Военный учет подростков: что необходимо знать родителям

16-летний возраст – это не только время школьных экзаменов и первых серьезных решений, но и момент, когда подростки должны стать на военный учет. В современных условиях, когда каждый аспект жизни общества подлежит изменениям, важно понимать новые правила и требования, которые могут относиться даже к самым молодым гражданам. Военный учет подростков, тема, вызывающая у родителей множество вопросов, сегодня становится еще более актуальной.
Что означает постановка военного учета для юных украинцев? Какие права и обязанности имеют родители в этом процессе? Юристы адвокатского объединения Репешко и партнеры прокомментировали ключевые аспекты военного учета подростков, чтобы помочь родителям лучше понять свои роли и ответственность на этом важном этапе жизни их детей.
Сейчас нет ни одной области законодательства, которая бы менялась так быстро и динамично, как отрасль военного права. Не успели юристы овладеть изменениями, которые появились весной 2024 года в мобилизационном законодательстве, как в свою очередь уже в них вносятся какие бы то ни было изменения.
На фоне разговоров о том, нужно ли снижать возраст подлежащих мобилизации лиц, государство потребовало хотя бы перечислить свой будущий военный потенциал. Удивленные последними теплыми летними днями и догуливая последние отпуска, граждане почти пропустили мимо себя последнюю неожиданную новость, связанную с военным учетом. Последние пару лет среди родителей мальчиков-подростков был актуален вопрос друг к другу: «Ну вы что, будете уезжать, или останетесь?». Многие родители после 9 и 11 классов отправили мальчиков если не учиться, то жить за границу. На всякий случай. С учетом принятых законодательных изменений озвученный вопрос становится еще более актуальным.
16 августа 2024 года Кабинет Министров Украины принял постановление № 932 «О реализации экспериментального проекта по автоматической верификации и проверке сведений о призывниках, военнообязанных и резервистах», которым внедрен экспериментальный проект, состоящий из следующих составляющих:
- Наполнение Реестра информацией о призывниках, военнообязанных и резервистах.
- Алгоритм дистанционного взятия на военный учет призывников, который касается, кстати, не всех.
- Выдача документов для мужчин – граждан Украины в возрасте от 18 до 25 лет, которые находятся за границей.
Что касается наполнения Реестра информацией о призывниках, военнообязанных и резервистах, то по замыслу чиновников процесс должен происходить следующим образом:
Государственная миграционная служба до 5 сентября 2024 года должна сформировать перечень сведений о гражданах Украины мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, в котором должно быть указано:
- фамилия, собственное имя, отчество (при наличии);
- дата рождения;
- стать;
- место жительства и местонахождение;
- реквизиты паспорта гражданина Украины или документа, дающего право гражданину Украины на выезд за границу (серия и/или номер, дата выдачи, выдавший орган, срок действия);
- уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (при наличии);
- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии);
- сведения об оформлении документов для выезда за границу на постоянное проживание или оставление на постоянное проживание за границей или возвращение в Украину;
- сведения о дате последнего выезда за пределы Украины;
- сведения о смерти или объявлении лица умершим лицом;
- РНОКПП (так называемый идентификационный код);
- сведения о государственной регистрации смерти, если таковая была.
Указанный перечень Государственная миграционная служба передает в Администрацию Государственной пограничной службы, которая в течение 10 календарных дней обрабатывает перечень и дополняет его следующей информацией: сведениями о дате выезда за пределы Украины (только по отношению к тем гражданам, которые перешли государственную границу и не вернулись в Украину).
Затем Администрация Государственной Пограничной передает реестр Министерству обороны, которое в свою очередь в течение 7 дней со дня получения указанных сведений организует внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов.
Если все будет следовать определенному плану, то окончательное формирование реестра должно состояться ориентировочно 22 сентября 2024 года.
Главный пункт указанного постановления звучит следующим образом:
“Государственной миграционной службе в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу этого постановления обеспечить формирование перечня граждан Украины мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов с учетом информации Единого государственного демографического реестра и ведомственной информационной системы Государственной миграционной службы и передать сведения в Администрацию Государственной пограничной службы”.
На практике это означает, что ребята в возрасте от 16 до 25 лет, проживающие в Украине и обращающиеся за оформлением паспорта, будут внесены в Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов (ЕГРПУР) без прохождения ВЛК. В полной мере это также распространяется на находящихся за рубежом и обращается за оформлением или получением паспорта в украинских представительствах за рубежом.
Согласно действующим привилам, юноша приобретает статус призывника шестнадцатилетним — в год, когда ему должно исполниться семнадцать. В ТЦК юноше выдают первый военно-учетный документ – приписное. В статусе призывника он будет находиться до 27 лет. Тем, кому уже исполнилось 16 лет, а именно возрастная категория от 17 до 25 лет, должны быть взяты на военный учет без прохождения военно-врачебной комиссии (ВЛК). Указанное распространяется как проживающих в Украине, так и тех, кто находится за границей.
Юноша может спокойно уезжать за границу, пока ему не исполнилось 18 лет. Даже если день рождения уже завтра, еще сегодня он может уехать. Однако с начала 18-летия пересекать границы Украины он не сможет, даже если учится за границей. Следует иметь в виду, что для совершеннолетних мужчин, находящихся за границей, предусмотрено, что в возрасте от 18 до 60 лет, при обращении за оформлением украинского или загранпаспорта, они будут проходить проверку действительности своих военно-учетных документов через государственную электронную систему «Трембита». Следовательно, в случае выезда подростка мужского пола за границу, вопрос военного учета и отношения к военной службе не снимается и никуда не девается.
По намерениям законодателя в определенной степени все должно функционировать в цифровом формате и автоматически. Но нелишне будет напомнить еще раз следующее. В Кодексе Украины об административных правонарушениях (КУоАП) существует ряд статей, которыми предусмотрен штраф за нарушение мобилизационного законодательства. По ст. 210 Кодекса – нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета в особый период сумма штрафа составляет от 17 000 до 25 500 грн.
По статье 2101 Кодекс нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации в особый период сумма штрафа также составляет от 17 000 до 25 500 грн.
Административное взыскание за совершение в особый период правонарушений, предусмотренных статьей 210 Кодекса, может быть наложено в течение трех месяцев со дня его обнаружения, но не позднее одного года со дня его совершения.
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
К лицам от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные статьей 24-1 настоящего Кодекса. Есть перечень статей, по которым несовершеннолетние отвечают на общих началах, но статьи 210 и 210-1 КУоАП в данный перечень не входят.
Статья 24-1 КУоАП предусматривает следующие меры воздействия, которые применяются к несовершеннолетним: за совершение административных правонарушений в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут быть применены следующие меры воздействия:
- обязательство публично или в другой форме попросить прощения у потерпевшего;
- предупреждение;
- выговор или строгий выговор;
- передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.
Следовательно, штраф на человека в возрасте от 16 до 18 лет за нарушение мобилизационного законодательства наложен быть не может. Ответственность в виде штрафа может быть возложена на человека по достижении им восемнадцати лет.
Кроме того, часто услышать, что за нарушение мобилизационного законодательства несут ответственность родители ребенка. Однако никакого отношения к наложению административного штрафа и его уплаты родители ребенка не имеют, ведь до 18 лет штраф за нарушение мобилизационного законодательства наложен на человека быть не может, а уже с 18 лет лицо считается полноценным гражданином, участником всех правоотношений и самостоятельным лицом, за которое родители ответственности не несут.
Какие последующие изменения постигают нас на мобилизационном пути неизвестно, но чтобы избежать штрафов и других неприятностей, советуем просчитать заранее все шаги и предусмотреть все возможные последствия. Насколько соответствует правам человека и ребенка автоматическое включение несовершеннолетнего в реестр военнообязанных? На наш взгляд, не совсем. Но проект экспериментальный и покажет его действенность. Впрочем, может кто-то решится стать на долгий путь обжалования и отмены указанной нормы.