Послевоенный выбор: готовится ли Украина к президентским выборам в новой реальности

Уже несколько месяцев подряд в кабинетах власти, экспертной среде и международных кругах все чаще звучит один вопрос: как и когда в Украине состоятся президентские выборы. Хотя полномасштабная война поставила на паузу политический календарь, это не устраняет ключевой вопрос — что дальше? Выборы будут настоящим тестом на возможность государства сохранять демократические институты даже после лет разрушения, травм и чрезвычайного положения. Но как именно должен состояться избирательный процесс и готова ли к нему страна?
Что сейчас известно о подготовке к выборам
Сейчас на поверхности полная тишина. В публичном пространстве власти говорят об отпоре врагу, дипломатии, оружии и оборонных бюджетах. Однако под этой поверхностью есть другой трек, который все отчетливее набирает обороты. Во властных кругах уже не первую неделю появляется напряженное закулисное оживление, не имеющее ничего общего с фронтом, но имеющее прямое отношение к личному политическому будущему президенту. И все больше становится понятно: после окончания боевых действий Банковая готовится к запуску избирательной кампании.
Публикация в The Economist, где речь идет о возможных выборах президента уже этим летом, после прекращения огня и окончания срока военного положения, возбудила информационное поле не сама по себе. Ее возражение со стороны Офиса Президента выглядело до сих пор нервным, и не случайно. Какие бы комментарии ни появлялись публично, во властной среде давно продолжается стратегическая игра: как использовать момент, когда война еще не завершена окончательно, а реальные альтернативы нынешнему главе государства еще не успели оформиться в сильные политические структуры. Именно поэтому период после первого перемирия, особенно если оно наступит к началу мая, выглядит в команде президента как окно возможностей и для страны, и для конкретного политического лидера.
Это окно, однако, не будет открыто долго. В оппозиционных кругах это тоже понимают. И именно сейчас решается вопрос: станут ли выборы президента путем возвращения к демократическому циклу или способом перехватить инициативу, пока другие еще не пришли в себя. Послевоенная избирательная кампания в Украине не начнется по первому сигналу прекращения огня. Даже если боевые действия прекратятся, это не означает автоматической отмены военного положения. И тем более это не означает немедленного старта президентской гонки. По логике, изложенной советником главы Офиса Президента Михаилом Подоляком, государство не будет подстраиваться под внешнее давление — ни политическое, ни медийное, ни военное. Речь идет не только о политической осторожности, но и о правовой процедуре, которая в Украине, несмотря ни на что, остается в силе. По словам Подоляка, даже после завершения военного положения подготовка к выборам продлится несколько месяцев — не менее трех, скорее всего, шесть. И этот процесс будет состоять из двух параллельных треков: организационного и законодательного.
С одной стороны, государство должно восстановить инфраструктуру избирательного процесса, адаптировав ее к реалиям послевоенного времени. С другой стороны, Центральная избирательная комиссия вместе с парламентом должны инициировать изменения в избирательное законодательство, потому что выборы после масштабной войны — это не просто бюллетень и участок, а новые вызовы: миллионы избирателей за рубежом, военные в окопах, разрушенные округа и вопросы безопасности в прифронтовых регионах.
Следовательно, о выборах и досрочной отмене военного положения в Офисе Президента говорить не спешат и вообще не хотят. К тому моменту, когда ежедневные ракетные удары исчезнут из повестки дня, никаких избирательных кампаний не будет ни по политическим соображениям, ни по соображениям безопасности. Украина не будет играть по сценариям, которые кто-то хочет ей навязать. И главное — не позволит, чтобы право выбора снова стало основанием для новой угрозы.
Когда могут начаться выборы
Ни публичное заявление, дипломатическое приветствие и ни одно давление со стороны партнеров не сможет официально запустить избирательный процесс в Украине до тех пор, пока не будут сняты две ключевые блокады. Первая – это режим тишины на фронте. Вторая – это военное положение. Все остальное – только политический шум, попытки тестирования реакций и игры на опережение. Официально выборы в условиях военного положения невозможны. И хотя все чаще звучат расчеты, что прекращение огня может быть достигнуто до конца апреля или начала мая, в частности, благодаря активной позиции администрации Трампа, которая хочет закрыть «украинский вопрос», гарантий на сегодняшний день нет. Даже если стрельба прекратится, совсем не факт, что военное положение будет отменено.
Именно поэтому единственным событием, которое реально переведет подготовку к выборам из фазы стратегического моделирования в практическую плоскость, является отмена военного положения. И здесь все привязано к календарю. Если предположить, что его не продлят, и он завершится 8 мая, тогда уже 9 мая запускается обратный отсчет: выборы президента должны быть объявлены в течение месяца, а именно голосование через 90 дней после объявления. То есть ориентировочно в августе – сентябре. Осенью также могут пройти парламентские и местные выборы.
Подготовка к парламентским выборам, по закону, еще короче — 60 дней. Но здесь, похоже, уже принято негласное решение: Верховную Раду будут выбирать позже. Вероятно, в последнее воскресенье октября, вместе с местными выборами. Причина сугубо техническая: организовать выборы президента гораздо проще, чем парламентские, предполагающие сотни округов, десятки партий, внутренние скандалы, судебные войны и риски для стабильности в обществе. Именно поэтому президентские выборы, скорее всего, будут первыми — менее взрывоопасными, управляемыми и предполагаемыми.
Кроме того, именно такой порядок – сначала президент, потом парламент – поддерживают в Вашингтоне. Логика проста: мирное соглашение должно быть подписано новым президентом с мандатом последних выборов, но утверждено нынешним, полностью контролируемым парламентом. В случае нового Совета, куда могут войти военные, волонтеры и новые политические игроки, ситуация с ратификацией может стать непредсказуемой.
Все нынешние расчеты по выборам просто игрой с условностями. Формально в законе все прописано: месяц на объявление после отмены военного положения, 60 дней на парламентскую кампанию, 90 – на президентскую. Но на практике это напоминает попытку втиснуть послевоенную реальность в рамки довоенного алгоритма. Центральная избирательная комиссия (ЦИК), кажется, первый из институтов, вслух признавших очевидное: эти термины в мирной жизни являются формулой стабильности, но после войны — ловушкой.
Глава ЦИК Олег Диденко заявил без иллюзий: Условия изменились до неузнаваемости. поэтому, говорит Диденко, процедуры нужно просматривать. И желательно еще до того, как раздастся стартовый выстрел.
Сейчас, по словам главы ЦИК, есть понимание: периода, определенного законом, после завершения военного положения для реального запуска выборов не хватит. Так думают не только в комиссии, но и среди политиков, независимо от того, из какой они фракции. И хотя закон прописывает, что парламентские выборы должны проводиться первыми, а потом — президентские, даже эта очередность выглядит не как правило, а как вопрос для пересмотра. Никто, в том числе и сам Диденко, не берется называть конкретную дату: слишком много переменных — от денег на кампанию до состояния избирательных участков, от условий безопасности до наличия юридических оснований для голосования за рубежом. «Чем больше времени будет – тем лучше можно организовать выборы. Чем меньше – тем хуже», – сухо резюмирует он.
И в этом спокойном тоне звучит главный сигнал: ЦИК не хочет быть тем звеном, по которому придется легализовать поспешные, непрозрачные или контролируемые кампании. В то же время сами заявления о том, что времени нужно больше, и параллельные призывы не отменять военное положение до момента подписания мирного соглашения, похоже, выполняют еще одну функцию — создают основу для легитимной паузы. Даже если тишина на фронте наступит, Офис Президента получит простор для маневра: ссылаться на отсутствие условий и откладывать выборы, не нарушая ни одной буквы закона. Технически это будет выглядеть как юридическая осторожность, но политически как попытка выиграть время. И самое время теперь стало самым дефицитным ресурсом на Банковой. Пока политические штабы ежедневно следят за картами боевых действий не только через национальную безопасность, но и через электоральную математику, ключевой момент — еще впереди. И то, в какой день режим военного положения перестанет действовать, автоматически станет днем, когда начнется обратный отсчет к новой фазе украинской политики.
Основные проблемы, которые пока не решены
Офис Президента, готовясь к вероятному запуску избирательной кампании, озабочен вопросом, позволяют ли обстоятельства обеспечить его переизбрание. На Банковой прекрасно отдают себе отчет: путь ко второму термину Зеленского усеян рисками, и каждый из них может разрушить тщательно выстроенную конструкцию. На сегодняшний день во внутреннем круге власти четко обозначены проблемы, которые вызывают неуверенность в победе действующего президента.
Прежде всего, в настоящее время не существует ни одного законодательного акта, регламентирующего проведение выборов в послевоенных условиях. Ни изменений в избирательный кодекс, ни технические положения об участии военных, внутренне перемещенных лиц или избирателей за рубежом. Наши граждане находятся в Вооруженных силах, многие — в боевых подразделениях, на нулевых позициях, без стабильной связи, в зоне риска для жизни. Еще миллионы украинцев уехали в результате войны и ныне рассеяны по Европе, Северной Америке и Азии. Также нет определенного механизма, как организовать голосование в деоккупированных или прифронтовых районах, нет официального решения об участии территорий с высоким уровнем угрозы, нет единой процедуры для находящихся за пределами страны.
Как именно эти ключевые группы, которые могут оказать существенное влияние на результаты выборов, смогут реализовать свое право голоса, не знает никто. Не прописано, кто будет отвечать за организацию избирательного процесса в армии. Нет никакой процедуры: где будут голосовать военные, кто будет обеспечивать участки, как будут собирать и транспортировать бюллетени, как будет проверяться соблюдение тайны голоса. Неясно, смогут ли голосовать воюющие в зоне боевых действий, а если нет — кто и как будет определять «пригодные» зоны. Относительно избирателей за границей ситуация еще хуже. Часть посольств и консульств – неработающие, штат – урезан, бюджет – ограничен. Миллионы украинцев проживают в странах, где нет дипломатических учреждений поблизости. Участие этих людей в голосовании пока никак не гарантируется. Ни один документ не определяет, будет ли создана электронная система, расширена ли сеть участков, внедрены ли другие форматы.
Эти выборы не могут проходить так, как раньше. Речь идет не только о календаре и участке, а о принципиально новой реальности, в которой нет готовых моделей. базы создает вакуум, в котором любая инициатива рискует стать источником общественного конфликта.
Следует отметить, что, несмотря на публичные возражения, внутри властной вертикали уже запущены неформальные механизмы подготовки к выборам. вице-премьер по вопросам инноваций и министр цифровой трансформации Михаил Федоров, который отвечает за «Действие». консультации. Он активно общается с разными людьми, задает много технических вопросов, интересуется деталями избирательного процесса.
Не менее важна проблема, связанная с электронным голосованием через «Действие», которое планируется проводить под руководством Федорова. Технология, публично не озвучиваемая как завершенный проект, уже не первый месяц обсуждается как потенциальная опора новой избирательной модели. На публике ее продвигают как «единственный шанс» обеспечить избирательные права военных и миллионов украинцев за границей. Но за кулисами другая логика: потенциально это позволяет сконцентрировать контроль над подсчетом голосов, устранив непредсказуемость живых участков и наблюдателей.
Никакого официального заявления, как и нормативного документа, регулирующего этот процесс, пока еще нет. Тем более ничего неизвестно о ее запуске, но власти дают понять, что сценарий находится в разработке. И хотя окончательное решение не принято, но становится понятным, что разработаются способы перевести ключевую часть избирательного процесса в цифровое пространство, где контроль над алгоритмом важнее контроля над участками. Оппозиция уже бьет тревогу: по ее словам, именно через «Действие» власти смогут «дорисовать» все, что нужно — без всякой возможности проверки или обжалования. То есть вместо демократического инструмента может быть запущен механизм тотального админконтроля. И хотя тема официально табуирована, ее токсичность очевидна даже внутри самой власти. Именно поэтому процесс происходит в режиме тишины. Но то, что происходит тихо, не менее серьезно. Все ключевые элементы уже в движении.
Идея электронного голосования очень соблазнительна именно потому, что позволяет централизовать контроль. Все происходит в рамках одного приложения, а значит и внутри той цифровой инфраструктуры, которую полностью контролирует правительство. Доступ к кодам, алгоритмам, системам безопасности — это уже не компетенция наблюдателей или журналистов, а вопрос нескольких уполномоченных людей. Именно поэтому через Действие можно будет бесконтрольно вписать любые цифры, и это будет выглядеть легально. Итак,
существует много рисков того, что электронное голосование может стать инструментом масштабных подлогов, прикрывшись модерностью цифрового процесса. Кроме того, может состояться масштабная кибератака, с которой уже неоднократно сталкивались в Украине. И хотя официально никто в правительстве не подтвердил, что система уже готова, намеки со стороны отдельных представителей власти оставляют мало сомнений: техническая команда работает. Окончательное решение еще не принято, но сам факт подготовки электронного голосования рассматривается Банковой как вариант, который может изменить правила игры, причем не в сторону прозрачности.
Но дело не только в технологии. Чтобы такая модель могла быть реализована, нужна полная международная индульгенция. В Киеве прекрасно понимают: как только в Европе или США раздастся хоть намек на сомнения в прозрачности голосования, легитимность всего процесса будет разрушена. Именно поэтому, прежде чем официально запустить проект, Банковая пытается выяснить: как на это отреагирует Вашингтон и что думает об этом лично Дональд Трамп.
Поддержка США является не только дипломатическим щитом, но и ключом ко всему: финансирование, оружие, международное давление. Но Трамп мыслит не категориями союзничества, а выгоды. Проектов восстановления. Но в этом соглашении — не только экономика. Там есть место и политике. скорее жест, чем позиция. И Банковая это понимает.
Именно поэтому в Киеве уже началось лавирование: пытаются договориться, выторговать лояльность, найти удовлетворяющий Вашингтон формат и даст гарантии личной политической безопасности. Проблема только в том, что Трамп не дает ничего просто так. И главный вопрос — не сколько Зеленский готов предложить, а сможет ли удержаться даже при полном выполнении требований.
Среди факторов, которые затрудняют подготовку к выборам, важное место занимает также конкуренция. По крайней мере, присоединиться к проекту действующей власти — например, возглавить список партии «Слуга народа». Как аргумент — социология, демонстрирующая снижение его поддержки.
В то же время активность начала проявлять Юлия Тимошенко. Она возвращается к публичной политике: собирает встречи в регионах, работает со старыми партийными структурами, постепенно восстанавливает узнаваемую риторику. Ее цель — занять свободную нишу социального электората, оставшегося без отдельного представительства после политической паузы ОПЗЖ и падения рейтинга других игроков.
Ожидаемо участие в выборах и Петра Порошенко. Его электорат стабилен, хотя и не растет, однако его присутствие в бюллетене почти гарантировано. К избирательной кампании также присоединятся мелкие проекты: часть — с политическими амбициями, часть — с техническими задачами, в том числе оттягивание голосов или имитация альтернативы.
Но настоящая проблема не в количестве кандидатов. Она – в избирателях. Большая часть общества находится в состоянии глубокого разочарования: предыдущие кампании не оправдали ожиданий, уровень доверия к политикам низкий, запрос на изменения высок, но без четких представлений, кого именно эти изменения должны олицетворять. Есть риск того, что выборы снова пройдут в режиме «выборы без выбора», где участие в голосовании не является актом убеждения, а скорее ритуалом разочарованной надежды. Это создает дополнительные угрозы: низкий уровень участия, протестное голосование, повышенная уязвимость к манипуляциям как со стороны отдельных штабов, так и внешних игроков. В такой атмосфере выборы легко могут потерять главное чувство легитимности. И тогда вопрос уже не в фамилиях, а в последствиях: что будет, если результат не примет сам электорат.
В этой ситуации все имеет значение: и кто победит, и кто проиграет, и как. Ибо в условиях послевоенной усталости поражение без доверия является не просто потерей голосов, а угрозой новой политической нестабильности. Уровень напряжения в стране сейчас таков, что даже формально легитимные выборы могут не быть признаны легитимными в глазах многих. Если результат будет казаться навязанным, процедура искусственной, а кампания контролируемой, это рискует обернуться массовым общественным сопротивлением. И это сопротивление будет не в стиле постов в Facebook, а уличным и прямым. Потому что за годы войны украинцы потеряли не только терпение, но и иллюзии по поводу того, что власть сама способна измениться. Провести выборы – это одно. Убедить общество, что они были честными – совсем другое. И если этого не произойдет, первые послевоенные выборы могут стать не актом возобновления демократии, а точкой ее глубочайшего кризиса. И тогда последствия будут ощущать не только проигравшие, потому что проиграют все.