Законодательные изменения в КУоАП относительно насилия: что нужно знать

Украина делает все больше шагов на встречу к мировому сообществу, демократическим ценностям и европейскому будущему. Одним из таких шагов является приведение национального законодательства в соответствие с европейскими нормами права и признание и ратификация норм международного права посредством конвенций.
Одной из последних Украиной в 2022 году была ратифицирована Конвенция Совета Европы о предотвращении насилия против женщин и домашнем насилии и борьбе с этими явлениями, или Стамбульская конвенция, являющаяся международным соглашением Совета Европы, которая признает уголовным преступлением и предотвращает насилие против женщин и девушек и защищает пост .
В связи с ратификацией настоящей конвенции недавно был принят закон, которым вносятся изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) о насилии. В настоящее время он находится на подписании у Президента Украины. Юристы адвокатского объединения «Репешко и партнеры» прокомментировали законодательные новации специально для ИА «ФАКТ».
Стамбульская конвенция охватывает домашнее насилие (включая психологическое и экономическое), сексуальное насилие (изнасилование, в том числе и брачные, и сексуальные притязания), убийства чести и другие преступления, оправдываемые «честью» (обливание кислотой, сжигание вдов, убийства невест, смерть ), увечья женских гениталий, принудительные стерилизации, аборты и браки, преследование (сталкинг) и прочее. Конвенция определяет насилие против женщин нарушением прав человека и формой дискриминации.
Закон, принятый в связи с ратификацией Украиной Стамбульской конвенции, предусматривает изменения в КУоАП – появились следующие новые статьи, определяющие административное наказание:
- Статья 137-6 совершение насилия по признаку пола, то есть умышленное совершение любых деяний (действий или бездействия) физического, психологического или экономического характера, направленных против конкретного лица через его принадлежность к определенному полу или стереотипные представления о социальных ролях (положение, обязанность) женщины или мужчины в обществе, в результате чего был причинен вред физическому (без причинения телесных повреждений) или психическому здоровью потерпевшего, – влечет наложение штрафа от 1700 грн до 3400 грн или общественные работы на срок от двадцати сорока часов, или исправительные работы сроком до одного месяца за вычетом двадцати процентов заработка. Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, – влечет наложение штрафа от 3400 до 5100 грн или общественные работы на срок от сорока до шестидесяти часов, или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев за вычетом двадцати процентов заработка, или административный арест сроком до десяти суток.
- Статья 173-7 — сексуальное притязание, то есть умышленное совершение против желания лица оскорбительных, унизительных действий сексуального характера, выраженных вербально или невербально (слова, жесты, телодвижения), в том числе с использованием электронных коммуникаций, — влечет наложение штрафа от 1360 грн до 2720 грн или общественные работы сроком от двадцати до сорока часов, или исправительные работы сроком до одного месяца за вычетом двадцати процентов заработка. Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, а также совершение такого нарушения в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от правонарушителя, – влекут наложение штрафа от 2720 грн. до 3400 грн или общественные работы сроком от сорока до шестидесяти часов, или исправительные работы сроком от одного до двух месяцев за вычетом двадцати процентов заработка, или административный арест сроком до пятнадцати суток.
Таким образом, как и во многих ведущих европейских странах, теперь у нас будет отдельная статья, которая предусматривает наказание по сексуальному домогательству в административной плоскости. При этом в данной статье определено, что именно считается сексуальным домогательством, какие действия будут считаться следующими. Также отдельно усилена ответственность за такие действия, если они совершаются на работе, при прохождении службы в рядах Вооруженных Сил Украины, если лицо находится в материальной зависимости. Интересно, что статья охватила и современные средства передачи информации как интернет, мессенджеры или электронную почту, отметив, что сексуальное домогательство может быть в том числе с использованием электронных коммуникаций, а не только на словах или действиях.
Это прогрессивное новшество, потому что позволяет привлечь нарушителя, имея при этом веские доказательства в виде переписки, фото, видео и аудио файлов. Главное в этом случае – своевременно сохранить имеющиеся доказательства путем копирования, фотографирования, скриншотания, сохранения в памяти компьютера или телефона, поскольку некоторые мессенджеры позволяют удалять посланную информацию не только в собственной переписке, но и в переписке визави.
Кроме того, еще более усилена статья 173-2 – совершение домашнего насилия, невыполнение срочного запретительного предписания или несообщение о месте своего временного пребывания. Необходимо отметить, что дел в категории «домашнее насилие», к сожалению, становится все больше. Так, только за январь 2024 года было зарегистрировано рекордное количество данных уголовных дел – 435. Это почти вдвое больше прошлогоднего промежутка времени. По данным Генеральной прокуратуры, в суд на рассмотрение доходит почти 80% открытых дел. Впрочем, судебная статистика в отношении административных материалов по данной категории несколько иная – дело дошедшее до суда и дело по которому принято постановление о наложении наказания – это совсем другие вещи. Не всегда административные материалы по данному правонарушению обладают качественной подготовкой и доказательной базой, что дает нарушителю ощущение безнаказанности.
При этом сейчас вопросов все же остается больше ответов. В частности, в ст. 153 Уголовного кодекса Украины (далее – УК) уже предусмотрена ответственность за совершение каких-либо насильственных действий сексуального характера, не связанных с проникновением в тело другого лица, без добровольного согласия потерпевшего, а следовательно часть действий, о которых идет речь в новой ст. . 173-7 КУоАП, на сегодняшний день признаются уголовными правонарушениями. При этом как будут разграничиваться эти две статьи и две ответственности пока пока не известно. При этом если идет расследование уголовного преступления, это более длительный и глубокий процесс. Если мы говорим об административном правонарушении, то это так сказать протокольная форма фиксирования события, хотя и с отобранием объяснений, показаний и тех же видеозаписей на пример в случае их наличия.
Этот же вопрос касается доказывания последствий по статье 137-6 КУоАП Украины в части причинения вреда физическому (без причинения телесных повреждений) или психическому здоровью потерпевшего. В условиях ограниченного производства по административным делам с учетом тем более сроков привлечения к административной ответственности указанные проблемы лягут именно на лиц, которые будут составлять протоколы по данным правонарушениям и собирать соответствующий материал.
Статьей 154 УК Украины уголовным правонарушением признается принуждение лица без его добровольного согласия к совершению акта сексуального характера с другим лицом и принуждение лица без его добровольного согласия к совершению акта сексуального характера с лицом, от которого потерпевшее лицо материально или служебно зависимо. Статьей 156 установлена ответственность за совершение развратных действий в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста и те же действия, совершенные в отношении малолетнего лица или совершенные членами семьи или близкими родственниками, лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию потерпевшего или заботы о нем . Таким образом, сейчас были созданы условия, при которых лицо может избегать уголовной ответственности за совершенные им преступления, ограничиваясь выплатой небольшого штрафа или общественными работами (до сорока часов) ст. 173-7 КУоАП – сексуальное притязание.
Также подчеркиваем, что совершение без согласия лица вербальных, невербальных или физических действий (в том числе с сексуальным подтекстом), не повлекших телесных повреждений, целью или следствием которых является унижение достоинства лица, в частности, путем создания запугиваемой, враждебной, унизительной или оскорбительной среды , и не связанные с проникновением в тело другого лица и не несущих значительной общественной опасности, могут быть квалифицированы, например, по смежным статьям, а именно — ст. 173 «Мелкое хулиганство» или по ст. 173-5 «Мобинг (травна) работника» КУоАП Украины в зависимости от того, в нарушение каких отношений будет возвращен фокус внимания. Ведь разграничение при определении конкретной статьи будет идти в зависимости от того, на какие отношения или объект посягнул нарушитель, а также его другие действия в целом.
При этом из положительного пока мы имеем то, что увеличены сроки привлечения к административной ответственности. По 38 КУоАП, которым устанавливаются сроки привлечения к административной ответственности, установлено, что административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 173-2 (домашнее насилие) и 173-6 (совершение насилия по признаку пола), может быть наложено в течение 6 месяцев со дня . Это очень положительная новация, поскольку в суд очень часто попадают не качественно составленные материалы, к тому же домашнего насилия. В свою очередь суду ничего не остается, как вернуть их органу полиции на доработку. Но пока материалы гуляют от полиции в суд, но снова по тому же маршруту в обратном направлении истекает срок привлечения к административной ответственности виновного лица. Такое лицо чувствует себя безнаказанным и продолжает совершение насильственных действий, что приводит к еще худшим последствиям для жертвы такого насилия.
Также законом введен запрет на освобождение нарушителя от административной ответственности с ограничением устным замечанием по ст. 173-2 — домашнее насилие и указано, что в случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных домашним насилием, они подлежат административной ответственности на общих основаниях.
По мнению специалистов, указанные изменения в КУоАП Украины в целом очень нужны, но требуют некоторой доработки с учетом разграничения с Уголовным кодексом Украины и спецификой фиксирования и сбора материалов по административным правонарушениям.
Во всяком случае, главное, что нужно помнить, когда совершается насилие, при чем где угодно и в отношении любого лица – это не молчать! Молчание порождает, так сказать, молчаливое согласие общества на дальнейшее совершение злоумышленником аналогичных действий. И уже в следующий раз ситуация может касаться не только коллеги, но и каждого из нас лично или наших близких людей. Ни одна норма закона не сможет остановить насилие без нашей помощи.