Политические

Столкновение ядерных гигантов: после кровавого теракта в Кашмире Индия и Пакистан снова балансируют на грани войны

Индия и Пакистан – два ядерных государства – снова оказались на грани открытого вооруженного конфликта. После теракта в индийском Кашмире, произошедшего 23 апреля 2025 года и унесшего жизни 26 гражданских, включая туристов, дипломатические связи между Нью-Дели и Исламабадом фактически разорваны, приграничные дрожают от перестрелок, а мировое сообщество от тревоги. И хотя подобные обострения случались и раньше, нынешний конфликт опаснее предыдущих: стороны перешли красные линии, удерживавшие их от прямой конфронтации в последнее десятилетие.

Корни конфликта: Кашмир и старая ненависть

После разделения Британской Индии в 1947 году спор за Кашмир стал постоянной причиной вражды между двумя государствами. Три из четырех войн, которые они вели, были связаны именно с этим регионом. И хотя в 2020-х ситуация несколько стабилизировалась, проблема оставалась замороженным конфликтом – до 23 апреля 2025 года.

Именно в этот день в курортной местности Пахалгам в индийском Кашмире произошел самый кровавый за последние годы теракт: вооруженные боевики напали на группу туристов, убив 26 человек и ранив еще более 20. Ответственность взяла на себя группировка The Resistance Front (TRF-e) пакистанской группировкой, признанной террористической в ​​Индии, США и ООН.

Решительный ответ Индии

Индийские власти мгновенно возложили вину на Пакистан, обвинив его в том, что он не только не борется с экстремистами, но и фактически их поддерживает. Ответ был жестким: Индия отозвала дипломатов из Исламабада и выслала пакистанских представителей из Нью-Дели и отменила действие Договора о водах Инда – одного из последних действующих двусторонних документов между странами. Кроме того, власти Индии ввели запрет на въезд для граждан Пакистана и арестовали более 2000 человек в Кашмире и начали снос домов подозреваемых в связях с боевиками.

«Мы ответим со всей решительностью. Виновные не скроются – ни в нашей стране, ни за ее пределами«, — заявил премьер-министр Нарендра Моди, ссылаясь на потенциальную возможность «точечных операций» вне Индии. Вчера он предоставил своим вооруженным силам полную свободу действий и позволил военным самостоятельно определять форму и масштаб реакции.

Пакистан предупреждает об ударе и сам готовится.

В ответ Пакистан объявил о прекращении дипломатических отношений, закрыл воздушное пространство для индийских самолетов, отозвал Соглашение Симлы 1972 года, устанавливавшее правила урегулирования конфликтов между государствами, и прекратил торговые связи.

Громче стала и риторика пакистанских чиновников. Министр обороны Хаваджа Асиф заявил, что у страны есть информация о подготовке Индией военного удара в течение ближайших 24–36 часов. Он предупредил: любое вторжение будет встречено ответом и не исключил применения ядерного оружия в случае угрозы суверенитету Пакистана.

Новая динамика опасности

Хотя у обоих государств уже были подобные обострения, в частности после теракта в Пулваме в 2019 году, нынешнее противостояние имеет определенное отличие: институциональное доверие между сторонами полностью разрушено. Закрытие дипломатических каналов, разрыв ключевых соглашений и стрельба на границе свидетельствуют о том, что ситуация вышла из-под контроля.

Также настораживает молчаливая поддержка индийскими властями радикальной риторики: часть индийских СМИ и чиновников призывают к «полной ликвидации террористических баз на территории Пакистана», намекая на возможность авиаударов.

Почему конфликт между Индией и Пакистаном продолжается с 1947 года?

С момента распада Британской Индии в 1947 году Индия и Пакистан остаются в состоянии затяжного конфликта, прежде всего из-за противоречивого региона Кашмир. За более чем 75 лет обе страны прошли через несколько полномасштабных войн, периоды острого дипломатического кризиса, эскалацию терроризма и гонку ядерного вооружения. Причины противостояния – глубокие и комплексные, охватывающие территориальные претензии, религиозные различия и разное понимание идентичности двух государств.

В августе 1947 года, после вывода британцев, была создана независимая Индия и новое мусульманское государство – Пакистан. Каждая из более чем 500 княжеских земель должна была решить, к кому присоединиться. Джамму и Кашмир – мусульманская по населению, но управляемая индуистским махараджей – сначала объявила нейтралитет. Но уже в октябре 1947 года туда вторглись поддерживаемые Пакистаном племенные отряды. В ответ Махараджа обратился в Индию за помощью и подписал акт о присоединении, что стало основанием для введения индийских войск. Началась первая индо-пакистанская война, завершившаяся в 1949 году при посредничестве ООН. Линия прекращения огня разделила Кашмир на индийскую и пакистанскую части. В то же время принятая Советом Безопасности ООН резолюция №47 призвала к проведению референдум по поводу будущего региона, но он так и не состоялся.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Белый дым и тени Ватикана: кто возглавит более миллиарда католиков во время тревоги и надежд

Большую роль сыграло и идеологическое противостояние. С момента создания государств обе страны пошли по разным путям: Индия стала светской демократией, тогда как Пакистан – исламской республикой. В этой парадигме Кашмир воспринимается Исламабад как естественная часть Пакистана через мусульманское большинство населения. Индия считает акт присоединения легитимным и окончательным, а любое вмешательство Пакистана нарушением суверенитета.

Войны и эскалации

После первого вооруженного столкновения произошло еще несколько конфликтов:

1965 год – вторая индо-пакистанская война, спровоцированная попыткой Пакистана поднять восстание в индийском Кашмире (операция «Гибралтар»). Завершилось перемирием при посредничестве СССР и США (Ташкентское соглашение).

1971 год – третья война, на этот раз связанная не с Кашмиром, а с гражданской войной в Восточном Пакистане. Индия поддержала движение за независимость Бангладеш, что привело к поражению Пакистана.

1999 год – конфликт в Каргиле: пакистанские военные и боевики перешли линию контроля, но были вытеснены Индией. Избежать полномасштабной войны помогло международное давление, прежде всего со стороны США.

Ядерный фактор и тень терроризма

С 1998 года обе страны официально стали ядерными державами, что существенно усложнило перспективы войны, но не снизило уровень насилия. С конца 1990-х Индия регулярно обвиняет Пакистан в поддержке исламистских группировок, действующих в Кашмире или совершающих теракты на индийской территории, в частности, атака на парламент в 2001 году и массовый теракт в Мумбаи в 2008-м.

Американская исследовательница Кристин Фер у книге «Борьба до конца: путь войны пакистанской армии» (2014) утверждает, что пакистанская армия рассматривает конфликт с Индией как «экзистенциальную борьбу», а не как прагматический спор, что делает невозможным стабильное примирение.

В 2016 году после нападения на индийскую военную базу в Ури Индия совершила т.н. «хирургические удары» по боевикам на пакистанской территории. В 2019 году произошел теракт в Пулваме, где погибли 40 индийских силовиков. В ответ Индия совершила авиаудар по лагерю боевиков в Балакоте, после чего произошла первая со времен 1971 года воздушная стычка между странами.

В августе 2019 года Индия отменила особый статус Джамму и Кашмира, что вызвало резкую реакцию Пакистана, объявившего о приостановлении дипломатических отношений и обратившегося в ООН.

Пакистан: ядерная доктрина первого удара, держащая регион в напряжении

В противостоянии двух ядерных государств – Индии и Пакистана – именно Исламабад последовательно придерживается одной из самых радикальных концепций сдерживания: возможности первого ядерного удара. В отличие от Индии, официально обязавшейся не применять ядерное оружие первым, Пакистан оставляет за собой право на превентивное использование ядерного арсенала в случае угрозы своему национальному выживанию.

Инфографика: ИА «ФАКТ»

Эта стратегия выросла из глубокого осознания военного неравенства: Пакистан не способен выдержать полномасштабную войну с Индией, которая имеет более мощный экономический и военный потенциал. Ядерное оружие в этом контексте играет роль компенсатора – критического инструмента сдерживания, который Пакистан готов использовать не только в ответ на ядерный удар, но и в случае серьезного обострения конфликта, например в ответ на глубокое продвижение индийских сухопутных войск.

Особую роль в этой доктрине играет тактическое ядерное оружие – ракеты короткого радиуса действия, в частности, Nasr (Hatf-9), предназначенные для поражения боевых подразделений непосредственно на поле боя. Такие системы имеют короткое время подготовки к запуску и часто сохраняются вблизи фронта. Их цель – быстро остановить крупномасштабное вторжение или дестабилизировать противника еще на ранних этапах конфликта. Такой подход существенно снижает порог применения ядерного оружия, размывая границу между тактическим и стратегическим уровнем его использования.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  «Челночная» дипломатия Орбана: ловушка для Украины или шанс на мир

У Пакистана нет официально обнародованной ядерной доктрины. Исламабад сознательно сохраняет стратегическую неопределенность, посылая противоречивые сигналы. Однажды МИД Пакистана прямо заявил: «Если будет поставлен под угрозу выживания нашего государства, мы не будем колебаться применить ядерное оружие». Таким образом, эта позиция призвана отпугивать не только предполагаемое ядерное, но и традиционное военное нападение, оставляя за руководством страны гибкость в реагировании.

Такой подход, впрочем, рождает серьезные беспокойства у международного сообщества. Эксперты выражают сомнения в надежности системы принятия решений в кризисных условиях, а также безопасности самих арсеналов – особенно учитывая внутриполитическую нестабильность в стране или возможность радикализации отдельных структур. Определенный ответ на эти риски дало создание в 2000-х годах Национального командования Пакистана (National Command Authority) – органа, отвечающего за централизованный контроль над ядерным оружием.

Ядерная стратегия Исламабада, несмотря на свою явную индиецентричность, в то же время не существует в вакууме. В нее встроен и внешний геополитический контекст. Китай остается ключевым военным партнером Пакистана, снабжая современные технологии и выступая геополитическим контрбалансом индийского влияния. США же, хотя и критикуют пакистанскую доктрину первого удара, в то же время поддерживают армию этой страны как важный фактор региональной стабильности — парадокс, лишь подчеркивающий сложность узла безопасности Южной Азии.

Именно из-за этой сложной и одновременно потенциально нестабильной ядерной доктрины Пакистана, любое обострение между Исламабадом и Нью-Дели – даже локальное – сразу воспринимается миром как потенциальный триггер для глобального кризиса. В регионе, где эскалация может произойти в считанные часы, доктрина первого удара остается не только фактором сдерживания, но и источником постоянной тревоги.

Индия: политика «ненанесения первого удара» подвергается ревизии

Индия придерживается политики ненанесения первого ядерного удара (NFU), однако эта позиция уже не выглядит абсолютно незыблемой. Со временем она испытывает все более активный пересмотр, как на уровне политических заявлений, так и в практической подготовке арсенала к боевому применению.

В 2003 году правительство Индии обнародовало обновленную ядерную доктрину, которая закрепляет несколько ключевых положений. Во-первых, Нью-Дели декларирует, что не применит ядерное оружие первым, но оставляет за собой право на ответный удар в случае ядерной атаки на свою территорию или вооруженные силы. Во-вторых, реакция на такой удар будет «массированной» и нанесет агрессору «неприемлемый вред». В-третьих, доктрина допускает возможность ответа ядерным оружием даже на химическую или биологическую атаку, то есть неядерный акт агрессии.

Принцип минимального, но эффективного сдерживания – еще один краеугольный камень индийской доктрины. Речь идет о поддержке арсенала, достаточного для сдерживания нападающего, но без втягивания страны в гонку вооружений. Соответственно, Индия долгое время соблюдала практику отдельного хранения ядерных боеголовок и носителей, что делало невозможным немедленный запуск. В то же время, новейшие аналитические отчеты, в частности Федерации американских ученых (FAS), свидетельствуют о признаках постепенного перехода к оперативной готовности.

Несмотря на официальную привязанность к NFU, в последние годы в риторике политического и военного руководства Индии появляются сигналы о потенциальном пересмотре этой политики. В 2016 году бывший министр обороны Манохар Парикар заявил, что принцип «не первым» может меняться «в зависимости от обстоятельств». В 2019-м его преемник Раджнат Сингх повторил, что NFU остается в силе, но «что будет дальше зависеть от обстоятельств». Такие формулировки вызывают беспокойство, прежде всего в Пакистане, где и без того существует тревога из-за стратегического дисбаланса.

Ядерная стратегия Индии развивается в условиях двухфронтовой дилеммы. С одной стороны Пакистан с тактическим ядерным оружием и угрозой эскалации обычного конфликта. С другой – Китай, обладающий значительно большим ядерным арсеналом и более широкими инфраструктурными возможностями. В ответ Индия активно развивает морской компонент сдерживания – атомные подлодки с баллистическими ракетами (SSBN), которые должны обеспечить гарантированный ответ даже в случае уничтожения наземной части арсенала.

Вашингтон, Лондон и Брюссель выступили с призывами к деэскалации. Государственный департамент США уже объявил о намерении провести переговоры с обеими сторонами и подчеркнул: ни одна атака не должна служить поводом для войны. Но успеет ли дипломатия, если из Кашмира уже раздаются выстрелы, а оба государства перевели войска в состояние повышенной боевой готовности?

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button