Заводы Volkswagen остановили работу: бастующие протестуют против снижения зарплат, увольнений и закрытия предприятий в Германии

Вчера в Германии, в сердце развитого индустриального центра, заводы Фольксваген прекратили привычную работу. Это была не техническая пауза, а внятное коллективное заявление. В Вольфсбурге, где зародилась компания, около 35 000 работников объединились в массовую акцию протеста. От Ганновера до Брауншвейга, от Касселя до Эмдена десятки тысяч человек присоединились к демонстрации солидарности. К концу дня профсоюз IG Metall заявил, что на девяти заводах из десяти более 66 000 работников приостановили работу, требуя диалога с руководителями концерна.
Забастовщики протестуют против планов руководства компании сократить заработную плату для 120 тысяч работников компании на 10%, а также прибегнуть к массовым увольнениям и закрыть три предприятия в Германии. Многие сотрудники воспринимают такие намерения своего руководства как предательство их многолетнего труда, создавшего репутацию бренда.
IG Metall, организовавшая эти акции, является одним из самых влиятельных профсоюзов в Германии. Ее голос резонирует не только среди работников, но и во властных структурах. И вопрос, ею заданный, выходит за пределы зарплат и рабочих мест – это борьба за сохранение достоинства во время перемен.
Почему водители Volkswagen вынуждены прибегнуть к сокращениям
Со своей стороны руководство Volkswagen обосновывает необходимость сокращений следующими причинами. Прежде всего, компания теряет конкурентоспособность на глобальном рынке из-за высоких затрат на производство и операционную деятельность. Немецкий автопром в целом и Volkswagen, в частности, сталкиваются с серьезными вызовами из-за конкуренции с китайскими производителями электромобилей. Последние, среди прочих, BYD, распространяют свою экономическую гегемонию в еврозоне, предлагая электромобили по соблазнительно низким ценам.
Китайские авто, тот же BYD, обычно дешевле немецких аналогов. Это обусловлено более низкими производственными издержками, государственным субсидированием и экономией на масштабе. К примеру, в Китае средняя цена электромобиля составляет около 22 100 евро, тогда как в Европе – примерно 43 000 евро. Это дополнительно жмет на немецких производителей, уже имеющих высокие производственные затраты и сталкиваются с необходимостью быстрой трансформации в электромобильность.
Еврокомиссия выражает обеспокоенность по поводу демпинга со стороны китайских производителей, субсидированных Пекином, что позволяет им предлагать свои автомобили по сниженным ценам в еврозоне. Это ставит европейских производителей в невыгодное положение, поскольку они не могут конкурировать на равных.
Чтобы решить эту проблему, Евросоюз ввел специальные пошлины на китайские электромобили. Теперь импорт таких авто облагается дополнительными налогами, зависящими от компании-производителя. Например, для BYD – 17%, Geely – почти 19%, а для некоторых других производителей – аж 35%. Даже автомобили Tesla, сделанные в Китае, теперь будут иметь дополнительную пошлину почти 8%. Эти новые налоги добавлены к уже существующей 10% пошлине и будут действовать пять лет. Такие меры призваны оградить европейских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны Поднебесной.
Однако позиции в немецком истеблишменте по этому вопросу разделились. Да, канцлер Шольц предостерег Китай от демпинга цен на автомобили, призывая к честной конкуренции. Он призвал ЕС избегать протекционистских мер, которые могут повредить европейским производителям.
В то же время министр транспорта Германии Виссинг выступил против введения пошлин на китайские электромобили, аргументируя тем, что глобальная конкуренция стимулирует немецких производителей создавать лучшие и более дешевые автомобили.
Дополнительным вызовом для немецкого автопрома является снижение спроса на европейском рынке, вызванное экономической нестабильностью, изменениями потребительских предпочтений и подорожанием автомобилей. Все это провоцирует сокращение продаж, уменьшение доходов компании и усиление финансового давления. В ответ на эти проблемы руководство прибегает к сокращению расходов, включающему оптимизацию штата.
Однако такие решения встречают сильное сопротивление со стороны профсоюза, для которого эти меры неприемлемы. IG Metall предлагает альтернативные меры экономии, в частности, отказ от бонусов, что позволило бы сэкономить до 1,5 миллиарда евро, однако руководство компании пока отклоняет эти предложения. Профсоюз требует сохранения рабочих мест и уровня заработной платы, апеллируя к необходимости защиты социальных стандартов и прав работников.
Это создает конфликт между стремлением компании сохранить конкурентоспособность и социальную ответственность перед работниками. Наблюдаем типичное противостояние между бизнес-интересами и социальными обязательствами в условиях экономических вызовов.
Как будут разворачиваться события в условиях недостижения взаимопонимания
Планируемый на 9 декабря раунд переговоров является попыткой достичь компромисса между профсоюзом и руководством компании. IG Metall предупредила, что в случае провала переговоров ею могут быть организованы масштабные круглосуточные или даже бессрочные забастовки.
Очевидно, что масштабные акции протеста способны нанести серьезный ущерб компании и негативно повлиять на производственные процессы, доходы и репутацию. И руководство концерна заинтересовано избежать подобных последствий. Таким образом, результат переговоров в значительной степени определит, эскалирует ли конфликт дальше, или стороны найдут компромисс.
Или забастовки — крупнейшие с 2018 года — показывают серьезные разногласия между работниками и руководством Volkswagen по поводу будущего производства в Германии. Профсоюз утверждает, что необходимо справедливо распределить бремя экономических трудностей между работниками, руководством и акционерами.
Подобные забастовки Volkswagen всегда были масштабными и имели значительные последствия, но одновременно проходили в рамках правового поля благодаря активной роли IG Metall. Этот профсоюз, один из самых влиятельных в Германии, обеспечивал организованность протестов, которые привлекали десятки тысяч работников и нередко приводили к остановке производственных линий. Забастовки обычно продолжались от нескольких часов до нескольких дней, часто носили упреждающий характер, чтобы продемонстрировать решительность работников, но избежать полного срыва производственных процессов. Кое-где, если конфликт обострялся, акции могли продолжаться дольше.
Целью забастовок всегда было улучшение условий труда, гарантии занятости, предотвращение сокращений или повышение заработной платы. Так, в 2018-м работники требовали сокращения рабочего дня до шести часов для определенных категорий без уменьшения заработной платы.
Избегая длительных конфликтов и серьезных убытков, руководство Volkswagen, как правило, быстро возобновляло переговоры с профсоюзами. В большинстве случаев это приводило к компромиссу – частичному выполнению требований бастующих в обмен на стабилизацию производственного процесса. Важную роль в таких ситуациях играла традиция социального диалога в Германии, предусматривающая использование государственного посредничества или экспертных советов для поиска сбалансированного решения.
Как эволюционировала традиция стачек в Германии
Следует отметить, что трудовая культура Германии предусматривает дисциплинированные формы протеста. Такая забастовка – это скорее обращение к диалогу, чем попытка разрушить устоявшийся порядок. Традиция стачек в Германии имеет глубокие корни и эволюционировала от стихийных протестов до четко регулируемой правовой и социальной практики.
В XIX веке забастовки были в основном стихийными и организовывались на фоне индустриализации, когда рабочие требовали улучшения условий труда, сокращения рабочего времени и увеличения зарплат. В этот период рабочее движение не имело четкой организационной структуры, а протесты часто подавлялись властью. Однако постепенно, с основанием профсоюзов, во второй половине XIX века стачки стали более организованными. Ключевую роль в защите прав работников начали играть профсоюзы, выступая посредниками между рабочими и работодателями.
В период между двумя мировыми войнами забастовки часто были политически окрашенными, выдвигая не только экономические требования, но и противодействуя растущему авторитаризму. При нацистской диктатуре, как нетрудно догадаться, забастовки были запрещены, а профсоюзы жестко контролировались или ликвидировались.
После Второй мировой войны в Германии была создана современная модель социального партнерства, которая предусматривала правовое регулирование трудовых отношений и взаимодействие между работодателями, работниками и государством. В 1950-1960-х годах забастовки приняли форму контролируемого давления на работодателей. Законодательство защищало право на забастовку, но требовало соблюдения четких процедур, например, проведения предварительных переговоров и голосования среди работников.
С конца ХХ века забастовки в Германии стали более редкими, но более структурированными. Это повлияло на экономическое развитие, улучшение условий труда и роль профсоюзов, прежде всего, IG Metall и Ver.di, способных защищать интересы работников через переговоры, избегая открытых конфликтов. Современные забастовки чаще всего носят экономический характер, связанные с зарплатами, условиями труда или гарантиями занятости, и реже касаются политических вопросов.
Эволюция стачек в Германии демонстрирует переход от хаотических и нерегулируемых протестов к рациональной и правовой системе разрешения трудовых конфликтов, которая стала образцом для многих стран. Забастовки остаются важным инструментом для работников, но благодаря традиции социального диалога они редко принимают форму длительных и разрушительных конфликтов…
…Столкновение между мощным автопроизводителем и его рабочими только началось. Остановленные механизмы и молчание заводов стали символом борьбы, ведущейся не из-за хаоса или крика, а из-за решимости и единства тех, кто стремится быть услышанным.
Татьяна Викторова