Юридическая консультация

Помощь детям, которые вернулись из ВТО или были депортированы: юридические разъяснения для семей

После возвращения с временно оккупированных территорий или из-за границ Украины, куда ребенок был вывезен принудительно, семьи сталкиваются как с психологическими и социальными вызовами, так и с материальными проблемами. В ответ на это государство ввело новый механизм поддержки: речь идет об единовременной помощи в размере 50 тысяч гривен для детей, переживших депортацию или вернувшихся из оккупации. Этот шаг является частью более широкой модели помощи, включающей не только финансовую выплату, но и правовое, медицинское и социальное сопровождение семьи. Однако для многих остается непонятным, кто имеет право на эту помощь, как ее оформить и что считать надлежащим подтверждением факта депортации или принудительного содержания.

Юристы адвокатского объединения «Репешко и партнеры» объясняют, как работает новый механизм государственной помощи детям, которые вернулись с временно оккупированных территорий или были депортированы. Они подробно разъясняют, кто имеет право на получение единовременной выплаты в размере 50 тысяч гривен и какие документы следует собрать.

Новый вид помощи, разработанный государством, касается детей, возвращенных после депортации или принудительного перемещения на временно оккупированные территории Украины. Он включает в себя не только денежную, но и многоуровневую поддержку в других сферах жизни не только ребенка, но и его семьи.

Получить новый вид помощи могут следующие категории детей:

  • возвращаемые с временно оккупированных территорий (ТОТ).
  • возвращающиеся после депортации на территорию РФ
  • которые были принудительно перемещены в пределах ТОТ.

При этом помощь выплачивается на каждого ребенка отдельно, независимо от того, сколько детей в семье подпадают под перечисленные категории.

Важными нюансами являются: данная помощь не влияет на другие социальные выплаты и субсидии, которые получает семья; выплаты предназначены для создания надлежащих условий адаптации и реинтеграции ребенка в украинское общество; в случае отсутствия родителей ребенок может быть устроен в семейную форму воспитания; поддержка также оказывается членам семьи ребенка

Все начинается с того, что субъект, обеспечивающий поиск, возвращение детей, по прибытии в Украину законного представителя или уполномоченного им лица вместе с ребенком по результатам возвращения с территории его депортации или принудительного перемещения, временно оккупированной территории Украины информирует их о механизме получения подъемной помощи.

Право на получение подъемной помощи у законного представителя или уполномоченного им лица возникает с даты их прибытия вместе с ребенком в Украину с территории ее депортации или принудительного перемещения, временно оккупированной территории Украины, если такое прибытие произошло после вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины от 4 июня 2025 г. №653 детей», и если информация о них содержится в индивидуальном плане. При этом выплата подъемной помощи законному представителю ребенка, депортированного или принудительно перемещенного, или находившегося под риском депортации и/или принудительного перемещения вследствие вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, или уполномоченному им лицу перечисляется Государственной службой по делам детей на счета получателей, открытые в учреждении.

Подъемное пособие выплачивается законному представителю ребенка единовременно в размере 50 000 гривен на каждого ребенка.  Средства подъемной помощи должны использоваться для создания надлежащих условий для реинтеграции и адаптации ребенка в Украине по результатам его возвращения с территории его депортации или принудительного перемещения или временно оккупированной территории Украины, а также осуществления мер, направленных на безотлагательное обеспечение прав и наилучших интересов ребенка, в частности, определенных в плане мероприятий по обеспечению сопровождения и реинтеграции ребенка.

Следует знать, что Государственная служба по делам детей по результатам прибытия законного представителя ребенка с ребенком в Украину ознакомляет их с условиями получения и использования средств подъемной помощи, а для получения всех надлежащих выплат и предусмотренной поддержки нужно обратиться именно в Государственную службу по делам детей, которая действует в ближайшей территориальной общине.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Граница между опрометчивостью и преступлением: ответственность за распространение слухов во время войны

Законный представитель ребенка по прибытии на территорию Украины по результатам возвращения с ребенком с территории его депортации или принудительного перемещения или временно оккупированной территории Украины обращаются в Государственную службу по делам детей с заявлением о предоставлении подъемной помощи, оформленной по форме и предъявляет:

  • паспорт гражданина Украины;
  • в случае отсутствия паспорта есть документ в мобильном приложении Единого государственного вебпортала электронных услуг (Действие);
  • или временное удостоверение гражданина Украины;
  • или вид на постоянное проживание;
  • или удостоверение беженца;
  • или удостоверение лица, нуждающегося в дополнительной защите;
  • документ с данными о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика (кроме физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщили об этом соответствующему контролирующему органу и имеют отметку в паспорте гражданина Украины);
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • или сведения электронного отображения актовой записи о рождении;
  • в случае отсутствия таких документов — заявление об имеющейся информации о ребенке, составленное в произвольной форме, в которой указываются наименование органа, в который подается заявление, информация о лице, подающем заявление (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), сведения о фамилии, собственное имя, отец заявления.

Отметим, что размер подъемной помощи не включается при исчислении среднемесячного совокупного дохода семьи (домохозяйства) для назначения всех видов государственной социальной помощи и жилищных субсидий, которые в соответствии с законодательством предоставляются в зависимости от совокупного дохода семьи (домохозяйства).

Обращаем ваше внимание на следующий нюанс! Выплата подъемной помощи производится в случае, если заявление о ее получении поступило в Государственную службу по делам детей в течение одного года со дня возникновения права на ее получение. Следовательно, за назначением и получением указанной помощи можно обратиться только в течение одного года с даты возвращения. Именно Государственная служба по делам детей на основании перечня получателей и заявления о предоставлении подъемной помощи, поданной в соответствии с требованиями, формирует ведомость о выплате подъемной помощи законному представителю ребенка и перечисляет подъемную помощь на счет законного представителя ребенка или уполномоченного им лица, открытого в учреждении уполномоченного банка, в течение пяти дней.

По каждому возвращенному ребенку государством составляется соответствующий план мероприятий по обеспечению сопровождения и реинтеграции ребенка, который включает мероприятия в рамках краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного пакета помощи. Краткосрочный пакет помощи (до трех месяцев) включает комплекс мер, направленных на безотлагательное обеспечение прав и лучших интересов ребенка, и предусматривает:

  • обеспечение экстренным размещением по возвращении в Украину;
  • обеспечение сопровождения ребенка для получения социальных, образовательных и реабилитационных услуг;
  • обеспечение предоставления экстренной, первичной и специализированной медицинской помощи;
  • оказание поддержки в сфере психического здоровья и психосоциальной поддержки;
  • обеспечение продуктами питания;
  • содействие в восстановлении документов;
  • получении другой правовой помощи;
  • компенсацию за осуществленные расходы по оплате совершаемых нотариальных действий (при обращении);
  • оказание помощи в приобретении технических средств, учебников, проведение дополнительных занятий и т.д. с целью получения ребенком образования.

Кроме того, среднесрочный пакет помощи (от трех до шести месяцев) включает комплекс мер, направленных на поддержку ребенка и его семьи, и предусматривает:

  • обеспечение поддержки родителей, других родственников ребенка в целях возвращения ребенка на воспитание в семью;
  • принятие мер по предоставлению ребенку статуса ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской опеки (при необходимости);
  • принятие мер по устройству ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской опеки, в семью граждан Украины, под опеку, попечительство, в приемную семью, в детский дом семейного типа в порядке, установленном законодательством;
  • обеспечение поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью;
  • предоставление услуги по поддержанному проживанию (для детей, достигающих совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, имеющих опыт проживания в учреждениях, осуществляющих институциональный уход и воспитание детей).
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Право на землю в 2025 году: новые правила и юридические нюансы

В то же время долгосрочный пакет помощи (от шести до 18 месяцев) включает в себя комплекс мероприятий, направленных на длительную поддержку ребенка и его семьи, и предусматривает:

  • образовательную и социальную поддержку; обеспечение социальным жильем; обеспечение доступа к медицинским и реабилитационным услугам;
  • оказание поддержки в сфере психического здоровья и психосоциальной поддержки;
  • укрепление навыков отцовства, учитывающих последствия травмы, и семейные отношения в биологических семьях;
  • проведение с детьми, лишенными родительской опеки, вернувшихся в Украину после депортации, принудительного перемещения, нахождения под риском депортации и/или принудительного перемещения в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, работы по подготовке их к устройству в приемные семьи, детские дома семейного типа;
  • принятие мер к образованию приемных семей, детских домов семейного типа с целью обеспечения права на семейное воспитание детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, которые депортированы или принудительно перемещены в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины или находились под риском депортации и/или принудительного перемещения и удовлетворения потребностей таких семей;
  • создание условий для размещения детей в условиях, приближенных к семейному, социальному жилью, жилью из жилищного фонда социального назначения, квартире или усадебному (одноквартирному) жилому дому из жилого фонда социального назначения, если это отвечает наилучшим интересам ребенка;
  • осуществление социального сопровождения семьи, в которую устроен ребенок, с целью содействия адаптации ребенка в новой среде (в случае устройства ребенка в приемную семью, в детский дом семейного типа, под опеку или попечительство);
  • предоставление финансовой поддержки семье, содействие трудоустройству совершеннолетних лиц трудоспособного возраста, развитию навыков и профессионального обучения.

Перед подаче документов на помощь важно убедиться, что у вас есть официальное подтверждение факта депортации или принудительного перемещения ребенка. Это может быть выписка из реестра, акт от органов власти или решение суда. Если таких документов нет, следует обратиться в уполномоченные органы с запросом на фиксацию соответствующего факта.

Рекомендуем не медлить с подачей заявления по возвращении, поскольку сроки рассмотрения могут быть длительными, а органы соцзащиты иногда работают с задержками. Следует также хранить копии всех поданных документов и фиксировать дату обращения. В случае отказа или затягивания обращайтесь в письменном виде с запросом о причинах. В ответ должно быть официальное обоснование. При отсутствии ответа в течение установленного срока или в случае безосновательного отказа можно обращаться в суд или к уполномоченному по правам человека.

Если семья вернулась без сопровождения со стороны государства или международных организаций, советуем обратиться в центры предоставления бесплатной правовой помощи с вопросами подготовки документов и защиты интересов в случае спора. Во избежание риска потери права на помощь желательно сразу зарегистрировать место нахождения ребенка на подконтрольной территории, получить новые документы в случае их потери, а также фиксировать все обращения в медицинские, социальные или образовательные учреждения, это может подтвердить факт возврата и потребность в поддержке.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button