Экономическая

Рекордное количество санкций против РФ: как это влияет на её экономику и войну против Украины

Внешне Россия демонстрирует иллюзию уверенности: ВВП растет, военный бюджет, чиновники бодро отчитываются. Но за фасадом экономической устойчивости скрывается другая правда — санкционная изоляция, хронический дефицит бюджета, технологическая деградация и денежный насос, качающий новые миллиарды на войну против Украины. Кремль поддерживает движение этой машины войны ценой будущего: уничтожая резервы, утрачивая людей и затягивая страну в затяжную инфляционную спираль. Санкции не сломили российскую экономику мгновенно, но изменили ее природу. Вместо рыночной системы сформировалась военно-бюджетная модель с централизованным перераспределением ресурсов и мобилизацией всего под спецоперацию. Все от нефтедолларов до зарплат учителей работает на фронт. Для Украины понимание этих процессов имеет принципиальное значение. Именно состояние экономики России определяет ее способность вести длительную войну, обеспечивать поставки вооружения и компенсировать потери.

Санкции против России: абсолютный рекорд в современной международной практике

В тени дипломатических заявлений, военных прессрелизов и озабоченных резолюций скрывается беспрецедентное явление новейшей истории — санкционная стена, возведенная вокруг России. Но она остается активным игроком на международной арене — с ядерным арсеналом, нефтяными экспортами, дипломатическими интервенциями и разветвленной сетью влияния. Именно поэтому стоит не только констатировать цифру, но и разобраться, как и кто ее измеряет, а главное, что она означает для Украины.

По данным сервиса глобального мониторинга санкций Castellum.AI, с 2014 по 2025 год количество санкций, наложенных на Российскую Федерацию, достигло 24 311. Это самый большой зарегистрированный массив ограничительных мер, наложенных на одну страну. Для сравнения: против Ирана, долгое время остававшегося главным примером длительной экономической изоляции, действует около 5 000 санкций — почти в пять раз меньше. При этом основную часть санкций против России ввели Соединенные Штаты Америки — 7384 ограничения, что составляет более трети от общего количества. На втором месте — Канада с 3639 санкциями, далее — Швейцария (3266) и Франция (2423). В нижней части списка – Сингапур (5 ограничений) и Южная Корея (24).

Следует отметить, что количество санкций определяется не общими формулировками, а четко задокументированными юридическими позициями: каждая санкция – это отдельная единица, зафиксированная в реестрах национальных или наднациональных органов. Сервис Castellum.AI агрегирует данные более 1 700 источников, включая списки OFAC (США), Европейского Союза, ООН, Канады, Великобритании, Украины, Австралии и других. Санкции включают в себя различные формы ограничений — замораживание активов, запрет на экспорт, ограничение финансовых операций, блокирование имущества, запрет на въезд или деятельность на территории юрисдикций. С 2014 года их количество растет непрерывно, в частности, после начала полномасштабной войны в Украине 24 февраля 2022 года.

Отдельной особенностью санкционной динамики является расширение сферы охвата — от государственных структур и должностных лиц до судов, предприятий военно-промышленного комплекса, медиаплатформ, банков, оборонных альянсов, российских олигархов, их родственников, менеджеров, бизнес-партнеров и подрядчиков. Дополнительно фиксируются вторичные санкции против структур, сотрудничающих с подсанкционными лицами или помогающих обходить ограничения.

Следует отметить, что опубликовавший данные сервис Castellum.AI является независимым проектом, основанным в Нью-Йорке бывшими сотрудниками Министерства финансов США. Он агрегирует, структурирует и постоянно обновляет информацию о списках санкций. В 2023–2024 годах сервис ввел дополнительные инструменты — в частности, анализ косвенного участия в санкционных связях (через бенефициаров или смежные компании), что позволяет детализировать полную картину запретов.

Примечательно, что 24 311 санкций не только показатель санкционной политики, но и база для оценки изменения глобального подхода к экономическому давлению. Также это сигнал для стран, лишь частично поддерживающих ограничительные меры. Например, некоторые юрисдикции пока не присоединились к глобальным инициативам, ограничиваясь собственными решениями или избеганием санкционного участия. Среди них государства Азии, Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока.

Цели и логика международных санкций против России

Одним из ключевых направлений санкционной политики является ограничение доступа России к технологиям, материалам и комплектующим, необходимым для ведения войны. С этой целью вводятся экспортные ограничения на поставку высокотехнологичных товаров, в частности, электроники, микросхем, оптических приборов, авиационного оборудования, элементов для производства ракет и БПЛА. Под запрет попадают также двойные технологии, которые могут использоваться как в гражданском, так и военном секторах. Если в 2014 году главным акцентом были ограничения по конкретным чиновникам, то в 2022–2025 годах структура изменилась: акцент перенесен на системные отрасли, государственные корпорации, рынки оружия, логистику, финансы, ИТ и энергетику. При этом значительную часть санкций составляют «модульные» меры, которые дополняются, обновляются или интегрируются в уже действующие правовые режимы.

Однако ограничения в этом направлении направлены не на мгновенный эффект, а на постепенное уменьшение технического потенциала вооруженных сил России. Речь идет не только о запрете продаж, но и о блокировании доступа к сервисному обслуживанию, программному обеспечению и финансовым механизмам для закупки через третьи страны.

Другая крупная группа санкций ориентирована на снижение фискальных возможностей РФ, то есть ограничение поступлений в бюджет, используемых для финансирования войны. В этих целях вводятся ограничения на торговлю российской нефтью, газом, металлами, удобрениями, углем, золотом и другими ключевыми статьями экспорта.

Дополнительные санкционные режимы касаются банковской системы: ограничение доступа к SWIFT, блокировка корреспондентских счетов, запрет на международные платежи, замораживание активов центрального банка РФ. Наряду с ограничением экспортных доходов, это должно создать длительное финансовое давление на возможности государства удерживать вооруженную инфраструктуру и обеспечивать экономическую стабильность.

Отдельным слоем санкций есть персональные ограничения — в отношении высших должностных лиц, депутатов, губернаторов, руководства силовых органов, олигархов, судей, пропагандистов и приближенных к ним лиц. Такие санкции не имеют прямого экономического эффекта для государства, но выполняют другую функцию: сделать невозможным частное использование глобальной инфраструктуры — счетов, недвижимости, компаний, вид на жительство, доступ к медицинским услугам или образование в странах Запада. В этом аспекте санкции призваны демонстрировать невозможность сочетания участия в политике с беспрепятственным использованием преимуществ глобального мира. Санкции также служат инструментом делегитимации и публичного сигнала: отдельные политики или предприниматели упускают возможность действовать на международном уровне как нейтральные фигуры.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  На минном поле: аграрная промышленность в условиях войны

С середины 2023 года санкционная политика начала дополняться вторичными санкциями — ограничениями для компаний и стран, помогающих России обходить установленные запреты. Такие санкции могут вводиться против юридических лиц в третьих странах, в частности в Средней Азии, Китае, Турции или на Ближнем Востоке, если доказано, что они осуществляли транзит попадающих под экспортный контроль товаров в российскую юрисдикцию. Это было попыткой построения системы санкций не только как списка ограничений, но и как контрольной инфраструктуры. Она включает постоянный мониторинг цепей снабжения, бенефициарной структуры, финансовых транзакций, транспортных маршрутов, логистических хабов. Именно на этом этапе возрастает роль специализированных аналитических систем, таких как Castellum.AI, позволяющих технически отслеживать косвенные пути обхода санкций.

Последним пластом функций санкций является коммуникативный. Из-за ограничительных мер страны-инициаторы фиксируют свою позицию во внешней политике. Для многих европейских правительств это важный инструмент для демонстрации солидарности с Украиной и одновременно индикатором их участия в системе международного права. В рамках ЕС санкции становятся инструментом консолидации позиций стран-членов, не всегда имеющих единое видение по вопросам обороны или энергетики. При этом для государств, сохраняющих нейтральную позицию или сотрудничающих с Россией, наличие санкционной политики со стороны Запада усложняет принятие решений об углублении контактов, создавая риски вторичных санкций, пересмотра договоров или репутационного давления.

Рост капиталов российских миллиардеров в 2025 году: что это значит в условиях санкционного режима

В первом квартале 2025 года Bloomberg Billionaires Index зафиксировал прирост совокупного капитала российских миллиардеров на 15 миллиардов долларов США. По обновленным данным индекса, 22 гражданина России, входящие в список самых богатых людей мира, контролируют активы на сумму 305 миллиардов долларов. Причем наибольший рост зафиксирован в тех секторах, которые формально не подпадают под жесткие санкции — прежде всего в металлургии, добывающей промышленности, телекоммуникациях и технологиях.

Наибольшие приросты состояния получили миллиардеры, связанные с рынком сырья и цифровыми сервисами. Алишер Усманов, чьи активы охватывают металлургические предприятия, телекоммуникации и добычу, увеличил свое состояние на 3,6 миллиарда долларов. Андрей Мельниченко, чей бизнес концентрируется в сферах удобрений и угля, прибавил 2,5 миллиарда. Производство золота (Сулейман Керимов), цветные металлы (Владимир Потанин), цифровые платформы (Павел Дуров) все эти отрасли продолжают генерировать прибыль даже в условиях частичной изоляции России от глобальных рынков.

Часть этих секторов ориентирована на внутренний рынок, часть — на экспорт в страны, не присоединившиеся к санкциям, в частности, Китаю, Турции, Индии, Объединенных Арабских Эмиратов, Казахстану. В случае цифровых платформ, таких как Telegram, речь идет о транснациональной модели, формально не связанной с юрисдикцией России, позволяющей учредителям избегать прямого действия санкций.

Однако несмотря на общий рост, часть миллиардеров понесла финансовые потери. Владимир Лисин (НЛМК), Геннадий Тимченко (Новатек, Сибур), Михаил Фридман (Альфа-Групп), Леонид Михельсон (Новатек) – фигуранты прямых санкций, их активы частично заморожены или ограничены в обращении в западных юрисдикциях. Кроме того, деятельность их компаний связана с нефтегазовой промышленностью, с 2022 года ставшей ключевым объектом ограничений. Утраты могут быть следствием падения цен на продукцию, заморочек с логистикой, сокращением рынков сбыта и осложнений в финансировании — в особенности из-за отключения русских банков от интернациональных платежных систем, запрета на расчеты в баксах и евро, также общее сокращение ликвидности на внутреннем рынке.

Рост общего капитала российских миллиардеров не свидетельствует об отмене или неэффективности санкций, однако показывает их неравномерное действие. Санкционное давление существенно ограничивает определенные сектора (в частности, нефтегаз и финансы), но оставляет пространство для функционирования других, менее контролируемых отраслей. Более того, уменьшение конкуренции на внутреннем рынке и переориентация экспорта на альтернативные каналы обеспечивают прибыль тем, кто сохранил доступ к ресурсам и логистике.

В то же время следует учитывать методологию подсчета капитала Bloomberg, которая базируется на оценке стоимости долей в торгуемых или оцениваемых на частном рынке компаниях. В ситуации, когда российские компании сохранили биржевую активность в Шанхае, Дубае или Стамбуле, капитализация может расти даже в случае изоляции от Нью-Йорка или Лондона.

Итак, финансовые показатели первых месяцев 2025 демонстрируют, что санкции являются инструментом долгосрочного давления, а не механизмом мгновенного результата. Они частично достигают своих целей в сферах, где речь идет о международной инфраструктуре — банках, биржах, экспорте энергоносителей. В то же время в секторах, где Россия сохраняет внутренний спрос или пользуется альтернативными партнерами вне системы коллективного Запада, доходы могут даже расти.

Показатели роста капиталов миллиардеров иллюстрируют, что российская экономика функционирует в новой адаптированной форме с переориентацией рынков, частичной автономизацией и ограниченным, но стабильным доступом к капиталам. Это не отменяет действия санкций, но указывает на пределы их эффективности в условиях глобализированной экономики со многими альтернативными каналами обхода. В этом контексте вопрос не только в количестве ограничений, но и в качестве контроля и технической способности отслеживать цепи обхода, что обращает внимание на значение специализированных аналитических систем.

Состояние экономики РФ под влиянием войны

В 2025 году экономика Российской Федерации находится в уникальном состоянии: она не рухнула под давлением беспрецедентных санкций, но и не вышла на траекторию мирного развития. Вместо глубокой рецессии произошел ограниченный рост, главным источником которого стали военные расходы и превращение гражданской экономики в инструмент обеспечения войны. Эта трансформация стала не временной реакцией на внешнее давление, а структурной основой политической и экономической выживаемости государства в условиях затяжного конфликта.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Вместо украинцев иностранные мигранты: последствия миграционного обмена 

По итогам 2023 года ВВП России вырос на 3,6%, в 2024 году — более чем на 3%, а в 2025 году — на 2,5%. Однако, как отмечают в РФ, рост является не равномерным, а фрагментарным. В то же время, в российском Министерстве экономического развития ухудшили прогнозы относительно цен на нефть и уровня инфляции. То есть, финансовое состояние РФ все больше ухудшается на фоне затяжной войны против Украины и международных санкций. При этом по обновленному прогнозу правительства РФ дефицит федерального бюджета на 2025 год значительно вырос и теперь оценивается в 1,7% от ВВП, что составляет более 3,7 триллиона рублей, или около 45 миллиардов долларов США. Подобная ситуация уже случалась в 2024 году, когда в течение года правительство РФ несколько раз меняло свои бюджетные показатели, и фактический дефицит достиг 1,7% ВВП, или 3,485 трлн рублей, хотя сначала планировалось на уровне 0,9%.

К углублению финансового кризиса в России привели сразу несколько факторов: колоссальные расходы на войну, влияние международных санкций и снижение мировых цен на нефть. Эти трудности признают даже официальные структуры РФ. Согласно обновленным макроэкономическим прогнозам Минфина, ожидаемая цена нефти снижена с $69,7 до $56 за баррель, а инфляционный прогноз пересмотрен с 4,5% до 7,6%.

Согласно данным, основанным на официальных источниках, оценках международных организаций, аналитических центров и государственных структур, на военную сферу в 2024 году РФ направила более $100 млрд — более 6% ВВП или около 40% федерального бюджета. В 2025 году военные расходы это больше возросли, а количество предприятий оборонного сектора возросло с 2000 до 6000. Рост производства касается прежде всего «военных» отраслей: металлургии, машиностроения, химической промышленности, производства оружия и оптики. Между тем, гражданские сектора, в частности автомобилестроение, деревообработка, строительство, демонстрируют падение или стагнацию. В 2024 году выпуск автомобилей оставался более чем на 20% ниже по сравнению с довоенным уровнем 2019-го, а добыча полезных ископаемых — крупнейший сектор российской экономики — сократилась на 6%.

Итак, экономика России стала фактически «экономикой военного времени», где главным драйвером роста является армия, влекущая колоссальные бюджетные расходы, а не инновации, технологии или частная инициатива.

В то же время структура российской экономики значительно деградировала – большинство иностранных компаний ушли с рынка или свернули деятельность. Потеря доступа к западным технологиям, компонентам, софту, кредитным рынкам и логистическим каналам подталкивает страну к технологической архаизации. Кроме того, массово растет тенизация торговли и зависимость от серого импорта через Китай, Турцию и третьи страны. В то же время, экспорт в страны ЕС существенно упал, а рост торговли со странами БРИКС не компенсирует потерь. Россия также испытывает дефицит рабочей силы: сотни тысяч мужчин мобилизованы или уехали за границу, молодежь избегает призыва, растет нагрузка на социальную сферу, падает качество образования и инфраструктуры.

Относительно роста доходов граждан, с одной стороны, повышает потребление, а с другой способствует инфляции, которая в 2025 году достигла 10,1%. Центральный банк России, реагируя на ситуацию, удерживает ключевую ставку на уровне 21% — самый высокий за последние два десятилетия. Это резко повысило стоимость кредитов и усилило тенденцию к корпоративным банкротствам, в частности, в секторах, не получающих госсубсидий.

Перечисленные показатели свидетельствуют о формировании в России модели мобилизационной экономики с признаками стагфляции – сочетанием высокой инфляции и ограниченного роста в узких секторах. Эта модель держится за счет бюджетных дотаций, контролируемого рублевого курса, больших ставок, льгот для избранных и изоляции от глобальной конкуренции.

Такое состояние неустойчиво в среднесрочной перспективе. Мощности ВПК уже почти полностью загружены, резервов для дальнейшего расширения мало. В то же время общее потребление не может расти — ни за счет ограниченного импорта, ни за счет кредитования, которое сдержано из-за дорогостоящих ресурсов. Это создает давление на всю систему распределения и поддержки – растет зависимость от ручной регулировки и внебюджетных схем выживания.

Экономика России во время войны не рухнула, но ее так называемый рост в некоторых отраслях является искусственным эффектом милитаризации, инфляционного разгона и бюджетного перегрева. Внутренние резервы истощаются, институциональное качество деградирует, технологическая отсталость растет. За внешним фасадом стабильности кроется глубокий структурный кризис, который только временно маскирует военный спрос.

Последствия для Украины

Внешний вид стабильной экономики России создает ложное представление о ее силе. На самом деле, речь идет о чрезмерно централизованной, перераспределенной на нужды войны системе, которая теряет гибкость. Чем дольше идет война, тем сложнее будет вернуть эту экономику в гражданскую траекторию. И наоборот: попытка демилитаризации может вызвать дестабилизацию, конфликты за ресурсы, падение ВВП и рост безработицы. Это повышает риски затягивания конфликта, поскольку выход из войны без потери экономического контроля для российских властей остается неочевидным.

Для Украины это означает, что санкции, хоть и не вызывали мгновенного коллапса, ограничивают модернизацию, тормозят доступ к технологиям, формируют узкую структуру экономического роста России и постепенно исчерпывают ее внутренние резервы. Но их эффективность требует долговременного и системного подхода, в частности контроля за обходом санкций через третьи страны, актуализации списков, расширения секторальных ограничений и лучшей координации между союзниками. Санкции не завершают войну, но формируют среду, в которой поддержка боевых действий становится все более дорогой, менее эффективной и политически рискованной. Они являются одним из немногих инструментов сдерживания, которые остаются в распоряжении стран, которые не воюют, но не снимают с себя ответственности.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button