В ООН заявили о «колоссальном» росте ВВП Польши благодаря труду украинских беженцев

После начала полномасштабной войны в Украине Польша стала одной из главных стран, открывших свои границы для миллионов украинских беженцев. С февраля 2022 года поток спасавшихся от боевых действий людей создал уникальную социально-экономическую ситуацию для польского государства. Варшава не только оперативно организовала систему гуманитарной помощи, медицинского обеспечения, образования и жилья для переселенцев, но предоставила им широкие возможности легально работать и интегрироваться в местную экономику. Этот шаг, как впоследствии показали аналитики, оказался стратегически оправданным не только с гуманитарной, но и экономической точки зрения. В новом отчете, подготовленном Агентством ООН по делам беженцев отмечают существенный рост ВВП Польши, к которому в значительной степени повлекло за собой трудовое участие украинцев.
Новый отчет, подготовленный Агентством ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) совместно с консалтинговой компанией Deloitte, позволяет объективно оценить масштаб влияния украинской трудовой миграции на экономику Польши в 2024 году. Данные анализа развенчивают многочисленные стереотипы и показывают, что украинские беженцы стали не обузой для польского бюджета, а важным катализатором экономического роста. Как сообщает Рейтер.
Представитель УВКБ ООН Рафал Костшинский во время презентации отчета подчеркнул, что результаты исследования опровергают ряд распространенных мифов, согласно которым беженцы якобы создают дополнительное давление на рынок труда, вытесняют местных работников, снижают уровень заработных плат или создают чрезмерную нагрузку на социальные фонды. По словам Костшинского, ни один из этих негативных сценариев не сбылся.
В отчете четко зафиксировано: благодаря политике польских властей, позволившей украинцам быстро получить доступ к рынку труда и созданию малого бизнеса, экономика Польши получила дополнительный импульс роста. По подсчетам экспертов вклад украинских беженцев в валовой внутренний продукт страны в 2024 году составил около 2,7% прироста ВВП. Такой прирост оценивается как «колоссальный» для европейской экономики, которая, в общем, переживала непростой период рецессионных рисков и структурных трансформаций после пандемии и на фоне энергетического кризиса.
Как отметил Кевин Аллен, представитель УВКБ ООН в Польше, решающим фактором стало открытие трудовых возможностей для беженцев: «Позволив украинским беженцам начать работать и открывать малый бизнес, Польша значительно усилила свою экономическую базу».
Еще один важный вывод исследования – отсутствие негативного влияния на занятость самих поляков. Отчет фиксирует, что уровень трудоустройства среди польского населения не уменьшился по прибытии большого количества украинцев. Напротив, в отдельных секторах экономики наблюдается даже локальный рост заработных плат, что объясняется расширением внутреннего спроса и ростом производительности. Иными словами вместо конкуренции между местными жителями и мигрантами образовался дополнительный экономический мультипликатор.
Авторы отчета обратили внимание на специфику трудовой интеграции украинцев в польской экономике. Значительная часть беженцев вынуждена работать на должностях, не соответствующих их квалификации или уровню образования. По статистике, лишь около трети украинцев с высшим образованием занимает рабочие места, где требуется наличие соответствующего диплома или ученой степени. Большинство вынуждено выбирать вакансии с более низкими требованиями, позволяющими быстрее интегрироваться в рынок труда, но не дающим полной реализации профессионального потенциала.
Кроме того, многие люди также удерживают от более активной интеграции недостаточное знание польского языка. Несмотря на это даже на таких должностях украинские беженцы заполнили значительное количество вакансий, которые традиционно оставались незаполненными на польском рынке. Речь идет о работе в аграрном секторе, строительстве, сфере обслуживания, транспортной отрасли, уходе за стариками, логистике, гостинично-ресторанном бизнесе и т.д. Эти сегменты экономики уже много лет страдали от дефицита рабочей силы из-за миграции самих поляков в Западную Европу.
Рост специализации экономики Польши, о котором идет речь в отчете, связан как раз с заполнением этих свободных ниш украинскими работниками. Рынок труда стал более гибким, возросла доля занятых в сферах, ранее не имевших необходимых человеческих ресурсов. Это позволило бизнесу расширять деятельность, избегать сбоев в производственных и сервисных цепочках, наращивать экспортный потенциал.
Еще одним важным пунктом отчета стал вопрос финансового баланса между расходами Польши на помощь беженцам и их вкладом в экономику страны. По подсчетам Deloitte, украинские беженцы в общей сложности оставили в польской экономике больше средств, чем вывели за границу в виде переводов на родину. Это объясняется высокой долей потребительских расходов, остающихся внутри польского рынка: оплата аренды, покупки товаров и услуг, налогообложение доходов и т.д. Таким образом, беженцы не только работают, но и активно потребляют, поддерживая внутренний спрос.
В отчете отмечается, что преодоление барьеров во включении украинцев в польский рынок труда могло бы обеспечить дополнительный макроэкономический прирост в размере 1,6 миллиарда долларов США в год.
Польша стала основной страной для приема украинских переселенцев, предоставив убежище более миллиона граждан Украины и заняв первое место по количеству беженцев, а также войдя в шесть самых благоприятных государств для украинских мигрантов. В то же время, все чаще сами украинцы говорят о росте негативного отношения в обществе и жалуются на случаи преследований. Польские чиновники уверяют, что государство не будет применять принудительное возвращение украинцев домой и исключают заявления о наличии угроз или несправедливых решений, однако признают, что после завершения выборов могут рассматриваться коррективы в социальной политике.
В более широкой перспективе эксперты отмечают, что Польша фактически получила уникальный демографический ресурс, который в будущем может частично компенсировать проблемы со старением и сокращением рабочей силы. Однако реализация этого потенциала потребует дальнейшей работы над интеграцией, обучением языку, подтверждением дипломов и профессиональных квалификаций.
Польский пример уже сейчас активно изучается в других европейских странах, где также обсуждают пути рациональной интеграции беженцев, избегая как социальной маргинализации, так и опасности чрезмерных бюджетных расходов. По мнению специалистов, ключевым уроком Варшавы стало своевременное открытие рынка труда и создание максимально упрощенных процедур для легального трудоустройства вновь прибывших.