Социальная

Смертоносные реформы: как Украина теряет доступное бесплатное лечение

Медицина в Украине уже много лет находится в состоянии хронического кризиса. Системные проблемы — от изношенной инфраструктуры и устаревшего оборудования до катастрофической нехватки кадров остаются нерешенными, а с началом полномасштабной войны давление на систему здравоохранения только возросло. Особенно остро этот кризис ощущается в отдаленных и прифронтовых регионах, где больницы работают на грани возможностей, а жители имеют ограниченный доступ к даже базовым медицинским услугам. Параллельно с этим идет миграция медицинских работников за границу: низкие зарплаты, усталость, отсутствие социальных гарантий — все это заставляет специалистов покидать страну в поисках лучших условий. На фоне этих вызовов особое значение приобретает принятие закона № 6013, который Верховная Рада приняла еще в январе 2025 года. По состоянию на март он постепенно начинает действовать как инструмент, имеющий целью изменить правила игры в системе здравоохранения.

Что предусматривает закон

Закон предусматривает изменения в сфере финансирования, регулирования трудовых отношений медперсонала, внедрение мотивационных механизмов для работы в сельской местности и усиление роли общин в формировании сети медицинских услуг. Его реализация — это не только попытка ответить на сегодняшние вызовы, но и шаг к созданию более устойчивой, доступной и эффективной медицинской системы. В контексте нынешней нагрузки на медицину этот закон становится ключевым для ее выживания.

Принятый Верховной Радой закон № 6013 фактически стал приговором системы бесплатной медицины в Украине. Он предполагает, что коммунальные медицинские и социальные учреждения теперь могут превращаться в частные хозяйственные общества. То есть больницы, психоневрологические диспансеры, гериатрические пансионаты и другие социальные учреждения перестают быть государственными или коммунальными структурами, а получают статус предприятий, работающих по законам рынка. Этот закон не просто изменил формы собственности медицинских и социальных учреждений, а собственно подход к ним. Теперь медицина и социальная помощь перестают быть правом и превращаются в товар.

То есть, принятие этого закона ознаменовало новую эру в украинской медицине — эру коммерции, где на первый план выходят финансовые показатели, а не жизнь и здоровье пациентов. логике: плати или оставайся без помощи. Это решение официально закрепляет то, что на практике украинцы ощущали уже давно. уже в ближайшие годы. Однако главный вопрос не в том, как быстро изменится система, а в том, кто заплатит самую высокую цену за эти изменения.

С одной стороны, реформа открывает возможности для привлечения инвестиций, улучшения условий в больницах, повышения зарплат медперсонала. Но с другой – коммерческий подход в сфере, где ключевой должна быть не прибыль, а помощь людям, может иметь катастрофические последствия. Теперь руководители этих учреждений могут привлекать частных инвесторов, продавать имущество и устанавливать тарифы на услуги. Государственное финансирование, которое и так было недостаточным, будет постепенно исчезать, а значит – стоимость лечения и ухода для пациентов и их семей возрастет. Если раньше эти учреждения работали как часть социальной системы, то теперь вынуждены сами зарабатывать на свое существование. И это ставит под опасность тех, кто не может заплатить.

Закон, поставивший под удар самых уязвимых

Самые серьезные риски реформы ощутят именно те, кто нуждается в помощи больше всего: люди с психическими заболеваниями, тяжелобольные, пожилые люди, лица с инвалидностью. Например, психоневрологические диспансеры оказывают помощь пациентам с тяжелыми психическими расстройствами, многим из которых требуется постоянный уход и лечение. Эти учреждения не приносят прибыли, ведь большинство их пациентов не имеют возможности платить за лечение, а их семьи часто не могут обеспечить необходимый уход. В случае приватизации, диспансеры будут вынуждены либо сокращать услуги, либо повышать цены. Это приведет к массовому закрытию отделений, сокращению персонала и увеличению количества людей с психическими расстройствами, которые останутся без помощи.

Во многих странах подобные реформы приводили к катастрофическим последствиям: пациенты массово выписывались без возможности получить альтернативное лечение, что повышало уровень бездомности, преступности и суицидов. Украина рискует повторить этот же сценарий.

Не стоит забывать и о гериатрических пансионатах – домах престарелых, не имеющих родственников или нуждающихся в постоянном уходе. Большинство жителей таких заведений живут за счет государственного финансирования. После превращения этих учреждений в коммерческие организации стоимость пребывания в них вырастет в разы, и многие пенсионеры просто не смогут себе этого позволить. Альтернатива для них – оказаться на улице или стать обузой для родственников, у которых нет ресурсов для их ухода. Следует отметить, что западные страны, перешедшие на частную модель гериатрического ухода, уже сталкиваются с кризисом: мест в домах престарелых катастрофически не хватает, а условия в недорогих заведениях становятся ужасающими из-за экономии на персонале. Теперь Украина рискует оказаться в той же ситуации.

И все же особенно уязвимы люди с тяжелыми хроническими заболеваниями, в частности онкологические больные, пациенты с инсультами, параличом, диабетом и другими состояниями, требующие длительного лечения и постоянного ухода. Они часто зависят от государственной поддержки, ведь лечение дорогостоящее, и не каждый может его себе позволить. Если такие заведения начнут работать по коммерческим принципам, то придется платить за каждую процедуру, каждый день пребывания, каждую услугу. Государство может частично компенсировать расходы по определенным категориям населения. Но вряд ли этих средств будет достаточно.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Язык как критерий отбора: скрытые требования украинских работодателей

Вероятно, что в первые годы после внедрения изменений больницы, диспансеры и пансионаты еще смогут работать по старым правилам, но постепенно они вынуждены будут искать прибыльные модели (повышать цены, сокращать расходы, закрывать неприбыльные отделения), или просто закрываться. Это приведет к массовому сокращению доступа к медицинским и социальным услугам.

Чиновникам нужно понять, что потеря доступного лечения в Украине – это не абстрактная угроза, а вполне реальная перспектива, которая коснется каждого, кто однажды столкнется с болезнью, старостью или потребностью в социальной помощи. И вопрос уже не в том, выживет ли медицина после таких реформ, а в том, как выживать без нее.

Медицина Украины: от независимости до войны

Украинская медицина после 1991 года прошла несколько ключевых этапов: распад советской системы, хроническое недофинансирование, первые реформы, а затем испытание войной. От бесплатной, но дефицитной медицины 90-х до попыток внедрения страховой модели и реформы финансирования система здравоохранения изменялась, однако так и не смогла полностью избавиться от коррупции, бюрократии и недостатка ресурсов. Полномасштабная война лишь обострила эти проблемы, добавив новые вызовы.

В наследство от СССР Украина получила разветвленную систему больниц, поликлиник и санаториев, которая формально оставалась бесплатной. Однако уже в первые годы независимости стало понятно, что без должного финансирования эта модель не сможет существовать. лекарств Пациенты вынуждены были покупать почти все — от бинтов до анестезии Недавние платежи уже давно стали традиционными в украинской системе медицинского обслуживания.

В этих условиях украинская медицина работала не благодаря, а вопреки. Врачи часто выживали за счет подработок, а больницы – именно благодаря помощи от пациентов или местных властей.

Начало 2000-х годов не принесло кардинальных изменений, но экономическая стабилизация позволила хотя бы частично увеличить финансирование медицины. В 2011 году стартовала реформа, которая должна сделать медицину более эффективной. Основные изменения, которые она принесла:

  • сокращение количества больниц в пользу создания многопрофильных госпитальных округов;
  • введение семейной медицины и первые шаги к страховой модели;

Однако реформа не успела принести существенные результаты. Она сопровождалась закрытием больниц и увольнениями врачей, что вызвало сильное сопротивление. В конце концов, после Революции Достоинства изменения были отменены.

В 2017-2019 годах новая команда Министерства здравоохранения (МОЗ) взялась за радикальные изменения, начав финансирование по принципу «деньги идут за пациентом». Государство больше не удерживало больницы, а платило за конкретные услуги. В этот период создается Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) – орган, заключающий контракты с медучреждениями. Семейные врачи начинают подписывать со своими пациентами электронные декларации. С одной стороны, система стала более прозрачной: пациенты получили официальный список бесплатных услуг, исчезла привязка к «прописке». С другой стороны, больницы вынуждены были искать финансирование сами, а многие некоммерческие учреждения оказались под угрозой закрытия.

В период с 2020 по 2021 год пандемия COVID-19 стала причиной кризиса, который украинская медицина не выдержала. Коронавирус обнажил слабые места реформы. Из-за низких зарплат и сверхчеловеческой нагрузки многие медики уехали за границу или сменили профессию, что стало причиной нехватки персонала. Больницы остро страдали от нехватки аппаратов искусственной вентиляции легких, кислорода и даже защитных костюмов. В то время государство неравномерно распределяло средства, оказывая помощь больницам только по «COVID-пакетам. А другие пациенты остались без помощи. Пандемия стала лакмусовой бумажкой, которая указала на уязвимость и недостатки реформированной системы».

Начиная с 2022 года, в результате полномасштабного вторжения РФ, украинская медицина находится в экстремальных условиях.  По состоянию на 2024 год враг нанес большого ущерба системе здравоохранения Украины:

  • разрушено медицинских учреждений – 195;
  • повреждено медицинских учреждений – 1523;
  • поврежден авто экстренной помощи – 103;
  • уничтожены авто экстренной помощи – 258.

Инфраструктура понесла следующий ущерб:

  • разрушено полностью – 14% медицинских учреждений;
  • частично повреждены – 48% медицинских учреждений;

Наибольшее количество разрушенных медицинских учреждений зафиксировано в Харьковской области – 348. В Херсонской области – 204, а в Донецкой – 257.

40% атак стали причиной усложнения условий предоставления первичной медицинской помощи жителям прифронтовых зон, а 15% атак разрушили центры экстренной медицинской помощи.  Эксперты оценили ущерб здравоохранению от нанесенных атак в размере 3,12 млрд долларов.

Значительный дефицит ощущается и в обеспечении кадров. Медики начали уезжать из Украины еще с начала пандемии. Да, за подсчетами экспертов, в течение 2020 г. из-за неудовлетворительных условий труда таких как отсутствие средств индивидуальной защиты, резкий рост рабочей нагрузки, устаревшая материально-техническая база уволилось более 34 тыс. медицинских работников.

За данным исследование  Украинского центра здравоохранения, по состоянию на конец 2022 года, в медицинских учреждениях, подчиненных Минздраву, стало на 6300 врачей меньше, чем на конец 2021 года. На 35 тыс. сократилось количество младшего и среднего медицинского персонала (медсестер, медбратов, фельдшеров, санитаров). Сегодня наименее укомплектованы зоны боевых действий — Донецкая, Луганская, Херсонская и Николаевская области. Очень остро ощущается проблема по всей территории страны в сельской местности, где врачей всегда не хватало и в мирное время.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ: 

Усложняет развитие медицинской отрасли и старение кадров – почти четверть врачей (23,6%) и 11% среднего и младшего медицинского персонала достигли пенсионного возраста.

Сегодня Украина приближается к модели, где медицина частично бесплатна, но пациенты вынуждены платить за большинство услуг. Война ускорила модернизацию, но усугубила кадровый кризис и усилила разрыв между уровнем медицины в городах и селах.

Впереди – борьба за сохранение хотя бы минимальных социальных гарантий.

Медицина за границей: сколько стоит здоровье и кто платит

Как свидетельствует опыт зарубежных стран, медицина нашла баланс между государственной поддержкой, частными инвестициями и вкладами граждан. Ни одна страна не имеет полностью бесплатной системы, но и не оставляет своих самых уязвимых граждан без помощи. Особенно это касается психоневрологических диспансеров, гериатрических пансионатов и учреждений для людей с тяжелыми заболеваниями – структур, которые всегда работают в ущерб и нуждаются в значительных бюджетных дотациях.

Психиатрическая помощь – одна из самых дорогих медицинских услуг в мире. Это не просто лечение, а длительное уход, реабилитация, социализация, а иногда и пожизненное содержание пациентов. Поэтому большинство психиатрических больниц и диспансеров в развитых странах финансируются государством или благотворительными фондами. В странах Европы и Северной Америки психиатрические клиники разделены на государственные, частные и благотворительные.

Государственные учреждения финансируются по налогам и принимают пациентов бесплатно или за символическую плату. Частные больницы работают по страховым полисам или прямую оплату. Но даже в наиболее коммерциализированных системах (например, в США) существуют специальные государственные программы по содержанию психически больных, которые не могут самостоятельно оплачивать лечение. Закрытие или приватизация таких заведений всегда заканчивается одинаково: больные оказываются на улице или в тюрьмах. Именно поэтому большинство стран не пытаются зарабатывать на психбольнице, а поддерживают ее за счет государственных субсидий.

Пожилые люди – еще одна категория, которая не может отработать затраты на свое лечение и уход. В большинстве развитых стран существуют три уровня содержания пенсионеров:

  • государственные дома престарелых – финансируются из бюджета и предназначены для тех, кто не имеет средств на частный уход. Здесь условия могут быть скромными, но обеспечивают базовый уровень помощи;
  • частные гериатрические центры – более дорогой вариант для тех, кто имеет страховые выплаты или семью, готовую оплачивать услуги;
  • домашний уход за государственные средства – во многих странах существуют программы, по которым государство частично или полностью покрывает расходы на надсмотрщиков, которые помогают пожилым людям дома.

В странах ЕС и Канаде гериатрические пансионаты в значительной степени финансируются государством, даже если они формально являются частными учреждениями. Пенсионеры, которые не могут себе позволить платить, получают субсидии или право на бесплатное пребывание в таких заведениях.

В США ситуация более сложная, так как существующая там государственная программа Medicaid покрывает расходы на гериатрический уход только для самых бедных, тогда как средний класс вынужден продавать недвижимость или тратить все накопления, чтобы оплатить место в пансионате. Именно поэтому большинство американских пенсионеров пытаются как можно дольше жить дома и пациент.

Онкологические больные, люди с тяжелыми неврологическими или генетическими заболеваниями, парализованные пациенты нуждаются в длительном лечении и реабилитации. Понятно, что это дорого стоит, а во многих случаях никогда не окупается. Европейские страны и Канада финансируют такие учреждения преимущественно через налоги и страховые фонды. В Германии, например, больницы, принимающие пациентов с тяжелыми диагнозами, получают дополнительные выплаты от государства, поскольку уход за такими больными обходится значительно дороже обычного лечения. Во Франции и Великобритании существуют специальные социальные хосписы, где тяжелобольные могут получить медицинскую помощь бесплатно или за минимальную плату. Государство компенсирует эти расходы за счет налогов и национальных страховых фондов.

А вот США – исключение: там лечение тяжелобольных преимущественно ложится на плечи частных страховых компаний. Программа Medicaid покрывает только базовые расходы для беднейших, а те, кто не проходит по критериям, вынуждены сами находить средства или рассчитывать на благотворительные организации.

Опыт других стран показывает, что приватизация медицины – это абсолютное зло, но и не панацея. Там, где рынок полностью заменил государственную поддержку, медицина стала недоступна широким слоям населения. И наоборот, в странах с сильным государственным участием даже частные клиники получают государственные дотации, обеспечивающие доступность услуг для самых бедных.

Главный урок, который можно извлечь из международного опыта, состоит в том, что медицинская и социальная помощь для наиболее уязвимых категорий населения никогда не может быть полностью коммерческой.

Как видим, украинская медицина сегодня оказалась на развилке. Формально он все еще остается бесплатным, но реальность говорит другое: деньги нужны на все – от анализов до операций. Закон №6013, открывающий двери для приватизации больниц и социальных учреждений, только ускоряет этот процесс. Государство, похоже, постепенно снимает с себя ответственность за здоровье граждан, перекладывая его на плечи самих украинцев, а точнее их кошельков.

В этом нет ничего нового, так произошло во многих странах, перешедших к рыночной экономике. Но всюду, где медицину полностью отдали на откуп бизнесу, возросла смертность среди бедных, а качество лечения зависит не от врачей, а от размера банковского счета. У Украины еще есть шанс избежать этого сценария, но если медицинские учреждения станут просто еще одним видом бизнеса, то уже очень скоро лечение перестанет быть правом, а превратится в привилегию.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button