Реформа старшего профильного среднего образования: SWOT–анализ

Образование – это отрасль, которая тесно связана с жизнью общества, поэтому должна отвечать требованиям времени и постоянно меняться. Запуск Новой украинской школы в 2017 году стал стартом кардинальных изменений в организации учебного процесса. В условиях войны процесс реформирования несколько усложняется, но все же имеет место. И уже сейчас следующим шагом планируется реформа старшего профильного среднего образования, которая стартует в 2027 году.
Попробуем разобраться, чего нам ждать от очередной образовательной реформы.
Реформа предполагает, что школьное образование состоит из:
- начальной (1-4 класса);
- базовой (5-9 классы). Теперь школы становятся гимназиями;
- старшей профильной школы (10-12 классы). Появляются академические и профильные лицеи.
11-летнее обучение сменится на 12-летнее, как во всех развитых европейских странах. Многие родители скептически отнеслись к этому нововведению, так как считают, что быть выпускником школы в 18 лет это уже поздно. Но, очевидно, такое изменение приблизит Украину к европейским стандартам, а значит, в будущем украинским выпускникам не нужно будет доказывать равенство своих аттестатов европейским.
Планируется сократить предметы до 10–11. Украинский язык, иностранный язык и история Украины будут среди обязательных. Причем 10 класс будет выступать таким плацдармом для наверстания программы. Именно в этом классе будет сконцентрировано большое количество предметов. То есть на основные предметы будет выделено 60%-70% учебного времени, 20-25% уйдет на профильные предметы, а 10%-15% – на предметы по выбору ученика. Однако в 11 классе на обязательные предметы будет выделено 50% -55% времени, 30% -40% — на профильные предметы, 10% -15% по выбору. В 12 классе обязательным предметам будет выделено 35%-40% времени, 45%-50% будет посвящено профильным предметам и 10%-20% — по выбору.
Если вспомнить 11-летнюю образовательную систему, то на ум приходит большое количество предметов, среди которых можно отнести к кружковой деятельности. Почти по 7 уроков в день, недостаточное количество часов в неделю тех предметов, которые были избраны для поступления в высшие учебные заведения. Как результат – переутомление учащихся и необходимость поиска репетиторов, чтобы подготовиться к сдаче ВНО или НМТ по выбранным предметам.
Итак, благодаря реформе ситуация коренным образом изменится. Учащиеся не будут переутомляться, а выбранные самим учеником предметы сделают обучение интересным и мотивированным.
Одним из главных новшеств реформы старшей школы станет создание академических и профессиональных лицеев, между которыми будут выбирать выпускники 9 классов. Обучение в академических лицеях будет продолжаться три года и будет представлять собой подготовку к поступлению в высшее учебное заведение, а профессиональные лицеи будут предоставлять сразу и полное общее среднее образование, и возможность получить профессию. Такое разграничение позволит удовлетворить потребность страны в востребованных профессиях, а не наблюдать картину массового поступления в вузы и пополнение рынка труда невостребованными в нынешних условиях профессиями.
Однако в создании академических и профессиональных лицеев есть и негативная сторона.
Для таких заведений должно быть выделено отдельное здание. Но если, скажем, в общине не насчитывается большое количество детей, то по окончании 9 классов в 10 перейдет достаточно мало учеников, а значит, выделять отдельное здание для них просто будет не рентабельно. В таком случае, школьникам нужно будет либо ездить в города, где будут сосредоточены главные лицеи, либо проживать в специально созданных общежитиях.
На фестивале «Учителя будущего» председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак заявил:
«Все 30 лет в украинском образовании есть три ключевых слабых стороны – это не модернизированное образовательное пространство, содержание образования и низкие заработные платы. Все это происходит по одной причине – недостаточная политическая воля для того, чтобы взять лидерство в этом процессе. Основная причина, конечно, финансовая. Ведь это требует безумных средств, миллиардов долларов для того, чтобы мы за 7-10 лет сделали образовательную систему одной из лучших в мире. Сейчас такая политическая воля есть, мы знаем, над чем работать, что усовершенствовать и где брать средства. И если мы исправим эти три минуса и получим классную образовательную среду, то вернем тот миллион детей, которые уехали, и тогда они будут хотеть ехать к нам из-за границы, а не мы будем искать, куда бы отправить ребенка на обучение».
Итак, у государства появилась та движущая сила, толкающая к изменениям в образовательном процессе и, очевидно, сформировалось видение, каким именно должно быть современное образовательное пространство. Конечно, на усовершенствование нужно время и взвешенные действия. Поэтому в 2025-2026 учебном году государство планирует запустить образовательный пилотный проект старшей школы. Согласно ему предусмотрено, что в каждой области должен быть создан один академический и два профессиональных лицея. Преимущество профессионального лицея вызвано желанием государства поднять рейтинг профессионального образования. Ведь ни для кого не секрет, что в обществе сложился такой стереотип, что в профессиональные училища и техникумы идут те, кто плохо учился в школе. И это неудивительно, потому что результаты PISA 2022 показали низкий уровень знаний школьников по чтению и математике.
Не способствует популярности и совершенно недейственная программа этих учебных заведений, потому что базируется на овладении неинтересными и неактуальными для молодежи профессиями. Благодаря реформе ситуация должна измениться в корне. Профильные лицеи будут предлагать поступающим 3 профиля: языково-литературный, общественно-гуманитарный и STEM. Изменится кардинальный подход к обучению в пользу концентрации на углубленном изучении предметов, необходимых для будущей профессии. Уменьшение количества предметов разгрузит учащихся и позволит улучшить свой уровень знаний по основным предметам. Данная реформа полностью ориентирована на соответствие европейским стандартам и отвечает запросам рынка труда.
Чрезмерная нагрузка, потеря интереса к обучению и концентрация внимания только на тех предметах, которые нужны для поступления в вузы, а затем появление специалистов, в которых государство не нуждается в таком количестве на трудовом рынке, указали на очевидные недостатки образовательного процесса и потребность в реформации. Обновление старшего профильного среднего образования указывает на ряд преимуществ:
- разгрузка программы;
- возможность выбирать между предметами, необходимыми для будущей профессии;
- способность одновременно получить и профессиональные навыки, и получить общее среднее образование;
- повышение результативности в обучении;
- повышение престижа профессионального образования;
- ориентация на европейские стандарты образования.
К тому же система будет проявлять гибкость, и в случае желания учащийся всегда может сменить лицей и продолжить обучение в академическом направлении, или, наоборот, в профессиональном.
Однако для реализации данной реформы есть и определенные трудности, например, подбор отдельного здания для каждого лицея и организация логистики учащихся или создание общежития для проживания на территории. Следует выделить для общин необходимое финансирование для создания полноценной материально-технической базы, а также осуществить полноценное обеспечение педагогическим составом. Все моменты будут тщательно изучаться и обсуждаться во время пилотного проекта.
SWOT – анализ реформы старшего профильного среднего образования
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы |
|
|