Война меняет правовые нормы: актуальные вопросы военной юриспруденции

С началом военных действий на территории Украины правоприменительная практика претерпела значительные изменения. Изменилось не только восприятие определенных правовых норм, но и их имплементация в судебных решениях и разъяснениях от компетентных органов власти. Сегодня мы сталкиваемся с новыми юридическими вопросами, которые в мирное время даже не рассматривались бы. Важность правильной интерпретации законов и их применения в военных условиях становится особенно актуальной, поскольку каждый день появляются новые случаи, требующие быстрых решений и точного правового регулирования.
Юристы адвокатского объединения «Репешко и партнеры» прокомментировали правовое регулирование актуальных военных вопросов с учетом недавно принятых судебных решений.
Чем продолжаются военные действия на территории нашего государства, тем более разнообразных вопросов возникает в практической плоскости. При этом практика применения некоторых норм закона изменяется в зависимости от судебной практики или от отдельных разъяснений компетентных органов власти. Пока еще раз информация по некоторым военным вопросам.
Возможность оформления отсрочки от призыва в случае пропажи без вести на войне отца при отсутствии решения суда о признании пропавшим без вести
Практикуя в военном праве адвокаты настаивают на том, что в случае если отец пропал на войне без вести, но на руках не имеет соответствующего решения суда о признании лица пропавшим без вести, сын имеет право на отсрочку от призыва.
Дело в том, что в законодательстве существует отдельный закон — «О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах», предусматривающий статус лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах.
Согласно ст. 1 данного закона:
- лицом, пропавшим без вести, считается физическое лицо, в отношении которого нет сведений о его местонахождении на момент подачи заявителем заявления о его розыске;
- лицом, пропавшим без вести при особых обстоятельствах, считается лицо, пропавшим без вести в связи с вооруженным конфликтом, военными действиями, временной оккупацией части территории
Украины, чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера.
Кроме того, согласно этому закону, лицо приобретает статус пропавшего без вести при особых обстоятельствах, с момента внесения о нем сведений, содержащихся в заявлении о факте исчезновения, в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, в порядке, предусмотренном этим Законом, и считается пропавшим без вести при особых обстоятельствах, с момента подачи заявителем заявления о факте исчезновения лица. Лицо считается пропавшим без вести при особых обстоятельствах до момента прекращения его розыска в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Следовательно, для получения статуса лица пропавшей без вести, оно должно учитываться в Едином реестре лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Но это никоим образом не ограничивает родственников или других лиц в их обращении в суд с заявлением о признании такого лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим в порядке, предусмотренном законодательством в порядке отдельного производства.
Дело в том, что Закон Украины «О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах» существует в законодательстве с 2018 года, а норма относительно возможности признания лица безвестно отсутствует или объявления его умершим существовала в законодательстве всегда, еще в советское время. Поэтому сейчас мы имеем регулирование одного вопроса разными законами, которые частично пересекаются и регулируют те же проблемы, но немного по разному.
Таким образом, уже с момента внесения сведений в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, лицо считается пропавшим без вести при особых обстоятельствах.
Совершенно по-другому видит данную ситуацию Постановление № 560 Кабинета Министров Украины от 16 мая 2024 года «Об утверждении порядка проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период». По данному постановлению оформить отсрочку без представления решения суда о признании лица пропавшим без вести невозможно. Именно руководствуясь ею, ТЦК и СП требуют наличия решения суда о признании безвестно отсутствующим. Итак, мы имеем на одной чаше весов закон, а на другой – постановление Кабинета Министров. Однако подчеркиваем, что закон имеет высшую силу перед постановлением, тем более что он является нормой прямого регулирования.
Единственным выходом из данной ситуации является подача соответствующего иска в суд при наличии отказа ТЦК и СП. А вот с чем именно обращаться – с обжалованием отказа или с заявлением о признании лица безвестно отсутствующим, это нужно решать в каждой конкретной ситуации. Некоторые предупреждающие адвокаты рекомендуют обращаться в суд по обоим основаниям одновременно. А там уже все зависит от того, какой суд рассмотрит скорее какое дело, потому что иск, которым просят суд признать отказ в предоставлении отсрочки противоправным и обязательство предоставить отсрочку рассматривается в порядке административного судопроизводства, а заявление о признании лица безвестно отсутствующим – в порядке гражданского судопроизводства отдельным производством. Первые документы по данным делам уже направлены в суд, ждем судебной практики.
Отсрочка от мобилизации в связи с самостоятельным воспитанием ребенка
Хотим отметить, что практика по данному вопросу была достаточно разнообразной, пока не был принят Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», четко определяющий основания получения отсрочки от мобилизации по указанным основаниям.
Так, не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации военнообязанные женщины и мужчины, имеющие ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, если второй родитель такого ребенка (детей):
- умер
- лишен родительских прав
- признан пропавшим без вести или безвестно отсутствующим
- объявлен умершим
- отбывает наказание в местах лишения свободы
- лицо самостоятельно воспитывает и удерживает ребенка по решению суда
- запись об отце такого ребенка в Книге регистрации рождений осуществлена на основании части первой статьи 135 Семейного кодекса Украины
Документами, подтверждающими право на отсрочку в таких случаях, должны быть:
- для подтверждения статуса ребенка — выписка из решения органа местной власти о предоставлении ребенку (детям) статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки
- для патронатных воспитателей — решение районной, районной в г. Киеве госадминистрации, исполнительного органа городского, районного в городе совета об устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя и свидетельство о рождении ребенка
- для опекунов, попечителей — решение органа местной власти или решение суда об установлении опеки, попечительства и свидетельства о рождении ребенка
- для усыновителей — решение суда об усыновлении и свидетельстве о рождении ребенка
- для приемных родителей — решение органа местной власти об устройстве ребенка в приемную семью или договор об устройстве детей на совместное проживание и воспитание в приемной семье, свидетельство о рождении ребенка
- для родителей-воспитателей — решение органа местной власти об устройстве ребенка в детский дом семейного типа или договор об организации деятельности детского дома семейного типа, свидетельство о рождении ребенка
В свою очередь хотим напомнить, что отец трех несовершеннолетних детей не всегда имеет право на отсрочку от мобилизации. Не имеют права на отсрочку родители троих детей, если:
- существует задолженность по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму платежей за три месяца.
- родитель не проживает вместе со своими детьми и вообще не платит алименты.
- мужчина воспитывает приемного ребенка, но родитель платит алименты.
Итак, как мы видим, ключевым моментом является не сколько факт наличия трех и более детей, а факт содержания отцом этих детей.
Как получить статус члена семьи погибшего Защитника или Защитницы Украины
К сожалению, смерть военных является неотъемлемой частью любой войны. После первых шока и боли появляется целесообразный вопрос что делать дальше и чем может помочь государство в таком случае. В Украине существует статус члена семьи погибшего защитника или защитницы Украины. Перечень имеющих на него право указан Кабинетом Министров Украины.
Претендовать на статус члена семьи погибшего могут:
- Семьи военнослужащих, погибших (пропали без вести), умерли в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, защищая страну во время войны с РФ, а именно:
- войск ВСУ;
- сил территориальной обороны;
- Нацгвардии;
- Службы безопасности Украины;
- Службы внешней разведки;
- Госпогранслужбы;
- Госспецтрансслужбы;
- Военной прокуратуры;
- Государственная фискальная служба;
- Министерства внутренних дел;
- Управление госохраны;
- Госспецсвязи;
- Госслужбы по чрезвычайным ситуациям;
- Государственной уголовно-исполнительной службы;
- лиц, входивших в состав добровольческого формирования территориального общества;
- других образованных в соответствии с законами военных формирований, участвовавших в мероприятиях, необходимых для обеспечения обороны Украины.
- Семьи работников предприятий, учреждений и организаций, которые привлекались к осуществлению мер, необходимых для обеспечения обороны.
К членам семей погибших, умерших и пропавших без вести относятся:
- иждивенцы погибшего или пропавшего без вести, которым в связи с этим выплачивается пенсия;
- родители;
- один из супругов, который не женился вторично, независимо от того, выплачивается ему пенсия или нет;
- дети, у которых нет и не имели своих семей;
- дети, имеющие свои семьи, но ставшие лицами с инвалидностью до достижения совершеннолетия;
- дети, оба родителя которых погибли или пропали без вести.
Для получения статуса члена семьи погибшего Защитника или Защитницы Украины следует собрать и подать в органы социальной защиты населения по месту регистрации пакет документов.
Для членов семей лиц, входивших в состав регулярной армии:
- оригинал и копия паспорта заявителя;
- оригинал и копия Регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (РНОКПП) заявителя;
- фотография заявителя размером 3х4;
- для детей умершего: свидетельство о рождении заявителя;
- для родителей умершего: свидетельство о рождении умершего;
- для жены/супруга: свидетельство о браке;
- для детей умершего, у которых нет и не имели своих семей: справка из ЖЭКа форма 3;
- для детей умершего, ставших лицами с инвалидностью до достижения совершеннолетия: справка медико-социальной экспертной комиссии об инвалидности;
- свидетельство о смерти (копии) или сообщение о гибели личности;
- документы о непосредственном участии лица, которое защищало Украину, и погибло (пропало без вести), умерло в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при непосредственном участии в мероприятиях, необходимых для обеспечения обороны (постановление штатной военно-врачебной комиссии соответствующего военного формирования) .
Для членов семей лиц, входивших в состав добровольческого формирования территориального общества:
- оригинал и копия паспорта заявителя;
- оригинал и копия Регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (РНОКПП) заявителя;
- фотография заявителя размером 3х4;
- для детей умершего: свидетельство о рождении заявителя;
- для родителей умершего: свидетельство о рождении умершего;
- для жены/супруга: свидетельство о браке;
- для детей умершего, у которых нет и не имели своих семей: справка из ЖЭКа форма 3;
- для детей умершего, ставших лицами с инвалидностью до достижения совершеннолетия: справка медико-социальной экспертной комиссии об инвалидности;
- свидетельство о смерти (копии);
- договор добровольца территориальной обороны (копия);
- документы о непосредственном участии в мероприятиях, необходимых для обеспечения обороны Украины, погибшего (пропавшего без вести) умерло в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при непосредственном участии в мероприятиях, необходимых для обеспечения обороны Украины, заключение судебно-медицинской экспертизы
Решение об установлении статуса члена семьи погибшего военного принимается органами социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства в месячный срок с даты подачи документов.
Отметим, что отсутствие вышеперечисленных документов и их недостоверность является основанием для отказа в предоставлении статуса члена семьи погибшего военного.