Политическая

Украина после войны: ее будущее и пути выхода из кризиса

На третьем году войны ответ на вопрос о будущем Украины сейчас лежит на поверхности – это борьба за освобождение ее территории. Несомненно, самыми важными вопросами сейчас являются обороноспособность, военная помощь и мобилизация. Однако не менее важны должны быть вопросы: что дальше? С какими рисками и вызовами мы столкнемся на следующий день после войны? Ответы на них нужно искать вперед, а не жить одним днем.

Из истории цивилизации известно, что любые кризисы являются не только сложными периодами для выживания государства, но и стимулом для его качественного роста. Именно поэтому существующие негативные сценарии должны рассматриваться в основном как возможности. Наша страна уже третий год демонстрирует всему миру свою способность не только выживать, но и становиться сильнее — развивать новый оборонно-промышленный комплекс, ИТ-технологии, вести бизнес на новой цифровой основе.

В настоящее время масштабы разрушений, вызванных военными действиями в Украине, требуют $486 миллиардов на ближайшие 10 лет, которые пойдут на ремонт критически важной инфраструктуры, строительство жилья и общественных объектов, а также восстановление экономики. Только в 2024 году Украине необходимо около $15 млрд на неотложные мероприятия по восстановлению и восстановлению, при этом наиболее пострадавшими считаются жилищный сектор, транспорт, торговля, промышленность, энергетика и сельское хозяйство. Об этом говорится в результатах «Быстрой оценки нанесенного ущерба и потребностей на восстановление» (RDNA3).

Естественно, все разрушенное нужно будет отстраивать уже по-новому, еще лучше, чем было. Экономические отношения с некоторыми нашими давними партнерами, наверное, тоже будут пересматриваться, но могут возникнуть и новые прочные торговые контакты. Как нам пообещали наши партнеры, восстановление будет производиться с их помощью, с инвестированием их средств, а также (возможно) за счет полученных репараций от РФ. Однако все это выглядит оптимистично при проведенных Украиной жизненно важных изменениях в обустройстве собственной жизни как на горе, так и в низовых структурах на местах.

Что необходимо для обновления Украины?

В настоящее время в стране происходит глубокий кризис – разрушено множество предприятий, жилых домов, учреждений и учреждений, в государственном бюджете дыра составляет четверть ВВП, наблюдается депопуляция и другие критические процессы. Для того чтобы все это восстановить Украине необходима четкая стратегия развития, которой, к сожалению, сейчас нет. Органы власти предпочитают микроменеджмент и подменяют стратегию государственного развития «стратегическими» коммуникациями. К примеру, как можно говорить о национальной стратегии доходов, если нет национальной экономической стратегии? Если нет стратегии развития страны в целом, соответственно нет ответа на главный вопрос последних двух лет — каким образом мы собираемся побеждать врага и восстанавливать территориальную целостность?

Одним из правил менеджмента является: если нет времени, чтобы планировать – это значит, что сейчас сейчас планировать. Для того чтобы выстоять и удержаться на краю геополитической пропасти, Украине необходим четкий план воспроизводства государства будущего, в котором будут определены глобальное целеполагание, цивилизационный вектор, доктрины развития всех сфер государства и общества, а также догмы социального договора. При этом политическая доктрина должна быть совсем другой, отличной от существующей псевдодемократии. Как известно, именно она выступает одним из главных инструментов деградации всей восточнославянской цивилизации, именно через нее сформирована политическая и социальная структуры, тормозящие развитие государств. Псевдодемократия приводит к власти псевдоэлиты, насквозь коррумпированные и безразличные к нуждам общества. Она отключила социальные лифты, перекрыла пути самореализации творческих и критически мыслящих людей, не имеющих «полезных связей» и денег, чем спровоцировала их массовую эмиграцию в зарубежные страны.

Украина должна соответствовать доминирующему мировому тренду – цивилизованному строительству всех сфер жизни. Следует понимать, что глобальная конкуренция сводится к соревнованиям высокоинтегрированных цивилизационных систем, свойствами которых является наличие единого технологического экономического комплекса, высокая интегрированность политико-управленческого комплекса, осознание обществом своего единства, глобальный уровень интересов и возможностей и многое другое. При этом при всей привлекательности и ценности европейского опыта мы не можем полностью повторять его путь. Для нас очень важно выбрать только свой собственный, направленный на подлинную независимость от любых стран.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Самовольное оставление частей: почему военные массово покидают боевые позиции

Следует понимать, что европейские инвестиции не будут направляться на развитие питомника коррупции и политически неопределенной страны. Нам уже указывали партнеры на то, что для продвижения нашего развития в сторону европейского сообщества и в евроатлантическом направлении необходимо провести серьезное очищение власти (у греков этот процесс назывался катарсисом – кардинальным очищением от негативного прошлого).

То есть, после войны Украине придется продолжить другую борьбу – бороться за новую жизнь. В ней одним из главных факторов должно быть восстановление экономики, промышленности, которые мы почти потеряли. При этом следует прекратить постоянно ожидать международной помощи и стоять с протянутой рукой. Если мы хотим подлинной независимости, тогда должны сами быть в состоянии восстанавливать и развивать государство. Также мы сами должны усиливать собственную обороноспособность — развивать ВПК, отыскивать пути для рекрутинга, технологизировать ВСУ и модернизировать систему управления армией.

Кроме того, Украина должна доказать свою привлекательность потенциальным инвесторам и партнерам. По исследованиям Advanter Group, низкая инвестиционная привлекательность Украины объясняется не столько военными рисками, сколько непривлекательным инвестиционным климатом. В настоящее время украинский бизнес вывозит свой капитал и инвестирует значительные свои ресурсы за пределами Украины из-за нехватки привлекательных инвестиционных проектов, несовершенного законодательства и выборочного его применения, давления со стороны правоохранительных и регуляторных органов, низкого уровня экономических свобод, незащищенности прав, рейдерства и т.д.

Сейчас, как и до войны, Украина существенно отстает в одном ключевом вопросе – органы властных структур (администрации, исполнительные подразделения и выборные органы) не отвечают своим назначениям. Причина этого кроется в нездоровой политической системе в стране, в том, что государство не служит народу, а все больше давит и наказывает. Силовики и чиновники на центральном и местном уровнях неразрывно связаны между собой, все чаще раздаются коррупционные скандалы, оканчивающиеся выходом из судов состоятельных правонарушителей под залог. При этом простые люди были и остаются бесправными, а законы действуют избирательно только для них.

Кроме того, у нас до неадекватности много политических партий, большинство из которых действительно давно прекратило свою деятельность, но все еще зарегистрировано. Многие из них и почти не начинали политической работы – их состав насчитывал несколько десятков, иногда сотен лиц, неспособных на что-либо влиять. Чем они все занимаются, неизвестно. У многих могут возникнуть вопросы: как связаны партийные вопросы и восстановление государства? Ответ прост и очевиден: пути и векторы его развития в национальном масштабе и на уровне отдельных регионов и населённых пунктов решают именно выборные органы (советы всех уровней). Не всегда кандидаты являются партийцами, но все же имеют зависимость от своих патронов. А теперь подумаем вместе – если в партийных структурах распространены теневые схемы финансирования, где правят люди, которые не исповедуют и не разбираются в той идеологической платформе, на которой стоит данная партия, если для этих кандидатов во властные структуры политическая работа – это «бизнес и ничего личного», тогда каковы у нас шансы на улучшение своего будущего?

Итак, именно на выборах мы можем влиять на изменение сценария нашего будущего, но в последнее время нам максимально усложнили эту задачу. Поэтому необходимо «почистить» политикум и кардинально снизить перечень политических сил-претендентов на властные полномочия. Кроме того, следует избежать такого явления как «выборы без выбора», по которому украинцы поставлены в такие пределы, которые должны выбирать между «плохим и еще плохим». Сейчас выборов нет, но политический процесс продолжается, его сущность должна состоять в силе гражданского общества, его влияния при принятии решений государством. Не его бездействие, а четкие требования и контроль над действиями власти способны изменить нашу жизнь к лучшему. Необходимо не разделяться и ругаться в соцсетях, а совместно действовать для того, чтобы не давать коррумпированным чиновникам чувствовать себя безнаказанно, доминировать и устанавливать правила игры.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Выборы в Европарламент и их значение для Украины

Кроме того, после войны перед Украиной возникнут еще проблемы, которые необходимо будет крайне обдуманно и решать. Вернутся ли на Родину беженцы? Скорее всего, далеко не все. Сейчас государство делает все для уменьшения их количества. Если не будут применяться действенные меры по возвращению украинцев, некому будет восстанавливать страну, а также это еще больше повлияет на демографический кризис.

Крайне важными проблемами будут также трудоустройство военных, которые на длительный период потеряли свою работу и квалификацию. Кроме того, им потребуется серьёзная реабилитация – как физическая, так и психологическая. Наряду с этим в государстве после войны необходимо будет бороться с преступностью, уровень которой прогнозируется значительно увеличится. Об этом подробно было написано в статье «Преступность в Украине: виноватая война или полиция»

Для восстановления и решения указанных проблем Украине следует позаимствовать опыт передовых стран, например, Сингапура. Еще 60 лет назад эта страна была одним из самых бедных государств, ее народ попрошайничал, обычный черта для людей считался роскошью, здания и порт лежали в руинах. К тому же страна была колонией Британии. 30-летний юрист, Ли Куан Ю, выиграл всеобщие выборы в 1959 году и стал первым премьер-министром уже независимого Сингапура. В первую очередь он решил проблему с колоссальным уровнем безработицы. После того, как британская армия покинула островное государство, она потеряла более 30 000 рабочих мест и 20% ВВП. Однако новый премьер-министр нашел выход, сделав высокую ставку на иностранные инвестиции, развивая такие отрасли как электроника, машиностроение и судоходство. Также он предоставил предприятиям и фабрикам наилучшие условия: крайне дешевую землю, низкие таможенные налоги на импорт, а главное – дешевую рабочую силу. Эффективное финансовое управление, низкие налоги и прозрачная бюрократия создали среду, которая всячески способствовала развитию бизнеса.

Позже в стране был создан Жилищно-строительный совет для строительства доступных высокоэтажных домов. При эффективном управлении государством приоритетом стали не только развитие экономики, промышленности и жилья, но и объединение людей, за которым население из разных коммун жило вместе без сегрегации. Кроме того, в Сингапуре была внедрена комплексная антикоррупционная стратегия, в результате которой в 1996 году он занял 7 место в Индексе восприятия коррупции среди стран мира и 1 место среди стран Азии. Страна получила 8.8 из 10 возможных баллов по шкале от 0 до 10, где 0 означает самый высокий уровень коррупции, а 10 – самый низкий. В 2022 году Сингапур поднялся на 5 место в Индексе восприятия коррупции, набрав 83 балла из 100 возможных.

Итак, Сингапур за относительно недолгое время сумел совершить гигантский скачок в своем развитии – от страны третьего мира до развитого государства с высоким уровнем жизни. При этом эффективное государственное управление, борьба с коррупцией и введение прозрачности властных решений стали одними из ключевых факторов, благодаря которым это стало возможным.

Украина после войны: ее будущее и пути выхода из кризиса
Фотоколаж/ІА»ФАКТ»

Может ли быть у Украины счастливое будущее?

Скорее всего, да, но нам нужно уберечь государство и свою свободу, а затем, чтобы обеспечить мирную жизнь, провести кардинальные изменения во всех сферах госуправления, подготовку для которых нужно делать уже сейчас. Это, в первую очередь, значительно повысит мотивацию наших военных. Они увидят, что рискуя своей жизнью и здоровьем, защищают не коррупционеров и беззаконие, а территориальную целостность государства, которое действительно стремится измениться к лучшему. Защищают справедливую и более богатую жизнь, которую ожидает в будущем после войны. Только сплоченное, активное гражданское общество и эффективная, справедливая власть, ориентированная на людей, является действенным путем восстановления Украины.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button