Социальная

Вступительная кампания 2024 года: особенности вступления и проблемы, с которыми сталкиваются абитуриенты

Вступительная кампания 2024 года в Украине уже набрала обороты, открывая новые возможности для абитуриентов, стремящихся получить высшее образование. Однако, несмотря на реформы и нововведения, направленные на облегчение процесса вступления, многие молодые люди продолжают сталкиваться с многочисленными проблемами. Изменения в процедуре подачи документов, новые правила составления внешнего независимого оценивания (ВНО), финансовые трудности и другие факторы делают путь к образованию не менее сложным, чем раньше.

С каким трудом столкнулись абитуриенты

Часто будущие студенты сталкиваются с трудностями из-за большого разнообразия системы расчетов полученных баллов. Различают следующие виды баллов:

  • рейтинговый;
  • конкурсный;
  • минимальный;
  • проходной.

Рейтинговый балл рассчитывается переводом полученных тестовых баллов в рейтинговые путем специальных таблиц, принятых Министерством образования и науки Украины. Согласно полученным расчетам, абитуриентам необходимо набрать не менее 100 баллов на НМТ, составляющих 15% правильных ответов за каждый предмет на экзамене. Для того чтобы получить конкурсный балл рейтинговые баллы по каждому предмету умножают на весовые коэффициенты, утвержденные МОН. Также абитуриентам относят к сумме этих баллов оценки за творческий конкурс, бакалаврский вступительный экзамен, отраслевой и региональный коэффициенты.

Проходной балл формируется по обширному рейтинговому списку с описанием количества бюджетных мест. Абитуриенты, имеющие высокие оценки, возглавляют список, а все остальные – по уменьшению их баллов на количество мест. Рейтинговый балл абитуриента, получившего бюджетное место, учитывается как проходной балл на бесплатное образование. Этот балл меняется каждый год.

Минимальный конкурсный балл для большинства специальностей устанавливается учебными заведениями самостоятельно, но для конкретных специальностей этот балл вычисляет Министерство образования и науки. В качестве примера таких специальностей можно привести «Медицину», «Международное право» и «Международные экономические отношения», для поступления на которые абитуриентам необходимо иметь конкурсный балл не ниже 150 баллов.  Для других абитуриентов пороговый балл для поступления в бюджет составляет 130 баллов.

Для тех, кто стремится поступить в магистратуру, необходимо сдать единый вступительный экзамен (ЕВИ), в рамках которого абитуриентам нужно набрать не менее пяти тестовых баллов из обеих частей экзамена, чтобы принять участие в конкурсном отборе. Кроме этого, на некоторых специальностях будущими магистрами также сдается единый профессиональный вступительный экзамен, для прохождения которого необходимо преодолеть границу в 35 тестовых баллов. Если абитуриент составляет только ЕВИ, то он приходит в экзаменационный центр только раз, а если ему необходимо дополнительно проходить единое профессиональное вступительное испытание (ЕФОВ), то экзамены необходимо сдавать два дня. Когда будущие магистры еще не определились со специальностью, они имеют право выбрать два предмета экзамена, из-за чего такие абитуриенты сдают три экзамена за три дня.

По данным сайта vstup.edbo.gov.ua в настоящее время в электронных кабинетах абитуриентов зарегистрировано 199 114 электронных заявлений, что составляет 108 553 человека. Среди заявлений, поданных студентами лично, насчитывается 14 457, что составляет 9 962 человека. Регистрация заявлений завершится 31 июля, поэтому у абитуриентов есть время, чтобы решить, на какие специальности подать заявление.

Сложный выбор профессии

Во время вступительной кампании перед абитуриентами предстает сложный выбор, какую профессию выбрать. В этом случае важно руководствоваться запросами рынка труда. По состоянию на 2024 год Украина нуждается в специалистах в следующих сферах:

  • информационные технологии (специалисты по кибербезопасности, разработчики ПО и тестировщики, аналитики данных);
  • медицина (врачи и медсестры);
  • инженерия (механики, электричества, техники по обслуживанию оборудования);
  • строительство (архитекторы и строители);
  • образование (педагоги, преподаватели, специалисты по дистанционному обучению);
  • сфера обслуживания (менеджеры по продажам);
  • логистика и транспорт (логисты, водители);
  • финансы (финансовые аналитики, аудиторы, бухгалтеры).

В последнее время наблюдается поразительное отсутствие баланса между количеством специалистов с высшим и профессионально-техническим. В результате, на 10 юристов есть два электрика, что совсем не отвечает потребностям государства. Конечно, нужно идти учиться по зову, но и отвергать актуальность будущей профессии тоже не стоит.

Как свидетельствуют данные Государственной службы статистики, в заведения профессионально-технического образования поступило 99,9 тыс. человек, в то же время как в заведения высшего образования поступило 250, 1 тыс. абитуриентов. Это объясняется тем, что в последнее время в обществе сложился стереотип о том, что представители профессионально-технических профессий получают низкую заработную плату по сравнению с людьми с высшим образованием. Поэтому обучение в техникумах и училищах стало непрестижным. В свою очередь, в Украине появилась целая армия экономистов, юристов и психологов, которые сталкиваются с проблемой трудоустройства, так как государство не нуждается в таком количестве.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Наука на продажу: как Украина превратила защиту диссертаций в бизнес для избранных

Чтобы получить степень бакалавра, абитуриент должен проучиться четыре года, в то время как студент профессионально-технического училища имеет возможность получить образование за 1-3 года. Одним из плюсов технического образования является шанс на получение бесплатно более одного профессионального образования и получить несколько специальностей. А вот высшее образование для получения учебных уровней бакалавра и магистра дает только одну бесплатную возможность за один раз. Кроме того, в учреждениях профессионально-технического образования существует значительное количество бюджетных мест, пока бюджет для высшего образования стремительно сокращается.

Проведем параллель между заработными платами специалистов высшего образования и профтехнического образования.

Специалисты с высшим образованием:

  • юрист (20000 грн);
  • переводчик (22000 грн);
  • системный администратор (25000 грн);
  • менеджер по персоналу (22500 грн);
  • психолог(17 500 грн).

Специалисты с профтехническим образованием:

  • сантехник (18000 грн);
  • швея (20 000 грн);
  • сварщик (23500 грн);
  • строитель (25 000 грн);
  • слесарь (20 000 грн).

Видимо, нет разительной разницы между уровнем заработной платы и спросом на рынке труда. Абитуриенты в погоне за престижностью не обращают внимание на главный фактор, а именно, за какое время окупятся потраченные средства на обучение. Учитывая показатель средней заработной платы и условие, что выпускник останется работать в том городе, где учился, можно сделать вывод, сколько месяцев нужно на возврат израсходованных средств. Так, по подсчетам «Экономической правды», получается, что дольше всего нужно отрабатывать обучение по специальностям «Право» и «Психология» (12 месяцев) из-за высокой стоимости образования и низкой заработной платы. Также, расчеты указывают на то, что по специальности «Право» нужно отрабатывать всего 9 месяцев, так как в данной профессии достаточно высокая заработная плата. А меньше всего надо отрабатывать по специальности «Психология» (всего 3 месяца).

В свою очередь, будущий электрик тратит на свое обучение 10 000 грн. Чтобы отработать израсходованные средства при средней заработной плате в 15 000 грн, ему достаточно всего 1-2 месяца. На обучение по специальности «Строительство» абитуриент тратит 8 000 грн, а окупит затраченные средства за 1-2 месяца при заработной плате 25 000 грн. всегда будет оставаться актуальным.

Трудности для абитуриентов с прифронтовых территорий и ТОТ

С наибольшим трудом при поступлении сталкиваются абитуриенты, проживающие на прифронтовых территориях и на временно оккупированных территориях. Регулярные обстрелы создают опасную ситуацию для жизни, а давление и запреты со стороны агрессора на временно оккупированных территориях делают невозможными попытки даже сосредоточиться на необходимых действиях по вступлению. Добавляет тяжелую нагрузку и постоянный стресс, в котором находятся поступающие. Неопределенность будущего и напряженное эмоциональное состояние негативно отражаются на подготовке к экзаменам и обучению в целом. Для таких уязвимых слоев государство продумало целый ряд мер. Но действуют ли эти меры в таких сверхсложных условиях? Попробуем разобраться.

Будущие абитуриенты с таких территорий имеют право на поступление в вузы без свидетельства о среднем образовании. Для того чтобы школьная программа была зачислена, абитуриентам необходимо сдать экзамены по украинскому языку и истории Украины. Из-за сложности выезда с прифронтовых территорий, абитуриентам разрешили проходить экзамены в онлайн-режиме. Однако процедуры подачи документов онлайн, так и прохождения экзаменов могут попасть под угрозу в условиях частых проблем с нестабильным интернетом и отсутствием связи.

После сдачи всех экзаменов абитуриенты могут подавать документы в выбранные вузы либо лично, либо дистанционно. Для этого они обращаются в образовательные центры при высшем учебном заведении, в которое планируется поступление.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Сложности с получением денежной компенсации за разрушенное или поврежденное жилье: бюрократия или неторопливость украинцев

У тех абитуриентов, которые выехали из оккупации, есть гарантии на размещение в общежитиях и получение социальной стипендии. Кроме этого, поступающие могут воспользоваться правом на квоту-2, что предусматривает использование бюджетных мест для приема абитуриентов с временно оккупированных территорий. Согласно пунктам квоты-2, на поступление в бюджет претендуют проживающие абитуриенты:

  • на временно оккупированных территориях;
  • в населенных пунктах, относящихся к территориям ведения активных боевых действий;
  • в населенных пунктах, деоккупированных после 1 января 2024 года;
  • на ТОТ АР Крым и города Севастополь при условии полученного после 20 февраля 2014 базового среднего или полного общего среднего образования.

Весь этот ряд бюрократических вопросов несколько усложняет процесс поступления для абитуриентов из ТОТ и ВПЛ, поскольку часто они сталкиваются с трудностями идентификации и подтверждением места жительства до переезда или подтверждения категории ВПЛ. Почему-то приемные комиссии относятся к таким уязвимым слоям на уровне с проживающими внутри страны абитуриентами и не понимают, что взять, скажем, справку о прописке на оккупированной территории не то что сложно, а скорее невозможно.

«Некоторые люди выезжали сюда на материковую часть и меняли паспорта на ID, в которых не указывают прописку родителей. Дети тоже. То есть у них забирают паспорт, где указано, что они действительно прописаны в Крыму и возвращают без прописки. И человек не может доказать, что он действительно из Крыма. Это проблема, которую нужно на высшем уровне решать и помочь людям вступать и не делать так, чтобы они потом отказывались, потому что не знали, к кому обращаться.”, — объясняет ситуацию координатор образовательного центра “Крым – Украина” Афизе Эмирамзаева.

Нередки случаи сложной ситуации с восприятием бланков свидетельств абитуриентов из Крыма, так как они заполнены на русском языке. Учебные заведения смущают проблемы транслитерации фамилий и имен, и поэтому они просто не принимают такие документы.  Будущие абитуриенты из ТОТ вынуждены искать, чтобы кто-то перевел им документы профессионально.

Опыт прошлогодних вступительных кампаний показал, что многие студенты ВПЛ имели трудности в подтверждении образовательной квалификации и возобновлении обучения в учебных заведениях Украины.

“Я закончила 3 ​​курса на оккупированной территории. Хотела возобновиться на 4 курс, готова была сдавать экзамены, но процедура подтверждения оказалась невозможной. Только с 1 курса и только после подтверждения аттестата (я закончила 9 классов еще до оккупации, доучилась после оккупации)”, — вспоминает студентка со статусом ВПЛ.

«У нас Верховная рада приняла отдельный закон о признании результатов обучения тех соискателей, которые учились на ВТО. Будет возможность для тех людей, которые там вступили на тех территориях, дипломы которых не признаются — у них будет возможность обратиться в уполномоченные центры на территории Украины для прохождения результатов признания обучения, которое они получили на ВТО”, — разъяснил ситуацию эксперт директората профессионального высшего, высшего образования МОН Виталий Носок.

Как эта процедура будет действовать на практике, мы сможем проанализировать по завершении вступительной кампании.

Важным условием для абитуриентов с ВТО является необходимость в течение трех месяцев после подачи документов явиться в вуз. Однако для них это условие становится настоящим вызовом, что может помешать их обучению.

Не менее важен также вопрос осведомленности, ведь из-за нарушения системы коммуникации абитуриенты, проживающие на ВТО и в зонах боевых действий, просто могут не иметь доступа к важной информации относительно вступительной кампании, сроков подачи документов, проведения экзаменов и всех льгот, на которые они могут рассчитывать.

Несмотря на все нововведения и реформы, процесс поступления в высшие учебные заведения остается сложным и многогранным. Молодежь сталкивается с разными вызовами, но даже в таких условиях абитуриенты демонстрируют высокую мотивацию и целеустремленность, что вселяет надежду на будущее украинского образования.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button