Образовательный процесс находится в неведении: омбудсмен обратил внимание на острые проблемы

Война поставила перед системой образования Украину беспрецедентные вызовы. Обеспечение качественного обучения в условиях воздушных тревог, отключений электроэнергии и разрушенной инфраструктуры стало главной задачей педагогов, родителей и местных властей. Несмотря на все трудности, право каждого ребенка на образование остается незыблемым.
Одним из важнейших аспектов является создание безопасной образовательной среды. В этих условиях особая ответственность лежит на учредителях учебных заведений, которые должны не только организовать образовательный процесс, но и обеспечить его непрерывность даже при чрезвычайных обстоятельствах. Однако не всегда эти обязанности выполняются должным образом, как свидетельствует пример, приведенный образовательной омбудсменкой Надеждой Лещик.
Безопасность и качество образования в укрытиях: проблемы и примеры
Образовательная омбудсменка Надежда Лещик в своем сообщении Фейсбук обратила внимание на ситуацию, которая произошла в одной из школ (в какой именно не уточнила). Из-за отключения электроэнергии во время учебного процесса и воздушных тревог, дети были вынуждены находиться в темном укрытии без возможности продолжать занятия.
По словам омбудсменки, образовательный процесс в этой школе организован в две смены, причем вторая смена завершалась вечером, когда отключения электроэнергии были наиболее частыми. В темном помещении не было условий для продолжения учебы, что грубо нарушало право учащихся на качественное образование и безопасную среду.
Такая ситуация стала возможной из-за халатности основателя учебного заведения, которое не приняло мер по обеспечению укрытия источниками резервного питания. Только после обращения образовательного омбудсмена и родителей была проведена работа по устранению этих проблем.
Ответственность учредителей учебных заведений
Надежда Лещик подчеркнула, что учредители учебных заведений имеют полную ответственность за создание условий, обеспечивающих право детей на качественное образование даже при сложных обстоятельствах. Это включает не только организацию обучения, но и оснащение школ и укрытий соответствующим оборудованием, в частности, резервными источниками питания, системами вентиляции и другими необходимыми средствами.
Бездействие в этих вопросах недопустимо. Образовательный омбудсмен напомнила, что реагирование на подобные вызовы должно быть оперативным, а решения эффективными, чтобы ни один ребенок не оставался без возможности учиться.
«Должен отметить, что именно учредитель учебного заведения или уполномоченный им орган в соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона Украины «Об образовании» осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учебного заведения, обеспечивает и контролирует создание в учебном заведении безопасной образовательной среды.
Реагируя на мое обращение, учредитель учебного заведения сообщил, что в учреждении проведены все необходимые мероприятия с целью обеспечения заведения дополнительным источником бесперебойного питания во время образовательного процесса в две смены. Кроме того, сообщил, что противорадиационное укрытие снабжено отдельным электрогенератором мощностью 50 кВт и аккумуляторными лампами освещения, которые в случае отсутствия освещения работают в течение 2 суток. Также учредитель сообщил, что в случае воздушной тревоги дети по сигналу учителя и классного руководителя перемещаются в укрытие, где есть возможность продолжения образовательного процесса.
Информация, полученная от учредителя учебного заведения, свидетельствует, что после обращения образовательного омбудсмена он провел соответствующую работу по выполнению своих обязанностей. Однако досадно, что для этого необходимо было обращение родителей и обращение образовательного омбудсмена.
Понимаю, что сейчас, в период военного положения, есть немало дополнительных вызовов, связанных с созданием безопасной образовательной среды в учебных заведениях. Вместе с тем подчеркиваю, что учредитель учебного заведения должен осуществить все необходимое для возможности надлежащего получения учащимися образования – бездействие в этих вопросах не может быть оправдано», – подчеркнула Надежда Лещик.
Омбудсменко также дала советы родителям, отметив важность их участия в контроле за безопасностью и условиями обучения. Обращение родителей к руководству школ или образовательных органов может стать катализатором изменений и помочь решить проблемы, которые могут оставаться без внимания администрации.
Война поставила украинское образование перед новыми вызовами, требующими слаженной работы всех участников процесса — от педагогов до родителей. Безопасная среда для обучения – это не только физическая безопасность детей, но и обеспечение условий получения знаний даже в чрезвычайных ситуациях. Ответственность учредителей учебных заведений является ключевой в этом вопросе. Их активная позиция, а также поддержка со стороны общества помогут сохранить непрерывность образовательного процесса и обеспечить будущее для украинских детей, даже при самых сложных обстоятельствах.