«Безопасное» обучение в опасных условиях: ликвидация дистанционной формы обучения и ее последствия

Уже несколько дней не утихает бурное обсуждение в образовательном сообществе намерения Министерства образования и науки Украины вернуть украинских школьников к очной форме обучения. В эфире телемарафона министр образования и науки Оксен Лесной, ссылаясь на «колоссальные образовательные потери», прокомментировал планы ведомства по возобновлению очного обучения для 300 тыс. школьников.
Минобразования обратило внимание на результаты исследования PISA-2022, согласно которым наши дети в обучении отстают от своих сверстников из других стран на 1,5-2,5 года, и пришло к выводу, что виновато в этом дистанционное образование. Чиновники сразу отреагировали и принялись создавать специальные условия обучения.
«Мы нашу политику и тот приказ (проект приказа № 850, — заказ.) разработали для того, чтобы профилизовать образование для каждой категории и сделать его максимально качественным. Преодолеть образовательные потери и другие потери. Потому что есть потери в психоэмоциональном развитии детей, в формировании волевых качеств, потери в здоровье из-за длительного пребывания без физической активности в онлайн-образовании. Много плохих вещей, которые отразятся на успеваемости наших граждан в будущем”, — объяснил намерения министерства Оксен Лесной.
Вроде бы все вполне оправдано и понятно. Но почему же так озабочено общество? Попробуем разобраться в целесообразности планов Минобразования.
Проект «Школа оффлайн»
Министерство образования и науки вместе с Офисом профильного вицепремьера Михаила Федорова положили начало реализации проекта «Школа офлайн», целью которого является не только возвращение школьников к очного обучения, но и обеспечение условий организованного обучения различных категорий ученичества: и перемещенных в результате боевых действий, и тех , кто находится на временно оккупированных территориях и за границей Данная инициатива состоит из 4 компонентов, учитывающих специфику каждой категории учащихся и учителей:
- Компонент 1 – Инфраструктура: укрытие – автобусы – аксессуары;
- Компонент 2 – Обучение по месту нахождения;
- Компонент 3 – Просмотр дистанционных школ;
- Компонент 4 – Обучение детей на ТОТ и за границей.
Итак, первым шагом к реализации офлайн обучения является строительство укрытий в прифронтовых областях. На это государство выделило 2,35 млрд субвенций, и 57 проектов уже получили финансирование.
Положение дел с укрытиями в школах
Несмотря на выделенное государством определенное количество денег, потребности оказались значительно больше, так как еще 165 заведений должны быть обеспечены средствами для постройки укрытий. За данным ZN.UA в школах Украины насчитывается 10 111 укрытий, однако пока МОН совсем не мониторит ситуацию по школам, где нет укрытий вообще, а, следовательно, не может дать четкую оценку насколько учебные заведения обеспечены укрытиями. Является ли такой подход образовательных чиновников правильным? Вопрос риторический.
Вызывает сомнение и состояние существующих защитных сооружений. Еще свежи в памяти случаи аварийного состояния укрытий: в одной из киевских школ во время воздушной тревоги обрушился потолок, в укрытии другой школы обрушилась стена, а в одной из школ Черкасщины укрытие вообще превратилось в бассейн из-за того, что потолок начал протекать.
По требованию Министерства защитное укрытие должно быть в здании заведения или на расстоянии не более 500 м. Возникает вопрос, успеют ли дети своевременно и организованно пройти к этому укрытию в случае опасности? Например, в Сумской области во время воздушной тревоги ученики остались стоять под открытым небом из-за того, что укрытие одной из школ было закрыто в этот момент на ремонт. Следует ли так полагаться на наличие укрытий в учебных заведениях? Да и пребывание в них, ну, скажем, никак не способствует учебному процессу. Помещение переполнено, материальная база не способствует осуществлению учебных целей. Как правило, укрытия рассчитаны только на то, чтобы все ученики туда поместились, а дальше дети, находясь в таких хранилищах, просто занимаются своими делами. Ни о каком обучении в этот момент и речи не идет.
Марина Гребенец, мама школьника из Запорожья выразила общее мнение многих родителей:
«Если скажут выходить по офлайну, то переведем ребенка на семейную форму обучения. Ибо подвалы школ то не укрытие, то братские могилы. История с Охмадитом ничему не научила».
Что еще планирует МОН
Кроме финансирования укрытий, правительство выделяет 1 млрд $ государственной субвенции на приобретение школьных автобусов, которые будут осуществлять подвоз детей в школы с укрытиями. Вероятно, что школы вблизи фронта не зря работали все это время в дистанционном режиме. Ведь прифронтовые территории находятся под постоянной угрозой из-за обстрелов. Большинство дорог на таких территориях разрушены. Так как можно считать в таких условиях маршрут к безопасным местам обучения безопасным? Здравый смысл говорит, что никак.
Также после открытия школ с укрытиями государство обещает обеспечить необходимыми девайсами детей и учителей, которые не смогут посещать офлайн-школу. Такая практика уже проводилась еще в 2022 году. По данным МОН, уже более 128 000 учеников и 98 000 учителей обеспечены ноутбуками. Украинским школьникам, которые продолжат учиться дистанционно, будут выдавать гаджеты, собранные из образовательных округов и частных компаний США, Великобритании и ЕС. В МОН заверяют, что каждое устройство будет тщательно проверено, очищено от предварительного использования и обновлено программное обеспечение. Почему-то после такой новости, что наши дети будут вынуждены работать на подержанной технике в душу, закрадывается какое-то неприятное ощущение второсортности. Неужели государство не может объявить тендер среди фирм, занимающихся изготовлением цифровых средств на обеспечение школьников новой современной техникой?
«Пока украинские чиновники разворовывают государство, украинских школьников обеспечат бывалыми гаджетами из США и Европы. Они безгранично рады, что будут работать на МЕТАЛЛОМЕ.”, — оставил возмущенный комментарий пользователь сайта osvita.ua под ником 399.
Неужели нашим детям суждено было воспитываться в условиях пользования средствами, не должны быть предметами роскоши, с барского плеча, как нормой?
По условиям второго компонента проекта, если ребенок переехал на ту территорию Украины, где ситуация с безопасностью позволяет учиться очно, то родители должны перевести ребенка в такое учебное заведение. Государство оставляет возможность продолжить обучение дистанционно только при условии, если в фактическом месте нахождения не нашлось мест для детей-ВПЛ или «очные классы» вообще учащиеся. Очевидно, что детей и родителей ВПЛ лишают права выбирать школу и форму обучения. Такие факторы как необходимость ребенка, и так переживающего стресс, адаптироваться к новому коллективу, привыкать к новым учителям, испытывать имущественное неравенство, почему-то никого не заинтересовали во время принятия такого решения.
Людмила Хмара, мать школьника из Харьковской области:
«Я мама пятиклассника и против офлайн обучения. Остановите войну, тогда делайте оффлайн обучение! Родители имеют право решать, по какой форме учиться детям. Нет гарантии, что завтра ракета не прилетит в школу.».
Но ведь не нужно забывать, что переселенцы имеют тенденцию часто менять свое местонахождение из-за неопределенности своего положения: поиск более безопасного места, невозможность найти жилье или трудоустроиться. Так сколько таких школ придется сменить ребенку-ВПЛ? А МОН тем временем утверждает о необходимости интеграции в новое общество и развитие мягких навыков.
Екатерина Бондаренко, переселенка из Сумской области:
«Вы понимаете, что дети могут несколько раз менять местонахождение за время пока идет война? Там где-то их выселили, там дом продали, там родители работу не нашли, потому что нет своего, люди в поисках, почти бомжи. И каждый раз ребенок должен идти в школу, где поселились? А это может быть и в учебном году даже. Терять друзей, свою любимую учительницу, стряхивать еще больше, вливаться в новый коллектив. Некоторые дети после обстрелов дома хотят быть у родителей. Может не время такие реформы? Может, дадите все-таки выбор родителям?».
В Компоненте 3 раскрываются новые требования к дистанционным школам:
- минимальная наполняемость классов – 20 учащихся;
- наличие в каждой школе хотя бы одного класса для всех лет обучения: с 1 по 9 класс или с 5 по 11 класс (или с 8 по 11 класс для лицеев);
- проведение синхронного обучения с использованием цифровых технологий.
Подобные требования делают невозможным дальнейшее существование школ, которые осуществляли обучение с помощью дистанционной формы. Следовательно, такое положение приведет к закрытию большинства школ, которых и так остается с каждым днем все меньше через военное время.
В Компоненте 4 обсуждается возможность внедрения новых форматов обучения для детей на ТОТ:
- индивидуальный план обучения (педагогический патронаж);
- обучение в дистанционном классе;
- возможность перехода вместе с учителем в другое заведение.
В таких условиях школьникам придется перейти на экстернатную или домашнюю форму обучения. А это значит, что ребенок вынужден будет овладевать программой самостоятельно с сокращением материала. Так о каком качестве образования и преодолении образовательных потерь идет речь?
В Ассоциации городов Украины бьют тревогу: МОН собственноручно своими необдуманными планами уничтожает связь между подконтрольной территорией Украины и оккупированной территорией общин.
«Уничтожение образования приведет к невосполнимым последствиям, а именно: уныниям учащихся, их родителей и педагогов в том, что они нужны своему государству, фактической победы российской пропаганды на ТОТ, роста социальной напряженности в образовательной среде”, — озабоченно комментирует ситуацию общественность.
400 000 тыс учащихся, находясь за границей, объединяют обучение в местных школах с дистанционным обучением в украинских школах. МОН под предлогом разгрузки детей предлагает для изучения только программу украиноведческого компонента. Это сокращенная образовательная программа, которая предполагает изучение только тех предметов, которых нет в программе местных школ за границей. Неужели можно так галопом пробежаться по правилам родного языка, изучить произведения украинских классиков или постичь все этапы исторического развития родной страны? Такой шаг подталкивает к выводу, что родное образование не такое уж важное.
Что остается в такой ситуации делать педагогам?
Министр образования Оксен Лесной уверяет, что решение найдено и хотя учителя теряют свою нагрузку, однако будут включены в кадровый резерв с сохранением минимальной заработной платы. Учителям обещают:
- создание единого портала вакансий;
- помощь со стороны служб занятости;
- сопровождение карьерными консультантами;
- подготовку к работе на деоккупированных территориях.
Чтоб воплотить все эти мероприятия, необходимо поначалу отыскать средства. Следует знать, что система оплаты труда педагогов предполагает маленькую базовую ставку и кучу надбавок. Средняя заработная зарплата учителя зависит от категории, погрузки и педагогического стажа. Если отбросить все возможные надбавки, то заработная плата молодого учителя без стажа составляет 6349 грн. Такие крохи вряд ли смогут обеспечить существование учителей, которые окажутся под угрозой потери работы. И сиди в том резерве, как говорится, жди с моря погоды. Создается впечатление, что при всех стараниях педагогов осуществлять учебный процесс в чрезмерно сложных условиях, обеспечивать детей знаниями, сами они оказались не нужны государству, словно выброшенные на балкон старые игрушки, которыми больше никто не играет.
Светлана, учительница из Харьковской области:
«Разумеется, школы закроют. А куда идти работать учителям, которые остаются без работы? Только не смешите «кадровым резервом». Учителей меньше, меньше с каждым днем учащихся и школ. Каков резерв? И какие вакансии? Закроют школы по селам. Где там вакансии? Ветер по улицам гонять?».
Галина, учительница из Волчанска Харьковской области:
«Напишите простыми словами: 90 процентов работавших онлайн школ будут закрыты. А учителей выкинут на улицу, как шелудивых собак. Ибо и дураку понятно, что трудоустроиться в наше время, особенно в прифронтовых регионах, они не смогут.».
Людмила, учительница из Херсона:
«Если закроют учебное заведение, куда идти работать учителям? Вы говорите, что будет кадровый реестр, из которого будут направлять в другие школы. Но ведь в школах и так нет свободных мест, так куда идти? В другой город? А кто найдет жилье в другом городе? О какой сохраненной средней зарплате вы говорите? Если ее будут получать только те, кому это согласуют (надо еще заявку подавать на осмотр). Как будут работать школы офлайн, если тотальные проблемы со светом (вы представляете, что будет зимой)? Делайте все, чтобы люди из-за границы не вернулись, а те, кто из ТОТ не уехали».
Нигяр Ибрагимова, переселенная из Республики Крым:
«Это какая-то глупость. МОН, которое должно стоять на защите Закона Украины «О полном общем образовании», прав детей, принимает ПРОТИВОПРАВЛЕННЫЕ ПРИКАЗЫ. Позор!!!!!».
Конечно, очная форма обучения гораздо эффективнее дистанционной. Ничто не заменит живого общения с учителем, возможность активно работать в группах и общаться со сверстниками. Возможно ли осуществлять очное обучение в нынешних реалиях, в которых сейчас находится Украина? Понятно, что государство пытается найти все возможные способы сбережения средств. Но не нужно ли решать эти вопросы вместе с общественностью? Мы ведь все живем в демократическом обществе. Любые изменения в организации учебного процесса требуют тщательного и всестороннего обзора, с учетом реальных потребностей и возможностей всех участников учебного процесса.
Вероятно, переход на очную форму обучения должен осуществляться только после всесторонней оценки готовности всех учебных заведений и обеспечения необходимых ресурсов для безопасности и комфорта как учащихся, так и учителей. Только такой подход позволит создать безопасную образовательную систему, которая будет способствовать всестороннему развитию детей и поддержанию высокого уровня профессиональной деятельности педагогов. Возможно, представителям МОН нужно сделать выводы и прекратить принимать необдуманные и поспешные решения где-то исподтишка, а наконец научиться слышать голос общества.