Образовательная катастрофа: ухудшение качества школьного образования ставит под угрозу нацию
Помните свою классную комнату, где вы учились? Знакомый запах старых учебников, трещины на школьных партах, рассыпающийся в руках мел и учитель, пытающийся справиться с десятками учеников и минимальными ресурсами. Проходят годы, меняются учебные планы и государственные стандарты образования, однако такая реальность остается нормой для многих украинских школ и сегодня. Современный мир меняется молниеносно, и с ним должны изменяться и требования к образованию, но действительно ли украинская школа готова к этим вызовам? Получают ли наши дети то образование, которое позволит им добиться успеха в XXI веке? Пора посмотреть правде в глаза.
Состояние качества образования
Состояние качества образования всегда привлекало внимание общества и было едва ли не главной темой для дискуссий. Подпадая под постоянную критику, особенно в последнее время, образование претерпевает всевозможные реформы, чтобы наконец отвечать потребностям современного общества. В то же время, если задуматься, то какие же факторы определяют качество образовательного процесса? Вопрос достаточно сложный, поскольку фактически в стране не введен систематический мониторинг качества образования. Конечно, иногда МОН проводит какие-то опросы состояния преподавания отдельных предметов. Кроме того, в государстве создана Государственная служба качества образования, а также Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования (наименование), имеющее неоднозначную репутацию и кадровый состав. Но способны ли все эти органы действительно обнаруживать пробелы в образовательной системе? Наверное, нет. Не имея базы верифицированных данных, собранных ежегодно с охватом всех участников образовательного процесса, а не только отдельных групп, у них нет полной картины состояния образовательной системы в целом.
Для данным исследование “Мнения учителей, руководителей школ, образовательных экспертов, учащихся и их родителей по качеству образования”, которое проводилось по заказу Государственной службы качества образования, учителя, директора школ, родители и ученики в один голос утверждают, что овладение ключевыми компетентностями – это основной критерий , что влияет на качество образования:
- образовательные эксперты – 91%;
- директора школ – 81%;
- учащиеся – 70%;
- родители – 50%.
Преподаватели высших учебных заведений в частной беседе отмечают, что студенты не умеют анализировать информацию, критически мыслить, высказывать и обосновывать собственное мнение. Вот и возникает вопрос, удается ли в рамках школьной программы научить учащихся этим компетентностям, а где-то пошло не по тому пути?
В условиях динамично развивающегося мира невозможно дать статических знаний, которых будет достаточно. Человек должен быть гибким и подстраиваться под современные требования прогресса и рынка труда. Готовый набор знаний, как рыба, которой можно наесться только один раз. Школе же важно дать ту же удочку и научить ловить рыбу, чтобы ученик смог пользоваться знаниями на протяжении всей жизни.
При выборе школы родители (56%) и дети (69%) ориентируются на профессиональный уровень учителей. Но и здесь в образовательной системе есть тревожный колокольчик. Зажатые в тиски бумажной рутины, непомерных требований, гнета ответственности и низкой заработной платы, учителя массово уходят из профессии. Только в одной столице сейчас насчитывается 1371 вакансия. В селах ситуация намного сложнее, и учителей катастрофически не хватает. Там один педагог вынужден вести занятия не только по своему предмету, но и по тем, специалистом по которым он не является. Конечно, это не может не отражаться на качестве образования и еще в условиях дистанционного обучения, когда не все дети имеют стабильный доступ в Интернет из-за постоянных обстрелов.
Факторы, влияющие на качество образования
Среди факторов, влияющих на качество образования, респонденты также выделили связанные с формированием среды и микроклимата:
- сотрудничество между участниками образовательного процесса;
- безопасная для детей среда;
- комфортная психологическая среда.
О сотрудничестве в образовательной среде уже можно слагать легенды. Здесь на ум приходят слова украинского баснописца Глебова, где «больше меньшего пинает». Там, на горе, в своих уютных кабинетах чиновники-теоретики, которые даже детей с близкого расстояния не видели, крутят образовательными стандартами, как цыган солнцем. Далее требуют немедленного выполнения установленных без обсуждения требований и стандартов от директоров, а те, в свою очередь, возлагают это бремя ответственности на плечи бедных учителей. И всем безразлично, как именно будут реализованы данные стандарты на практике. Не находят понимания учителя и со стороны большинства родителей, которые почему-то забывают, что это в первую очередь их дети, а руководствуются мнением “вот мы отдали в школу, пусть учат”. И доходит, даже до того, что ни портфеля сложить ребенку, ни проконтролировать, сел ли ребенок выполнять домашние задания. Ведь знания сами в голову не запрыгнуть. И даже профессор не поможет тому, кто не имеет системности и ответственности в обучении. А ребенок в одиночку к этому не придет.
О безопасности среды в нынешних реалиях можно говорить долго. Министерство образования и науки Украины отчитывается о стремительном строительстве укрытий. За данным ZN.UA в школах Украины насчитывается 10 111 укрытий. Но пока МОН совсем не мониторит ситуацию по школам, где нет укрытий вообще, а, следовательно, не может дать четкую оценку насколько учебные заведения обеспечены укрытиями в целом. Много вопросов к укрытиям, ведь известны случаи обвала стен и затопления, как в некоторых школах на Киевщине и Черниговщине. Да и сами условия пребывания в этих укрытиях, скажем так, не способствуют обучению. Укрытия рассчитаны только на то, чтобы дети туда уместились, а дальше каждый просто убивает время, сидя там и занимаясь посторонними делами.
Трудно говорить и о комфортной психологической среде в условиях постоянного стресса и нестабильности, вызванной войной. Украинские школьники стали проявлять больше агрессии в своем общении со сверстниками. По данным, которые появились благодаря исследованию «Булинг и толерантность в учебных заведениях после 24 февраля 2022 года», было установлено, что 51,3% украинских школьников подвергались буллингу. Самый значительный уровень буллинга отмечен в областных центрах (34,4%). А вот в городах и селах этот показатель был меньше (24,1% и 25,3% соответственно). За помощью в решении вопросов травли чаще обращались учащиеся младшего возраста (68,1%), чем старшеклассники (47,9%). 52,2% учащихся получили помощь и поддержку при разрешении конфликта. В то время как 5,6% отметили, что никакую помощь не получили. 14,7% школьников даже были свидетелями, когда в буллинге принимали участие также и родители одноклассников.
Статистика качества знаний украинских школьников
По данным Международного исследования TIMSS, две трети четвертоклассников не справились с задачами применения теоретических знаний в реальных жизненных ситуациях.
По результатам ВНО-2010 по математике, максимальный балл смогли получить лишь 188 абитуриентов из 111 тыс. Причем 58% задач теста относились к категории «легких». В 2014 году задачи тестов ВНО по украинскому языку и литературе оказались сложными для большинства участников. Только 9 абитуриентов из 242 611 участников получили максимальный балл. По математике – 46. А по биологии и географии ни один участник не смог показать достойный результат.
В 2018 году был проведен мониторинг качества начального образования, по результатам которого только 48% школьников смогли решить элементарные задачи по нахождению периметра и площади прямоугольника. 40% школьников не смогли выполнить задание на поиск и интерпретацию информации, а 47% не умели оперировать с информацией вообще.
Международные исследования PISA 2018 и 2022 показали, что наши ученики отстают от своих сверстников из других стран по математической и читательской грамотности:
- не достигли базового уровня по математической грамотности – 36% и 42% соответственно;
- по читательской грамотности – 26% и 41% соответственно.
Следует заметить, что во время мониторинга проверялись не банальные умения школьников считать и читать. При оценке математической грамотности речь идет о способности видеть математику в реальной жизни и использовать собственные математические знания для успешного решения проблем. Читательская грамотность предполагает умение понимать, использовать, оценивать и осмысливать письменный текст для достижения определенных целей.
В обществе уже сложилось удобное для всех мнение, что помехой качественных знаний у наших школьников стали пандемия COVID – 19 и полномасштабное вторжение РФ. И судьба правды в этом есть, ведь дистанционное образование прошло тернистый путь через массовую изоляцию, отсутствие налаженной связи между учениками и учителями, перебои с электроэнергией, нестабильная Интернет связь, нарушение функционирования образовательных платформ. Но настоящая причина находится гораздо глубже.
Ежегодно образовательное сообщество выбирает учебники, по которым должно обучать школьников. Ежегодно издательства перепечатывают издание и быстро распечатывают новые. Изменяются обложки и объем страниц, а содержание не улучшается. Многие учебники опубликованы с откровенным нарушением санитарных требований. Вспомним учебники по истории для пятиклассников. Ну вряд ли ребенок 10 лет запомнит весь материал, изложенный как научный журнал, с множеством текстов, не выделенных никаким шрифтом и с почти отсутствующими иллюстрациями. А что говорить об учебниках по иностранному языку, где что ни страница, то целый набор слов, словно взятых прямо из словаря и еще в таком количестве, что учащиеся физически не могут запомнить. Упражнений на практическую отработку почти нет. И, если не урок, то новый набор слов.
Едва ли не самую обеспокоенность вызывают задачи тестов для ВНО и НМТ. Все мы прекрасно помним, какой долгий путь проходили эти тесты, пока не пришли к нам в таком виде, что имеем сейчас. За годы существования системы изменялись подходы к разработке тестовых заданий, появлялись и исчезали тесты по определенным учебным предметам, модернизировались системы защиты информации, разрабатывались и внедрялись новые модели определения результатов ВНО. С 2018 года и по сегодняшний день ГНА в форме ВНО по нескольким ключевым учебным предметам является обязательным условием для всех школьников и студентов учреждений профессионального (профессионально-технического) образования и высшего образования ІІІ уровней аккредитации. Система имеет целью дать прозрачные и беспристрастные результаты, делающие вступление возможным для каждого. Иногда некоторые задания тестов вызывают удивление. Так, в 2015 году ВНО по украинскому языку и литературе заставило абитуриентов выйти на митинг. Волну возмущения вызвали пять задач по отрывку произведения современной украинской писательницы Галины Пагутяк. По словам абитуриентов, предложенные варианты ответов на поставленные вопросы были синонимичны, а правильные ответы – абсурдны.
«Испугало, что ВНО было неподготовлено, было мало времени, потому что в том году отведенное на выполнение теста время сократили, это было очень влиятельно на наши ответы”, — вспоминает бывшая абитуриентка Настя Спириденко.
Во время проведения ВНО-2021 возник другой скандал, вызванный лишь одной проверкой задач с открытым ответом. Ранее такие работы поочередно проверяли два экзаменатора. Каждый из них ставил свою оценку. Если эти оценки были разными, то работу отдавали старшему экзаменатору. Но в тот год из-за нехватки финансирования Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) вынужден был нанять экзаменаторов только для одной проверки.
«Экзаменаторы – это люди, которые могут устать и ошибиться, результаты только одной проверки могут быть субъективными. Все, кто писал ВНО по математике, украинскому и иностранному языкам, оказались заложниками одной проверки, которая, разумеется, не может быть объективной”, — прокомментировал ситуацию в своем сообщении в Facebook один из экзаменаторов Тарас Ткачук.
Вот и оказывается, что финансирования всегда не хватает для качественного проведения процедуры оценки, в задачах тестов допускаем ошибки, что абитуриенты не справляются с ними, а вокруг только и слышно, “и то учителя плохо подготовили учеников”. Так уж сложилось, что у нас во всем принято винить учителей. И не понимаем, что смотреть нужно в корень проблемы.
Проблема подготовки к ЗНО и НМТ часто заключается в том, что школьная программа перегружена. Учащимся приходится усваивать большой объем материала в сжатые сроки, что вызывает стресс и перегрузку. Поэтому ученики не всегда успевают качественно подготовиться к экзаменам в рамках школьных занятий.
Кроме того, уровень подготовки, который обеспечивается в школе, часто не соответствует ожиданиям учащихся и их родителей. Чтобы обеспечить более глубокое понимание предметов и лучше подготовиться к ВНО, родители вынуждены нанимать репетиторов. Это приводит к дополнительным финансовым затратам и усилиям со стороны семьи, а также создает неравенство в возможностях подготовки среди учащихся.
С каждым разом наблюдается упрощение или урезание задач, что не позволяет действительно проверить уровень знаний абитуриентов, а следовательно создает в них ошибочные представления о будущем обучении и выборе высшего учебного заведения. Ведь такой подход это никакая не помощь для поступающих, а настоящая медвежья услуга. Каждый должен понимать истинную цену знаний и, чтобы их получить надо постараться, а не наставить те крестики как-то наугад.
Как видим, все эти проблемы идут цепочкой одна за другой, часто тесно переплетаются и приводят к одной большой проблеме – неудовлетворительному качеству образования. Можно ли обвинить МОН в бездействии? За последнее время в Министерстве образования и науки издают реформаторские идеи, как горячие пирожки. Только все, что предлагается без обсуждения со всеми участниками учебного процесса, не дает положительных результатов, а наоборот подвергается широкой критике.
Все стратегии реформирования образования, принятые Министерством образования и науки, начиная с 1993 года, никогда не отвечали настоящим потребностям общества. Содержание образовательного процесса вроде бы основывается на формировании компетентностей, необходимых для успешной самореализации в обществе, а главными участниками образовательного процесса являются соискатели образования и учителя, но на самом деле оказывается, что это громкие слова на бумаге. На деле у нас перегружены школьные программы, уставшие чрезмерным количеством информации учащиеся, даже не знающие, как воспринимать эту информацию и обремененные непосильными обязанностями учителя, которые держатся исключительно на собственном энтузиазме и любви к своей профессии. МОН же, в свою очередь, словно испытает всех участников образовательного процесса на гибкость, забрасывая сомнительными реформами типа Уроков счастья, слияния истории Украины и Всемирной истории и других предметов, обновленного предмета Защита Украины по непонятной программе.
В обществе долго обсуждался тот факт, что 40% учителей во время опроса «Новая украинская школа» в 5-6-х классах: вызовы внедрения не смогли объяснить разницу между НУШ и предварительным подходом к образовательному процессу. Но вина ли в этом учителей, что к государственным стандартам каждый раз добавляется только больше новых терминов, а само содержание не меняется уже годами. Вот и толчемся на одном месте, а воз и ныне там.
Реформы просто насаждаются насильно, а у послушных учителей нет возможности высказать свое экспертное мнение, наработанное годами их опыта, чтобы указать на сильные и слабые стороны. Где же здесь появится понимание реформы, когда твоему опыту не доверяют, а просто заставляют безвольно следовать навязанным доктринам? А потом еще общество ждет, чтобы такой молчаливый терпеливый исполнитель смог воспитать сильную и свободную личность.
Отток кадров в школах тоже становится настоящей катастрофой для системы образования Украины. Предлагаемые учителям низкие зарплаты не только обесценивают их труд, но и непосредственно подрывают основы школьного образования. Квалифицированные педагоги покидают школы в поисках лучшей жизни, оставляя детей без должного внимания и профессионального подхода. А остающиеся часто вынуждены работать на несколько ставок, что приводит к усталости и снижению качества обучения. Это не просто экономическая проблема, это угроза будущему нации.
Хочется, чтобы там в высоких кабинетах опомнились, наконец перестали экспериментировать над нашими бедными детьми и учителями, и действительно изучили состояние качества образовательного процесса и приобщились к созданию действительно качественного образования. Конечно, война и экономическая нестабильность ставят подножки и тем самым усложняют процесс реформации образования. Важно, чтобы Министерство образования и науки Украины имело смелость признать нерациональность своих действий. Ведь кто не ничего не делает, тот и не ошибается. Только смелые шаги вперед дадут толчок к настоящим изменениям и эффективным сдвигам.