77 лет Израиля: опыт государства, живущего в состоянии хронической угрозы, и его значение для Украины

Израиль отмечает 77-ю годовщину своей независимости – государственности, добытой в условиях жестокого сопротивления, войны и глубокой травмы. Страна, вставшая сразу после Холокоста, попала под обстрелы пяти армий, сегодня является высокотехнологичным демократическим государством с собственной космической программой, развитой армией и парадоксальной дипломатией. Ее история является примером того, как государство выстраивается под давлением постоянной угрозы. Для Украины, которая оказалась в ситуации борьбы за существование, опыт Израиля не может быть универсальным, но он точно ценен.
Израиль: 77 лет борьбы за существование, границы и признание
14 мая 2025 года Израиль отмечает 77-ю годовщину своей независимости — не круглую, но символически весомую дату. Этот возраст небогат для страны, которая все это время живет в состоянии постоянной мобилизации, экзистенциальной тревоги, между войной и миром, между новаторством и одиночеством на международной арене. Но в то же время это уже целая историческая эпоха, которая вместила больше военных конфликтов, чем некоторые пережили за тысячелетия. 14 мая 1948 года, накануне завершения британского мандата в Палестине, Еврейский Национальный совет во главе с Давидом Бен-Гурионом, опираясь на резолюцию ООН, объявил о создании государства Израиль, его первым президентом стал Хаим Вейцман.
На следующий день после провозглашения независимости на Израиль обрушилось полномасштабное нападение пяти арабских армий. Египет, Иордания, Сирия, Ирак и Ливан начали войну, надеясь уничтожить вновь страну еще до того, как она успеет окрепнуть. Но реальность оказалась другой: Израиль не просто выстоял, а расширил контролируемую территорию за границы, очерченные планом ООН. Уже в первые месяцы своего существования это государство начало строить не только администрацию, но и основывающуюся на принципе оборонную стратегию: «выживет только тот, кто действует первым».
В последующие десятилетия Израиль обосновывал, что готов не только защищаться, но и действовать на опережение. В 1949 году армия Израиля продвинулась на юг, захватив Негев, а в 1951 – на север Синайского полуострова. В 1955 году начались целенаправленные рейды против Сирии. В 1956-57 годах Израиль при поддержке Франции и Великобритании захватил Синай и дошел до Суэцкого канала. Это была война за контроль над стратегическими путями и свободу судоходства, но в то же время за само право на существование. Сектор Газа также оказался под контролем Израиля, что явилось новой точкой напряжения.
Израильская стратегия никогда не была оборонительна в классическом смысле. Даже в тех случаях, когда инициативу захватывали противники, ответ Израиля всегда был масштабным. Так, в 1967 году во время Шестидневной войны. Тогда, предвидя атаку, израильская армия нанесла превентивный удар по авиации Египта, Сирии и Иордании. В результате молниеносной кампании Израиль захватил Синай, Голанские высоты, Западный берег и Восточный Иерусалим. Это не только изменило карту региона, но и усложнило конфигурацию конфликта: с тех пор речь шла не только о праве Израиля на существование, но и о судьбе оккупированных территорий.
Новая война на истощение разгорелась уже в 1969 году. Израиль вел ее на территории Суэцкого канала, обмениваясь ударами с Египтом, а в 1970-м напряжение достигло пика: армия Израиля снова нанесла удар по египетским позициям. После короткой передышки 1973 года началась еще одна арабо-израильская война. На этот раз арабские страны действовали скоординированнее, но и это не изменило общего результата: Израиль удержал контроль над стратегическими территориями.
В течение 1970-1980-х годов израильская армия неоднократно вмешивалась в ситуацию в Ливане. В 1978 году началось первое крупное вторжение, а в 1982 году Израиль начал полномасштабную операцию, известную как Первая ливанская война. Эти действия были направлены на уничтожение очагов палестинских боевиков, но вовлекли страну в многолетнюю войну на чужой территории. Только в 2000 году Израиль вывел войска из Ливана, но региональная нестабильность сохранилась.
Отдельное место в истории Израиля занимает Иерусалим. Этот город, в котором пересекаются религия, политика, символизм и конфликты, давно перестал быть просто административной единицей. В августе 1980 г. Израиль принял решение юридически закрепить статус объединенного Иерусалима как своей столицы. С точки зрения израильской политики это было логическое завершение контроля над городом, начатого еще во время Шестидневной войны 1967 года. Однако для международного сообщества это решение оказалось неприемлемым. Все дипломатические представительства оставались в Тель-Авиве, а также те страны, которые имели с Израилем стабильные политические или экономические отношения, избегали публичного признания новой столицы.
Статус Иерусалима стал долговременной точкой напряжения между Израилем и остальным миром. Из израильской перспективы – это духовное и национальное сердце страны, город, в котором заложены основы идентичности, правовой тяготности, символического пространства государства. Но для большинства стран мира это была территория со сложным и противоречивым статусом, над которым тяготеет память об арабско-израильских войнах, судьбе палестинского населения и общем отсутствии политического консенсуса.
Этот дипломатический пат оставался неизменным до декабря 2017 года, когда президент США Дональд Трамп официально признал Иерусалим столицей Израиля. А уже 14 мая 2018 года – символически в годовщину провозглашения независимости – Соединенные Штаты перенесли свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим. Ни одна большая страна не повторила этот шаг на тот момент. Часть союзников США открыто выразила несогласие, другие сохраняли дипломатическую осторожность. Иерусалим в этот момент снова превратился из исторического центра в площадку геополитического противостояния, где каждое дипломатическое решение рассматривается не как проявление права на суверенитет, а как декларация политической позиции в конфликте.
Для израильского общества решение Трампа стало знаком долгожданной поддержки со стороны государства, способного влиять на глобальные балансы. Однако в арабском мире это восприняли как демонстративное нарушение всех предыдущих договоренностей как одностороннюю поддержку Израиля без учета позиции палестинцев. Реакция была прогнозированно напряженной — от дипломатических протестов до новых стычек в секторе Газа.
При всей технической, военной и политической способности Израиль до сих пор находится в ситуации, когда его право определять свою столицу остается под вопросом во внешнем мире. Это не изолированный случай, а скорее узор всей израильской истории, где обретенное силой или аргументом внутри страны не обязательно признается за ее пределами. Иерусалим в этом смысле представляет собой воплощение сложного баланса между национальным видением и международным сопротивлением.
Что было до Израиля: история земли до провозглашения государства
Все происходившее на территории современного Израиля до провозглашения государственности 1948 года является сложной и глубоко наслоенной историей, в которой политические формы сменяли друг друга с такой частотой, что каждое новое поколение могло видеть другую карту власти. Еще в XV–XIV веках до нашей эры эта земля стала пространством формирования древнееврейской идентичности. Выход из Египта, переселение в Ханаан, постепенное укоренение — эти сюжеты знакомы большинству из библейского текста, но у них есть и конкретная географическая привязка. Именно в Ханаане возникает основа будущего израильского государства.
На рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры, ориентировочно в XI–X веках, начался период расцвета древнееврейской монархии. Однако уже вскоре государство раскололось на две части: Северное Израильское царство со столицей в Самарии и Южное Иудейское царство с центром в Иерусалиме. Это разделение имело не только политическое, но и религиозное и культурное измерение. Каждое из царств формировало свою идентичность, хотя оба опирались на общие традиции.
В VIII веке до нашей эры Ассирийская империя уничтожила Северное царство. Его население было переселено в Междуречье — регион, ставший символом принудительного изгнания. Иудейское царство просуществовало дольше, но и оно утратило независимость. В 332 году до нашей эры территорию Израиля захватил Александр Македонский. После него эта земля стала частью эллинистического мира — сначала в составе Селевкидской империи, а впоследствии, после ожесточенного противостояния и восстаний, — под властью Рима.
В 64 году до нашей эры Иудею завоевал римский полководец Гней Помпей Великий. Именно с римской оккупацией связано уничтожение второго Храма и постепенное изгнание евреев из Иерусалима. В этот период римляне стали называть территорию Палестиной — термином, который впоследствии приобретет политическое значение и станет частью конфликта между арабским и еврейским населением. После уничтожения Иудейского государства еврейский народ почти два тысячелетия не имел собственной государственности. Он рассеян по миру — в Европе, Северной Африке, Азии, сохраняя лишь культурную, религиозную и историческую тяжесть с землей, из которой он был вытеснен.
Новое политическое возвращение на эти территории началось в конце XIX века. В 1882 году, после волны погромов в Восточной Европе, стартовала первая Алия – волна еврейской эмиграции в Палестину, которая тогда находилась под контролем Османской империи. Параллельно с ней возникает идеология сионизма – еврейского национального движения за восстановление государства. В 1897 году Теодор Герцль, австрийский еврей и журналист, созывает Первый сионистский конгресс, официально декларирующий цель создания еврейского государства в исторической Палестине.
После Первой мировой войны ситуация изменилась радикально. Османская империя распалась, а Палестина перешла под контроль Великобритании. В 1917 году министр иностранных дел Британии Артур Бальфур издал известную декларацию, в которой правительство поддержало идею создания еврейского «национального дома» в Палестине. Эту идею одобрили несколько ключевых западных стран. В 1922 г. Лига Наций официально утвердила британский мандат, а Палестина стала территорией под управлением Лондона. Именно в этот период еврейское присутствие начинает расти как в количественном, так и в инфраструктурном измерении.
Еврейские поселения перестраиваются, появляются первые экономические структуры, школы, больницы, формируются элементы политического самоуправления. С 1904 по 1939 год в Палестину произошло пять основных волн Алии, во время которых тысячи евреев убегали от репрессий в Российской империи, Польше, Германии, пытаясь найти убежище на «земле обетованной». После Холокоста мировая мысль окончательно склонилась на сторону поддержки идеи государственности для еврейского народа. Ужас массового истребления в Европе стал сильным моральным аргументом в дискуссиях по поводу будущего Палестины.
В 1947 году Организация Объединенных Наций приняла план разделения британского мандата: 56% территории предусматривалось для еврейского государства, 43% для арабского, а Иерусалим должен получить международный статус. Несмотря на значительное сопротивление арабских стран решение ООН стало юридической основой для будущей декларации независимости. Уже через год, 14 мая 1948 г., эта декларация была провозглашена.
День памяти: почему евреев уничтожали нацисты и как их спасали украинцы
14 мая в Украине является днем, когда официально чествуют людей, спасавших евреев во время Холокоста (известного также как Шоа (ивр. השואה, «катастрофа»). Во время второй мировой войны нацисты уничтожали евреев системно и целенаправленно. Нацистская политика не была хаотичной, основываясь на четкой расовой идеологии. Евреев не рассматривали как часть общества, которую можно изолировать или контролировать, их считали биологической угрозой, которую нужно было ликвидировать физически. Именно поэтому в случае с евреями речь шла о истреблении как главной цели. Целые общины исчезали через несколько дней: сначала регистрация, потом гетто или просто приказ собраться в определенном месте, дальше эшелоны или расстрелы на окраинах городов.
Нацистская Германия создала идеологию, где евреи рассматривались как «враги расы», «источник зла», «вирус», якобы угрожающий всему человечеству. В таких условиях даже самое существование еврея расценивалось как преступление. Под эту логику были подведены бюрократия, техника, транспорт, право — все подчинено одной цели: не оставить ни одного еврея живым.
На территории Украины — одной из самых больших арен Холокоста — погибли около полутора миллионов евреев — четверть всех жертв Холокоста в Европе. Это была четверть всех жертв Холокоста в Европе. Еврейская принадлежность становилась приговором без права апелляции. Истребление происходило на всех уровнях — женщины, дети, старики, младенцы. Не оставляли даже следов — во многих случаях после расстрелов тела сжигали или хоронили в братских могилах без обозначений.
Расстрелы происходили под открытым небом: в урочищах, оврагах, в окрестностях городов и сел. Самое известное из таких мест – Бабий Яр в Киеве. Но подобное было в сотнях населенных пунктов — в Бердичеве, Каменце-Подольском, Харькове, Ровно, Умани, Виннице, Львове, Житомире. Часто расстрелы происходили даже без создания гетто. Достаточно было списка и приказа. Некоторые места массовых убийств содержат останки тысяч людей, до сих пор без должного захоронения или мемориалов.
Несмотря на террор и угрозу смертной казни, украинцы — простые крестьяне, священники, монахи, учителя, врачи — спасали евреев, хоронили в подвалах, погребах, лесах. Делали фальшивые документы, выдавали своих родственников, учили молиться по-христиански, чтобы дети не выдали себя случайно. Были случаи, когда украинские крестьяне спасали целые семьи годами, пряча их в овинах, хлевах, между стенами. В городах, особенно в Западной Украине, часто скрывали еврейских детей в монастырях, детских домах, школах. Им меняли имена, учили христианских молитв, чтобы в случае проверки они не выдали себя. И все это с постоянной угрозой для собственной семьи. Все тогда знали, что при еврее в доме расстреляют всех.
Израиль признал 2673 украинцев Праведниками народов мира. Это те, о ком удалось узнать официально, на самом деле их было больше. Многие истории не задокументированы, потому что сами спасенные не пережили войну или впоследствии уехали, не имея возможности подать документы. А спасавшие часто не стремились к огласке, боясь преследований уже после войны — на этот раз со стороны советской власти. Но факты остались. Расстреливали – потому что были евреями. Спасали – потому что были людьми.
Современный Израиль: действительно поражающие факты
Израиль расположен на пересечении трех континентов – Азии, Африки и Европы. Территория страны — лишь немногим более двадцати двух тысяч квадратных километров, меньше площади Киевской области, но насыщение жизнью, технологиями, языками, конфликтами и достижениями здесь такое, будто вдавлено несколько миров в пределах одного государства. По состоянию на начало 2021 года население Израиля составило более 9 миллионов человек. Это 100 место в мире по количеству жителей и 150 — по площади, однако страна уверенно стоит в первой десятке в темпах развития и инноваций.
Официальных языков здесь два: иврит и арабский. И если арабский — естественный для местного арабского населения, то иврит является примером языкового возрождения, которому нет аналогов. В течение восемнадцати веков этот язык считался мертвым, а сегодня на нем разговаривает все государство, включая правительство, университеты, телевидение и армию. Важно, что в Декларации независимости Израиля гарантии языковой свободы были прописаны еще в 1948 году за десятилетие до появления аналогичных правовых норм во многих других государствах.
75% населения Израиля составляют евреи, 20% – арабы. Но эта простота в процентах обманчива. По своему культурному, религиозному и бытовому разнообразию израильское общество почти мозаикой — сефарды и ашкеназы, эмигранты из России, Эфиопии, Франции, Аргентины, Соединенных Штатов. Израильские города могут иметь отдельные религиозные законы, а в соседнем районе действовать совсем другие правила, и это никого не удивляет.
Израиль является единственной страной в мире, где воинская обязанность распространяется на оба пола, все женщины здесь обязаны служить в армии. Дочери и сыновья министров и депутатов, все без исключения, так же проходят службу, как и все остальные молодые. Армия обороны Израиля является не только инструментом безопасности, но и фактором социализации и национальной сплоченности. В этой армии есть батальон, названный в честь удода – «Духифат». Сама птица удод в 2008 году была избрана национальным символом Израиля. Внешне это может казаться мелочью, но в стране, где каждая мелочь имеет значение, птица с раскрытым веером перьев стала не только эмблемой, но и названием боевого подразделения.
Продолжительность жизни в Израиле является одним из самых высоких в мире. Средний показатель составляет 82,5 лет, что ставит страну на восьмое место в глобальном рейтинге. Это результат не только качественной медицины, хотя именно израильские клиники сегодня считаются одними из самых современных в мире, но комбинации нескольких факторов: здорового питания, развитой системы ранней диагностики, климатических условий, культуры физической активности и относительно низкого уровня бытового стресса. Даже в ситуации войны израильтяне сохраняют ритм жизни, в котором приоритетами остаются здоровье, образование, технологии, семья.
Кроме того, в Израиле самый высокий в мире процент людей с высшим образованием. Израильское общество отличается высоким уровнем образованности. По состоянию на последние годы 24% рабочей силы имеют высшее образование, а 12% — научную степень. Но за этими сухими процентами стоит важное содержание: речь идет не о массовом формальном образовании ради диплома, а о системе, в которой акцент делается на практичность, знание, междисциплинарность, прикладное мышление. В университетах – сильные факультеты физики, медицины, агронауки, биоинженерии, языкознания. Академическая мобильность развита так, что выпускники спокойно интегрируются в глобальную научную среду, в частности в США, Германии, Канаде, Японии.
Страна, невзирая на небольшую площадь, смогла построить модель, где образование и здоровье стали не просто социальными благами, а стратегией выживания. При этом в условиях внешней угрозы ставка сделана не только на армию, но и на то, чтобы граждане были здоровыми, долгоживущими, образованными и способными быстро адаптироваться к вызовам времени. Именно этот создает тот эффект Израиля, который сложно описать одной цифрой, но четко ощущаемый по результатам.
В то же время, Израиль имеет самое большое в мире количество музеев на душу населения. Причем это как классические художественные учреждения, так и технические, военные, этнографические, религиозные. А еще — это вторая страна в мире по количеству издаваемых ежегодно книг и первая — по количеству переводов иностранных книг. Нация читателей и исследователей.
Именно здесь была изобретена система капельного орошения – технология, которая сделала возможным выращивание сельскохозяйственных культур в пустынных условиях. Израиль не просто освоил пустыню, он превратил ее в источник продовольствия. Сегодня эта система используется во всем мире – от Калифорнии до Австралии.
В Израиле существует более трех тысяч высокотехнологичных компаний – больше, чем в любой другой стране по площади. Именно поэтому страну называют «второй Силиконовой долиной», и именно здесь за 77 лет было завоевано больше Нобелевских премий, чем в некоторых странах за столетие. Причем эти награды не ограничиваются наукой — это и мир, и литература, и медицина.
Израиль — одна из немногих стран мира, где площадь пустынь не стала приговором для аграрного развития. Более половины территории – это каменистые или песчаные земли, где по природным условиям практически невозможно вести традиционное земледелие. Однако именно здесь появилась капельная система орошения, впоследствии ставшая глобальным стандартом в засушливых регионах. Пустыни здесь постепенно озеленяются, а последние десятилетия в Израиле были взорваны миллионы деревьев. Каждая новая посадка тщательно планируется, учитывая воду, климат, а также то, как тень от деревьев влияет на сохранение влаги. По темпам роста лесных массивов в искусственно созданных условиях, Израиль стабильно находится в лидерах мира.
Параллельно с агротехнологиями развивается и другая, казалось бы, неожиданная для маленькой страны сфера – космос. Израиль имеет свою космическую программу, которая включает разработку, запуск и управление спутниками. У страны нет больших пусковых площадок, но она пользуется международной кооперацией, в том числе с США и Индией, чтобы выводить свои аппараты на орбиту. Первый спутник «Офек-1» был запущен еще в 1988 году. С тех пор израильские спутники работают для нужд связи, наблюдения, научных исследований и безопасности.
Социальная политика в Израиле выстроена на балансе поддержки и требовательности. Помощь малообеспеченным, безработным или людям с ограничениями есть, и она доступна. Однако система не рассчитана на то, чтобы жить в рассрочку. Она является формой краткосрочной поддержки, которая стимулирует возвращение к активной жизни. При этом государство активно инвестирует в переквалификацию, программы трудоустройства и образование взрослых. Израильские социальные работники часто сотрудничают с армией, больницами, школами, чтобы создать эффективную модель помощи, ориентированную не на пассивную компенсацию, а на интеграцию.
Вопросы жилья в Израиле являются отдельной темой. Стоимость квадратного метра в основных городах – Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе – является одной из самых высоких в мире. Для большинства молодых семей покупка собственного жилья является отдаленной, а иногда недостижимой перспективой. Поэтому большинство жителей страны снимают квартиры или живут в общем жилье с родителями, особенно в начале взрослой жизни. Ипотека существует, но требует значительного стартового и стабильного дохода. Это стимулирует к мобильности – молодежь часто переезжает из города в город, ища выгодные варианты или более близкие к месту работы.
Итак, Израиль удивляет тем, как многое может вместить на одном маленьком клочке земли. В нем объединяются традиции и инновации, миграции и коренные общины, война и развитие, религия и технологии. И все это – не параллельно, а одновременно.
Вооруженный конфликт в Израиле не прекращался ни десятилетия, он только меняет масштабы, формы, локации и противников, но всегда остается частью реальности. То, что в других странах определяется как чрезвычайная ситуация, в израильском случае стало продолжительным фоном существования. При этом в основе лежит постоянное стремление сберечь жизнь, обеспечить непрерывность государственности и остаться на своей территории.
Международные механизмы безопасности, на которые некогда возлагались определенные надежды, в израильском случае со временем оказались неэффективными. Внешние структуры, которые должны гарантировать право на мирную жизнь, так и не стали реальной защитой. Это сформировало устойчивое отношение Израиля к миру без надежды на постороннюю помощь. Он не стал изолирован, но страна не опирается на внешние гарантии как на основной ресурс. Этот подход прагматичен, жесток, но может быть особенно ценен для стран, оказавшихся в условиях затяжной войны. Не как универсальная модель, а пример того, как государство адаптируется к затяжной нестабильности и выстраивает долгосрочную стратегию своих действий без внешней опоры, рассчитывая только на себя.