Школы, которые мы теряем: в Винницкой области количество школ сократилось на 40%

Сокращение школ – это не просто сухие цифры на бумаге или формальные решения. За каждой закрытой школой стоит целое поколение детей, которые упускают возможность получить знания в своем родном селе или городке. Это дети, которые теперь вынуждены искать новые образовательные возможности, часто в десятках километров от дома. Представьте, как во вчерашнем шумном школьном дворе вдруг наступает тишина, исчезают голоса учителей и смех учеников, а вместо оживленной жизни остается только пустой дом с закрытой дверью. Такая реальность является настоящим ударом не только для детей, но и для общин, теряющих центр своей социальной активности.
Брифинг, проведенный в медиацентре Винницкой областной военной администрации, еще раз отметил остроту проблемы. Директор Департамента гуманитарной политики Винницкой ОВА Владимир Буняк поделился нелестными новостями: количество школ в регионе существенно сократилось за последние 17 лет. В 2006 году область имела 1036 учебных заведений, тогда как сейчас их осталось всего 620. Это сокращение почти на 40%, и эта цифра будет только расти, если тенденция продолжится.
Но война – не единственная причина этих изменений. Ударивший по Украине за последние годы демографический спад не оставил шансов образовательной системе оставаться на том же уровне. По словам Буняка, количество первоклассников с каждым годом уменьшается, и в этом году регион недобрал около 1500 детей в первый класс. Это явление несет далеко идущие последствия — меньше детей означает не только сокращение классов, но и возможное закрытие школ в будущем.
Это становится особенно острым вопросом для маленьких общин, где каждая школа – это важный центр жизни. Закрытие одного учебного заведения может вынудить родителей и детей выезжать в другие места в поисках доступного образования, что дополнительно снижает демографические показатели.
Буняк также подытожил работу образовательной системы Винницкой области за 2023-2024 учебный год, особенно учитывая вызовы, с которыми приходится сталкиваться в военное время. Одной из ключевых задач было обеспечение безопасности детей во время учебного процесса, ведь война не только влияет на жизнь каждого ребенка, но и угрожает их обучению. Создание укрытий в школах стало критически важным шагом в сохранении возможности обучения в очном или смешанном формате.
Благодаря совместным усилиям Винницкой ОВА, районным военным администрациям, территориальным общинам и родителям удалось обеспечить большинство учебных заведений укрытиями. Как сообщил Буняк, по состоянию на сегодняшний день, 90% заведений дошкольного образования, 98,5% школ, 93% профессионально-технических училищ и все заведения высшего образования имеют защитные сооружения. Это позволяет детям продолжать обучаться, невзирая на воздушные тревоги и угрозы со стороны агрессора.
Однако даже такие меры безопасности не могут полностью решить проблему сокращения количества школ и уменьшения учащихся. Сегодня Винницкая оказалась перед серьезным вызовом: с одной стороны, образовательные учреждения делают все возможное для создания безопасных условий для детей, а с другой — вынуждены закрывать двери из-за отсутствия достаточного количества учеников.
Демографическая ситуация только ухудшается, и это ставит под угрозу не только будущее учебных заведений, но и жизнь малых общин, теряющих важные социальные институты. Как бы болезненно это ни звучало, но каждая закрытая школа — это еще один шаг к упадку общества.
Впереди педагогов ждут новые испытания, и одна из главных задач на 2024-2025 учебный год — это сохранение школ в таких сложных условиях. Без внимания к демографическим проблемам и поддержке образования мы можем потерять не только школы, но и надежду на лучшее будущее для детей, которые остаются в своих общинах.