Вместо украинцев иностранные мигранты: последствия миграционного обмена

Экономическое развитие Украины во многом зависит не от финансовой помощи международных партнеров, которая планируется на восстановление, а от ее населения. Государство должно не отталкивать своими решениями, а прилагать максимум усилий по возвращению своих граждан, создавая для этого благоприятные условия уже сейчас. Политика правительства по возвращению украинцев из-за границы должна стать приоритетом номер один, поскольку этот вопрос жизненно важен для нации.
По общим выводам экономистов для успешного восстановления и развития экономики необходимо, чтобы население Украины составляло как минимум 55 млн человек. Однако по данным Украинского института будущего (UIF) население Украины на сегодняшний день составляет примерно 28,5 миллиона человек. Из них 16,8 миллиона являются экономически неактивными, примерно 11,7 миллиона человек являются экономически активными, но реально занятыми осталось лишь 9,3 миллиона. Эти цифры были озвучены экспертами UIF во время презентации прогноза экономики Украины на 2023-2024 годы.
Если из этого количества отнять работников бюджетной сферы, то остается только 6–7 миллионов человек, на которых сейчас фактически держится вся экономика страны. Ситуация может еще больше ухудшиться, если украинцы продолжат выезжать за границу, ведь некому будет создавать ВВП и платить налоги. Нехватка рабочей силы приведет к росту налогового давления, поскольку на одного работающего придется больше неработающих, и чтобы их удерживать, нужно будет еще увеличивать налоговые ставки. Это приведет к еще большей фискализации экономики Украины.
По данным исследования Центра экономической стратегии на 2024 год за рубежом находится 4,9 млн украинских беженцев. Основная категория – это женщины от 30 до 44 лет с детьми – 13%. Число мигрантов сосредоточилось в Германии (30%), в Польше (22%) и (4,4%). Также большое количество украинцев наблюдается в США (280 тыс. человек) и в Канаде (210,2 тыс. человек). Однако многие эксперты отмечают, что количество наших беженцев значительно превышает 6 млн. человек.
Рассматривая состав беженцев, их условно можно разделить на следующие категории:
- классические беженцы – это преимущественно женщины с детьми, которые раньше не бывали за границей (41%);
- квазитрудовые мигранты – ездящие на заработки за границу постоянно (29%);
- профессионалы – это беженцы, которые имели собственный бизнес в Украине или работают исключительно по специальности (29%);
- беженцы из зоны боевых действий – наиболее пострадавшая от войны категория, потерявшая собственное жилье (16%).
Если учитывать все условия этих групп, которые заставили их переехать за границу, то можно прийти к выводу, что третья и четвертая группы наиболее готовы вернуться в Украину. Результаты исследования указывают на то, что в конце концов около 1,4 млн – 2,3 млн украинцев останутся на новом месте жительства. Последствия такого решения болезненно отразятся на социально-экономическом развитии Украины.
В результате существенного увеличения оттока трудовых ресурсов за границу в Украине в последнее время наблюдается определенная негативная тенденция. Молодое перспективное население страны, выезжающее за ее пределы, влечет за собой старение нации и демографический кризис. По прогнозам экспертов, к 2030 году Украина будет испытывать нехватку рабочих кадров в размере 4,5 млн. Очевидно, что такими темпами Украине скоро понадобится приток эмигрантов из других стран, чтобы восполнить собственные пробелы. В свою очередь это решение заставит страну пересмотреть состояние экономики, а также повлияет на реакцию общества на пребывание в стране иностранных эмигрантов. Директор Института демографических и социальных исследований имени М. В. Птухи Элла Либанова:
“Если рабочие места появятся в Украине, если начнет расти позитивная и экономическая динамика, состоится создание четкого плана по восстановлению жилья, то именно тогда большинство людей вернется из-за границы. А если мы не сможем урегулировать ситуацию в стране, то те, кто хотел бы вернуться, не смогут вернуться в страну из-за низкого экономического и социального уровня жизни”.
По ее словам, Украине удастся вернуть лишь часть беженцев, выехавших из-за войны за границу. Для страны все чаще становятся неизбежными такие факторы как депопуляция, дефицит рабочей силы и снижение плотности населения на определенных территориях. Кроме этого, около 2,8 млн женщин трудоспособного возраста, выехавших из Украины в качестве беженцев, уже не вернутся домой и это повлечет за собой новую волну потери украинским ВВП 10% годового довоенного валового внутреннего продукта.
Для нашей страны уже начали ощущаться отрицательные последствия миграционной волны. Миллионы украинцев за границей начали рассчитываться там собственными банковскими карточками, что повлекло за собой масштабный отток национальной валюты в другие страны, вызывая финансовый кризис в самой Украине. Украинцы за границей все сильнее начинают давить на валютный рынок нашего государства, заставляя его хаотично искать любые инструменты для избавления от кризиса. Масштабные отливы валюты из Украины помогли перекрыть международные партнеры, предоставлявшие госбюджету миллиардные кредиты и гранты. Кроме того, в экономику поступала валюта от трудовых мигрантов.
В то же время, пока экономика нашей страны страдает от целого ряда проблем, другие страны, принимающие у себя беженцев, имеют определенные выгоды от этого и стремятся извлечь максимальную выгоду для собственных экономик и повысить уровень своей жизни. Украинцы за рубежом стимулировали рост уровня потребительского спроса и поддерживали экономическую активность стран пребывания в нелегкое время погружения в рецессию мировой экономики.
Что делают другие страны со своими мигрантами, которые покидали родину и отправлялись искать лучшую судьбу за границу?
Десятилетие военных конфликтов и массового насилия в Ираке побудили миллионы иракцев мигрировать за границу. К концу 2023 года около 5 млн иракцев вернулись, 2,1 млн человек так и осталось за границей. Для их возвращения власти Ирака открывали в своих посольствах офисы поддержки, создавали общественные советы в странах, где проживало много иракцев, для облегчения процессов возвращения граждан, проводили для возвращавшихся, бесплатные курсы профессиональной подготовки, заключили соглашение о сотрудничестве с ЕС для расширения диалога. о добровольном возвращении мигрантов. Бюджет программы реинтеграции составил для взрослых – 1800 и 2800 евро для детей.
В Руанде с 1990 года продолжалась гражданская этническая война, вызвавшая масштабную волну беженцев из страны. Около 1,2-1,7 млн человек бежали в соседние страны. 1 млн. руандейцев стали внутренне перемещенными лицами. Впоследствии смена власти в стране и появление программы создания небольших сел на сто семей, где репатрианты бесплатно получали землю и жилье, побудили 3,5 млн руандейцев вернуться на родину, успешно реинтегрироваться и получить все необходимые условия для нормальной спокойной жизни.
Ангола находилась в состоянии кровопролитной войны более 30 лет. Во время этого конфликта погибли 500 тыс человек, а количество мигрантов из страны возросло до 4 млн человек, что составило треть населения страны. После мирного соглашения и завершения войны Ангола, УВКБ ООН и две страны, принимавшие большинство ангелских мигрантов, подписали соглашения о репатриации мигрантов. Правительство Анголы разработало стратегию комплексных решений по вопросу мигрантов. С того времени около 94 тыс. мигрантов вернулись в страну из лагерей Конго, Замбии и Намибии. Правительство ООН помогало стране оформлять документы искателям убежища, оказывало им гуманитарную помощь, осуществлять безопасную интеграцию мигрантов и разработку законодательства, обеспечивающего все потребности и права беженцев. В период с 2003 по 2015 год в Анголу вернулись 523 тыс. мигрантов.
Привлечение иностранных мигрантов и последствия
В Украине уже длительное время наблюдается отсутствие естественного прироста населения, такое же положение и в большинстве европейских стран. Поэтому практически единственным путем достижения экономического восстановления нашего государства является привлечение трудоспособного населения из-за границы.
В 2019 году во время инаугурационной речи Владимир Зеленский призвал украинцев, живущих за границей, возвращаться домой, отметив, что в мире 65 миллионов украинцев. Это означает, что за границей находятся 28 миллионов, основную часть которых составляет украинская диаспора. Однако после его речи не были введены программы для их возвращения. Кроме того, есть миллионы иностранцев, интересующихся Украиной, в частности, выходцы из других стран СНГ.
Сейчас очевидно, что внутренние ресурсы и резервы не способны обеспечить экономический рост. С одной стороны, у нас недостаточно людей продуктивного возраста, с другой – у населения нет достаточного уровня сбережений для создания значительного потребительского эффекта. К тому же финансовых резервов в бюджете нет: по данным Центра экономической стратегии, мы ежегодно до 2027 года должны возвращать $15-20 млрд в счет погашения взятых долгов, то есть большая часть полученных денег будет возвращаться кредиторам по ранее полученным займам. Следовательно, Украину нужно «насытить людьми», а затем они «насытят экономику деньгами», а не наоборот.
В настоящее время в Украине более 74% компаний испытывают дефицит кадров, а на строительстве уже сейчас не хватает до 30–40% специалистов. В условиях кадрового голода строительные и другие компании планируют привлекать мигрантов из Азии и Африки. В этой связи Украина может столкнуться с многочисленными вызовами, связанными с наплывом иностранных мигрантов. Хотя возможные выгоды могут быть, важно учитывать следующие негативные последствия, которые могут возникнуть.
Политические вызовы
Увеличение числа мигрантов может повлиять на политический ландшафт страны. Это может привести к возникновению новых политических движений и партий, представляющих интересы мигрантов. В то же время могут усиливаться националистические и антииммигрантские настроения среди местного населения.
Привлечение большого количества мигрантов требует эффективной государственной политики и координации между разными правительственными органами. Недостаточная подготовка или несоответствующая политика могут привести к ухудшению ситуации и возникновению социальных и экономических проблем.
Экономические вызовы
Увеличение количества мигрантов может оказать дополнительное давление на рынок труда. Это может привести к снижению заработной платы и ухудшению условий труда, особенно в секторах, где занятость мигрантов высока.
Миграция требует значительных расходов на социальные услуги, такие как здравоохранение, образование и жилье. Государство может столкнуться с финансовыми затруднениями при предоставлении этих услуг большому количеству мигрантов, что может повлиять на общий уровень социального обеспечения в стране.
Социальные вызовы
В некоторых случаях наплыв мигрантов может сопровождаться ростом криминальной активности. Это может быть связано с экономическими трудностями, дискриминацией и социальной изоляцией мигрантов. Распространение стереотипов и негативных представлений о мигрантах может еще больше усугубить ситуацию.
Кроме того, социальная изоляция и дискриминация могут способствовать радикализации части мигрантов. Это может создать дополнительные вызовы национальной безопасности и социальной стабильности в стране.
Наплыв иностранных мигрантов может привести к культурным и языковым барьерам между местным населением и новоприбывшими. Это может стать источником недоразумений, конфликтов и даже дискриминации.
Увеличение числа мигрантов может вызвать конкуренцию за ограниченные ресурсы, такие как рабочие места, жилье и социальные услуги. Это может привести к росту социальной напряженности и недовольству среди местного населения.
Дети мигрантов могут испытывать трудности в адаптации к украинской системе образования из-за языковых барьеров и культурных различий. Это может отрицательно повлиять на их академическую успеваемость и дальнейшие карьерные перспективы.