Полномочия полиции в рамках закона о мобилизации: что нужно знать для защиты своих прав

На фоне современных изменений в мобилизационное законодательство как никогда актуальным является вопрос взаимодействия территориальных центров комплектования и социальной поддержки и сотрудников полиции в отношении военнообязанных или лиц, которые могут считаться таковыми.
ИА «ФАКТ» обратилось за комментарием к адвокатскому объединению «Репешко и партнеры» относительно уточнения вопросов: Какие полномочия имеют представители полиции в рамках действующего законодательства о мобилизации? Когда их действия будут считаться законными и что необходимо знать для защиты своих прав?
Нормативное регулирование вопросов мобилизации определено в недавнем постановлении Кабинета Министров Украины от 16 мая 2024 г. № 560, которым утвержден «Порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период». Согласно ей при объявлении мобилизации сотрудники полиции имеют следующие полномочия:
- Участвуют в осуществлении мероприятий по оповещению резервистов и военнообязанных вместе с представителями ТЦК и СП или в составе групп оповещения. При этом оповещение производится:
- по адресу места жительства или адресу задекларированного/зарегистрированного места жительства резервиста и военнообязанного группой оповещения, в состав которой могут включаться представители местных администраций или территориальных общин, ТЦК и СП, полицейские, а также во время оповещения жителей многоквартирных домов — руководитель учреждения (организации) ) либо физическое лицо — предприниматель, оказывающий услуги по управлению многоквартирными домами, либо председатель правления объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД);
- по месту работы или обучения группой оповещения в состав которой входит представитель местной администрации, предприятия (учреждения, организации), ТЦК и СП и полицейские;
- в общественных местах, общественных домах и сооружениях, местах массового скопления людей, на пунктах пропуска (блок-постах), пунктах пропуска через государственную границу Украины резервисты и военнообязанные могут быть оповещены группами оповещения, в состав которых могут входить представители местных властей, ТЦК и СП и полицейские.
- Организуют по обращению ТЦК и СП административное задержание и доставку в указанные центры и органы резервистов и военнообязанных, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 210 и 2101 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Административное задержание таких лиц производится независимо от их места нахождения на военном учете. В таком случае лицо доставляется в ближайший ТЦК и СП.
- Вносят в реестры и базы (банки) данные в информационной системы МВД, информацию о лицах, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 210 и 2101 Кодекса Украины об административных правонарушениях, производство по делам по которым осуществляется территориальными центрами комплектования и социальной поддержки.
- Сообщают ТЦК и СП о невозможности осуществить административное задержание и доставку в течение 30 календарных дней в такой центр лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 210 и 2101 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
- Организовывают проведение проверок у лиц мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет военно-учетного документа (военного учетного документа в электронной форме) вместе с документом, удостоверяющим личность, и в случае отсутствия у такого лица военно-учетного документа (в том числе в электронном форме) или наличия информации в реестрах и базах системы МВД, о розыске такого лица осуществления административного задержания и доставки такого лица в ближайший территориальный центр комплектования и социальной поддержки.
Вопросов относительно пункта внесения информации в реестры и базы данных у нас нет, как и к функции сообщения ТЦК и СП о невозможности административного задержания. Это более технические функции. С точки зрения практических функций полиции наиболее интересно административное задержание и доставка в ТЦК и СП.
Следует отметить, что согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях предусмотрены следующие штрафы:
– по ст. 210 Кодекса – нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета в особый период сумма штрафа составляет от 17 000 до 25 500 грн;
– по ст. 2101 Кодекса о нарушении законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации в особый период сумма штрафа также составляет от 17 000 до 25 500 грн. Орган, уполномоченный рассматривать дела по указанным правонарушениям это ТЦК и СП. Дело рассматривается и административное взыскание налагается руководителем ТЦК и СП.
Главным моментом в таком случае будет то, что лицо совершило указанное правонарушение и в отношении него уже есть постановление от руководителя ТЦК и СП о наложении соответствующей суммы штрафа. Здесь должен сработать третий пункт, указанный ранее, по внесению информации в реестры и базы данных МВД информации о лицах, совершивших административные правонарушения. В случае установления, что гражданин нарушает правила военного учета, определенные Порядком организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов или Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», выявление разногласий военно-учетного документа с военно-учетными данными Единого государственного реестра призывников, военнообязанных, резервистов старший группы оповещения предлагает резервисту или военнообязанному проследовать в районный (городской) ТЦК и СП для взятия на военный учет, прохождение медицинского осмотра для определения пригодности к военной службе, уточнения своих персональных данных, данных военно-учетного документа по военно-учетным данным Единого государственного реестра призывников, военнообязанных, резервистов.
С указанной целью гражданину оформляется и вручается повестка. В случае отказа проследовать в районный (городской) ТЦК и СП полицейский, входящий в состав группы оповещения, производит административное задержание и доставку гражданина в такой центр на основании статей 261 и 262 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Административное задержание регулируется нормами Кодекса об административных правонарушениях. Согласно данному кодексу в случаях, прямо предусмотренных законами Украины, с целью пресечения административных правонарушений, и, между прочим, когда исчерпаны другие меры воздействия, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях допускается административное задержание лица.
Задержание по данным основаниям прямо предусмотрено ст. 262 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Кодекса Украины об административных правонарушениях в котором указано, что административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться только органами (должностными лицами), уполномоченными на то законами Украины. Административное задержание производится органами внутренних дел (Национальной полицией) – при нарушении призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета, нарушении законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации,
Об административном задержании лица обязательно составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания Протокол подписывается составившим его должностным лицом и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем производится запись об этом.
О месте нахождения лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно сообщаются его родственники, а по его просьбе также владелец соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган.
Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание, о каждом случае административного задержания лиц информируют в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, центры по оказанию безвозмездной вторичной правовой помощи, кроме случаев, если лицо защищает себя лично или пригласило защитника.
Однако существует очень существенный момент в соответствии со ст. 261 Кодекса Украины об административных правонарушениях – при административном задержании лицо имеет право на адвоката. Причем сотрудники полиции должны сами сообщить центру по оказанию безвозмездной правовой помощи, который по поручению отправит в защиту лица адвоката. Насколько будет работать данная норма фактически покажет время. Дело в том, что административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов, а в необходимых случаях для установления личности и/или выяснения обстоятельств правонарушения — до трех суток. При задержании лица на три часа выполнить требование о предоставлении защиты адвокатом через центр по оказанию бесплатной правовой помощи практически и физически невозможно, учитывая небольшой промежуток времени задержания и необходимость осуществления многих действий, включающих поиск свободного адвоката и время его прибытия на место задержания или место. куда был перемещен задержанный человек.
Еще один очень важный момент, в котором вовлечены представители полиции. Это осуществление фото- и видеофиксации во время:
- вручение повестки;
- проверки военно-учетного документа.
При вручении повестки осуществляется фото- и видеофиксация с применением технических приборов и средств фото- и видеофиксации также во время проверки военно-учетного документа (военного учетного документа в электронной форме) вместе с документом, удостоверяющим личность также представителем ТЦК и СП или полицейским. осуществляется фото- и видеофиксация. Учитывая, что каждый полицейский имеет свою боди-камеру, именно с ее помощью и будет осуществляться указание фиксация. В дальнейшем записи хранятся в управлении полиции и их возможно получить непосредственно к лицу его адвокатом по адвокатскому запросу или судом и другими уполномоченными органами. Будут ли копии указанных записей передаваться полицией в ТЦК и СП и в каком объеме пока неизвестно.
Вызвать полицию для административного задержания могут только представители ТЦК и СП. Руководители органов охраны государственной границы или ее структурных подразделений со вступлением в силу Указа Президента Украины об объявлении (продолжении) мобилизации вызывают полицейского для осуществления административного задержания лица и его доставки в ближайший ТЦК и СП в случае наличия в Едином государственном реестре призывников, военнообязанных и резервистов сведений о представлении такого лица о розыске в Национальную полицию.
Как мы видим, представители полиции очень активно вовлечены в мобилизационный процесс на всех его этапах. Главная наша рекомендация гражданам – своевременно упорядочивать все необходимые текущие документы, чтобы у представителей государственных органов не возникало лишних вопросов.