Управляемая неопределенность: запускающий МОН с 1 сентября под видом образовательной реформы

Министерство образования и науки Украины в очередной раз порадовало образовательное сообщество новой реформой, однако не спешите аплодировать. Давайте на минутку представим себе марафон. Да не тот, где бегуны в одинаковой форме с номерами одолевают трассу с бутылкой воды и четко размеченными километрами. А марафон с неровным покрытием, разной длиной дистанции для каждого участника, без карты маршрута и даже без гарантии, что финиш существует. Именно такой может выглядеть реформа школьного образования, которая стартует с сентября 2025 года. Министерство образования и науки обещает обновить содержание обучения, учебники, принципы повышения квалификации учителей и сделать школу поближе к жизни. Звучит как новый старт, но готовы ли участники этого «забега» — директора, учителя, ученики и родители — к тому, что дорога будет не ровной, а извилистой, а обувь у некоторых вообще отсутствует? Прежде чем мы начнем пожинать плоды начала «образовательного прорыва», следует трезво оценить, что нас ожидает на этой дистанции.
Учебники, программы, учителя: три кита реформы 2025
Будем стартовать мы 1 сентября 2025 года с системного обновление, касающиеся сразу нескольких направлений: содержания учебных программ, подходов к преподаванию и механизмов профессионального развития педагогов. В МОН подчеркивают, что цель изменений заключается в превращении образовательного процесса в более актуальный, практически ориентированный и открытый потребностям как учащихся, так и учителей. Под прицел специалистов по МОН на этот раз попали учащиеся 5-х и 6-х классов. Именно эти звенья станут стартовой площадкой для внедрения обновленных программ и современных методик обучения.
В МОН не скрывают, что между тем, что дети учат на уроках, и тем, что реально могут применить вне школы, все еще остается ощутимая пропасть. Чтобы это расстояние сократить, планируют лучше подстроить материал под возрастные возможности учащихся, сделать акцент на развитии критического мышления, умении работать с информацией, общаться, пользоваться техникой и инструментами цифровых суток. Содержание курсов должно больше соответствовать реалиям современной жизни, а не оставаться в прошлом. Идея в том, чтобы ученики видели, зачем им эти знания и как они могут помочь в реальных ситуациях, начиная от повседневных дел и заканчивая выбором будущей профессии.
Обновление коснется и учебников и не только по содержанию, но и по самому принципу их создания. В Министерстве образования намерены пересмотреть подход к подготовке учебных материалов, сделав процесс более открытым и близким к тем, кто этими книгами реально пользуется, то есть именно для учащихся и учителей. Обратную связь с образовательной средой обещают учитывать на этапе разработки, а не постфактум. Авторские коллективы должны работать более гибко с учетом изменений в науке, обществе и даже информационном пространстве. Это должно помочь избавиться от устаревших фраз, штампов и шаблонов, которые до сих пор встречаются в учебной литературе. Новые учебники планируют позиционировать не просто как источник фактов, а как рабочий инструмент развития логики, критического мышления и способности к взаимодействию. Планируется сделать учебники способными отвечать не только формальным требованиям программы, но и действительно полезны здесь и сейчас.
Не забыли в МОН и об учителях, обещая для них индивидуализированный формат повышения квалификации, который, по словам чиновников, предоставит им больше автономии в выборе образовательных ресурсов. Вместо централизованных списков «обязательных» курсов педагогам обещают передать персональный бюджет — средства, которыми они смогут распоряжаться самостоятельно. Теперь учитель сможет сам выбирать, какие программы обучения ему действительно нужны. Это могут быть курсы, тренинги или профессиональные мероприятия, отвечающие его реальным запросам. Деньги идут не за учреждением или ведомственным списком, а непосредственно обучающимся. Чиновники стремятся сделать процесс развития учителя более гибким, индивидуальным и практичным без излишней бюрократии и навязанных тем. В министерстве обещают, что подробные правила использования этих средств появятся ближе к началу учебного года.
Как видим, по замыслу МОН школа должна постепенно превращаться в пространство, где обучение связано с реальной жизнью, а развитие ученика и учителя станут равнозначными составляющими образовательного процесса. На первый взгляд, все выглядит современно, гибко и логично. Однако на практике мы рискуем наткнуться на многие подводные камни.
Учебник как вызов, а не подпорка
Одним из наиболее чувствительных аспектов новой волны изменений станет обновление школьных учебников. Планируется пересмотр содержания и принципов создания учебных пособий, и это уже вызывает вопросы. Формально все звучит убедительно: в создании новых учебников примут участие авторские коллективы, которые будут ориентироваться на современные события, вызовы войны, цифровую реальность и потребность развивать критическое мышление. Однако, кем именно будут эти авторы, как будет оцениваться качество содержания, и, главное, кто будет нести ответственность за практичность и актуальность этого контента, до сих пор остается под большим вопросом. Без четкого механизма внешней экспертизы и независимой проверки качества легко скатиться к очередной волне непрактичных, перегруженных учебниками учебников с красивыми обложками. Учителя давно жалуются, что даже после предварительных обновлений учебники часто остаются оторванными от реальности. Кроме того, нет никаких гарантий, что новые книги дойдут до школ вовремя. Следовательно, учителя снова могут остаться один на один с новыми требованиями, но старыми материалами, как это уже не раз было в украинской образовательной истории.
Учебные программы: между благими намерениями и классной доской
Центром внимания обновлений стали 5-й и 6-й классы. Именно на этом этапе, по замыслу реформаторов, будет апробировано новое содержание обучения. Вместо теоретических выкладок предложат практические кейсы, вместо зубренья — межпредметные интеграции, а вместо уроков для галочки создадут задачи, которые якобы готовят к жизни. Однако хорошая идея имеет шанс превратиться в образовательный эксперимент, если реформа окажется непродуманной на уровне реализации. Подготовка педагогов, методическое обеспечение, оценка эффективности должно идти вместе с изменением программ.
Если же каждый компонент будет двигаться по своему пути, мы получим еще большую путаницу. До сих пор вспомнить переход на стандарты Новой украинской школы, когда бедные учителя бродили между разными стандартами и программами, держа в голове, какие именно классы по какому стандарту должны учиться. Кроме того, сам факт, что реформу запускают всего на двух классах, свидетельствует об осторожности МОН. Сами чиновники одновременно признают масштабность рисков, а значит, нашли себе «подопытных кроликов» среди будущих пятиклассников и шестиклассников. По всей вероятности, система к такому тестированию на местах окажется неготовой.
Учителя с новыми деньгами, но со старыми проблемами
Одна из наиболее нетипичных для украинской системы инициатив – это финансовая автономия учителя в выборе курсов для повышения квалификации. Теперь каждый педагог будет получать индивидуальный образовательный бюджет, который сможет потратить на сертификации, тренинги или тематические курсы. И все это будет происходить без вмешательства отделов образования или администраций школ.
Теоретически, такой подход открывает новую эру профессиональной свободы. Но практически одновременно подбрасывает сразу несколько сложных вопросов. Нам так и не объяснили, как будет проверяться качество курсов и кто и каким образом будет контролировать расходы бюджетных средств. До сих пор неизвестно, какие структуры смогут предоставлять эти услуги, и не возникнет ли рынок образовательных шейков, которые будут только имитировать развитие. Не следует также игнорировать один существенный нюанс. Для многих учителей это новое пространство свободы может оказаться не подарком, а дополнительным источником стресса, ведь придется самостоятельно искать, анализировать, выбирать и нести ответственность за решения, какие именно курсы выбирать. Проблема в том, что большинство учителей не имеют реального опыта в выборе образовательных услуг на конкурентном рынке. Педагоги привыкли, что гороно и районо укажут когда и где именно нужно пройти необходимые курсы для повышения квалификации, чтобы набрать эти ценные часы. А тут сразу без предупреждения и ознакомления со всеми необходимыми критериями тебе говорят, «лети, аист, лети далеко».
Очевидно, что потребность «переформатировать школу» звучит сейчас закономерно, но следует признать разный стартовый уровень школ в разных регионах. Если в городских учреждениях доступ к технологиям, интернету и альтернативным ресурсам более или менее стабилен, то сельские школы часто работают в условиях кадрового и инфраструктурного дефицита. Они неизбежно столкнутся с серьезными вызовами необходимости переквалификации учителей в сжатые сроки, пересмотра расписаний и организационной логики учебного процесса и адаптации к новым учебникам, которые, вероятно, появятся уже в ходе учебного года и будут доступны не всем сразу.
Эта школьная реформа коснется всех и, прежде всего, тех учреждений, где ощущается нехватка кадров, недостаток современной техники или изолированность от образовательных новаций. Речь идет о сельских школах, малокомплектных учреждениях, лицеях с небольшим кадровым ресурсом. В таких условиях даже самые лучшие инициативы рискуют захлебнуться в рутине. Понятно, что без дополнительной логистической, методической и финансовой поддержки реформа остается декларацией из кабинетов МОН, а не реальностью классной комнаты.
С другой стороны, школы, уже работающие по модернизированным принципам, с гибкими расписаниями, проектным подходом и современной материальной базой, действительно получат новые возможности для развития. Они смогут подхватить реформу и использовать ее в свою пользу. И да, это очень хорошо, но не стоит забывать о равенстве всех участников образовательного процесса. Невозможно не признать тот факт, что образование не может дальше работать по схемам 90-х.
Однако реформа, которая стартует в сентябре 2025 г., станет не просто проверкой для школ. Она покажет, способна ли сама образовательная система учиться, развиваться и быть гибкой. Возможно, мы действительно стоим на пороге важного обновления. Но вместо пафоса всем нам очень нужна конкретика, а вместо лозунгов — честная аналитика. Иначе, по очередной волне отчетов, на нас посыпятся реальные изменения в классах, где учитель и ученик снова утонут во множестве неизлечимых проблем, не видя смысла в том, чем занимаются каждый день. Снова хочется напомнить чиновникам из МОН, что их очередная реформа очень похожа на марафон. И к большому сожалению, не каждая школа сегодня имеет обувь, чтобы ее преодолеть.
Планируемые изменения демонстрируют благие намерения: приблизить образование к жизни, дать свободу учителям, сделать школу местом развития, а не просто инструктажа. Однако практическая реализация зависит не столько от красивых лозунгов, сколько от способности МОН учитывать риски, разнообразие условий и обратную связь снизу.