 210-1 настоящего Кодекса, в течение 30 дней со дня вступления в законную силу постановление о наложении административного взыскания такое постановление подлежит принудительному исполнению. Как видим, изменены сроки передачи постановления для принудительного исполнения в государственную исполнительную службу именно для случаев, когда постановление вынесено из заявления правонарушителя о признании правонарушения. В таком случае направить постановление в государственную исполнительную службу ТЦК и СП сможет только через 30 дней после вступления постановления в законную силу. Указанный срок введен именно для того, чтобы лицо успело оплатить 50% штрафа, а ТЦК и СП получить подтверждение поступления уплаченных средств.

Теперь постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренное статьями 210 и 210-1 КУоАП, в случаях, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и согласно на привлечение его к административной ответственности при его отсутствии, кроме данных, определенных частью второй настоящей статьи, должно содержать также сведения о дате, способе поступления и содержании заявления. Кроме того, в постановлении о наложении административного взыскания должна содержаться информация о порядке исполнения административного взыскания, в том числе реквизиты для уплаты штрафа, и сведения о том, что постановление будет считаться исполнено в случае уплаты в течение десяти календарных дней со дня вступления в такое постановление законной силы не менее 50 процентов размера штрафа.

Еще один важный нюанс: если во время особого периода человек совершил административное правонарушение по статьям 210 или 210-1 КУоАП, и подал заявление, в котором признает свою вину и не возражает против привлечения к ответственности без своего участия, протокол в отношении него не составляется. Такое заявление открывает возможность сразу вынести постановление о наложении взыскания без лишних процедур.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Изменение очередности наследования: правовые основания и судебная практика

Итак, новой юридической нормой упрощенный алгоритм действий выглядит следующим образом: лицо подает заявление, признающее совершенное правонарушение до того, как ТЦК и СП будет вынесено постановление о привлечении к ответственности. В таком случае в течение 3 дней со дня получения заявления ТЦК и СП рассматривает заявление и выносит постановление с минимальным размером штрафа (17 тысяч гривен). Если постановление вынесено именно в таком порядке (на основании заявления – независимо от способа подачи заявления), постановление будет считаться исполненным в случае уплаты нарушителем в течение десяти календарных дней со дня вступления такого постановления в законную силу не менее 50 процентов размера штрафа.

Обращаем внимание на даты – привязка идет не до даты постановления, а даты вступления в силу. Если постановление не обжаловано, оно вступает в силу через 10 дней.

Кроме того, появилось также новое основание, по которому производство по делу об административном правонарушении подлежит закрытию – это прохождение военной службы лицом, в отношении которого начато производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное статьями 210 и 210-1 КУоАП. Это означает, если, например, выявлено нарушение правил военного учета мужчиной, который к моменту вынесения постановления стал военнослужащим, то постановление уже не должно быть вынесено. Однако тех, в отношении которых постановление о привлечении к ответственности уже вынесено, изменения не коснутся.

Следовательно, целью таких изменений является создание дополнительных стимулов военнообязанным для мобилизации в виде ухода от необходимости уплачивать штраф или уплатить штраф в минимальном размере не обжалуя его и не затягивая с уплатой.

Также, согласно принятым изменениям, сведения и информация из Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов будут считаться надлежащими доказательствами по делам об административных правонарушениях. То есть государство делает все больше шагов в направлении цифровизации жизни рядовых граждан, что является достаточно положительным изменением в рамках существующих военных реалий.

Еще одной новеллой стало то, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьями 210 и 210-1 КУоАП, могут также рассматриваться в двух вариантах:

  • по месту нахождения на военном учете лица, совершившего такие административные правонарушения;
  • по месту их обнаружения.

Иными словами, за нарушение правил военного учета может оштрафовать не только «свой» ТЦК и СП, но и любой другой.

Назвать это законодательное новшество положительным сложно. Ведь до сих пор не понятно, каким образом территориальные центры комплектования и социальной поддержки будут проверять, не было ли уже наложен штраф за то же нарушение военного учета другим ТЦК и СП. и то же правонарушение.

Ситуацию усложняет то, что в случае неуплаты штрафа добровольно запускается исполнительное производство, что автоматически удваивает сумму взыскания. Добавляем к этому риски ареста счетов, ограничения выезда и т.д. — и есть классический пример, когда хотели как лучше, а получилось как всегда.

Насколько эффективно будет работать новый механизм покажет только время. Уплачивать штраф по упрощенной процедуре или обжаловать его наложение в судебном порядке – каждый должен решать для себя отдельно.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button