Бюджетные баталии: как зарплаты прокуроров вызвали волну возмущения

ИА «ФАКТ» уже писало о том, что Верховная Рада Украины поддержала правку №155 по бюджетному законопроекту на 2025 год, которая отменяет запланированное ранее повышение зарплат прокуроров на 37%, оставляя их на уровне 2024 года.
Что стало камнем преткновения между работниками НАБУ, САП и прокурорами
Вообще, в Украине сложилась интересная ситуация с заработными платами работников НАБУ и САП, которые значительно выше, чем зарплаты их коллег из прокуратуры. Это обусловлено тем, что зарплаты в НАБУ и САП рассчитываются на основе прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который в следующем году планируют установить на уровне 3028 гривен, что почти вдвое превышает базовый прожиточный минимум, от которого отталкиваются при исчислении зарплаты прокуроров.
Отметим, что эта разница в вознаграждениях может быть краеугольным камнем дискуссий о справедливости оплаты труда в разных госучреждениях. С одной стороны, более высокие зарплаты могут мотивировать сотрудников НАБУ и САП работать эффективнее, самоотверженно бороться с коррупцией. С другой стороны, работники прокуратуры могут чувствовать определенную несправедливость и разочарование из-за разницы в оплате труда, что может повлиять на их мотивацию и качество работы.
Будет ли это эффективным решением для повышения производительности и мотивации сотрудников, остается дискуссионным вопросом, ведь важно найти баланс между справедливой оплатой труда и равными условиями для всех работников правоохранительных органов.
Прокурорская демография в Украине и мире
Важно отметить, что обычных государственных обвинителей в Украине гораздо больше — около 10 на 100 тысяч населения. Для сравнения, в странах ЕС этот показатель составляет от 6 до 13 на 100 тысяч населения. Что касается денежного вознаграждения этой когорты специалистов в странах ЕС и США, то оно составляет в среднем 79,017 долларов США в год. Это значительно выше средней зарплаты для многих других профессий. Например, среднегодовая зарплата для полного рабочего дня в ЕС составляет около 26,136 евро. Очевидно, что зарплата прокуроров везде значительно выше по сравнению со средней зарплатой других граждан в тех же странах.
Проблема не только в большом количестве прокуроров, но и в недостатках многих украинских процедур, в частности, бюрократизме, коррупции, недостаточной прозрачности, медлительности судебных процессов и тому подобное. Это создает неравенство и влияет на мотивацию работников прокуратуры.
Не стоит думать, что «обычные» прокуроры получают гораздо меньшие зарплаты и государство пренебрегает их доходом по сравнению с работниками НАБУ и САП. Прокуроры в Украине зарабатывают примерно 37000-50000 гривен в месяц. Это зависит от уровня опыта, должности и региона работы.
Инвалидность, подтвержденная МСЭК, и другие преимущества, которые имеют прокуроры
Во-первых, у них значительно короче срок страхового стажа. Для обычных людей страховой стаж составляет 30-35 лет, тогда как для прокуроров он составляет всего 25 лет. Это при условии, что они проработали в прокуратуре не менее 15 лет.
Кроме того, сокращенный страховой стаж означает, что прокуроры могут быстрее достичь пенсионного возраста и получить пенсию, что является дополнительным плюсом по сравнению с другими профессиями. Таким образом, хотя их зарплаты могут казаться меньше по сравнению с работниками НАБУ и САП, они все равно имеют свои преимущества и поддержку со стороны государства.
Во-вторых, выйдя на пенсию за выслугу лет, прокуроры получают специальную пенсию по повышенной ставке. Это также включает случаи инвалидности, полученной при исполнении служебных обязанностей, даже вследствие незначительных травм. Средний размер пенсии для прокуроров в начале 2023 года составлял 21 572 гривны. Многие прокуроры, выйдя на пенсию, продолжают работать, что позволяет им компенсировать недостатки в зарплате и обеспечивать себе дополнительный доход.
В-третьих, государственные обвинители часто не останавливаются на достижении пенсионного возраста. Они обращаются в суд с требованием повысить пенсию до 90% от своего оклада (для сравнения: на западе этот показатель может достигать 70-80% от предпенсионного оклада прокурора). Таким образом, они продолжают получать не только зарплату, но и пенсию, которая иногда составляет 90% от их зарплаты. Это позволяет прокурорам компенсировать недостатки в основной зарплате и обеспечить себе дополнительный доход.
Некоторые прокуроры, достигнув пенсионного возраста или получив инвалидность, смогли значительно повысить свой уровень дохода. Это происходит благодаря использованию практик, которые позволяют им получать специальные пенсии по повышенным ставкам. Например, с резким увеличением количества прокуроров с инвалидностью, подтвержденных МСЭК, мы видим явный тренд использования и, похоже, злоупотребления такими практиками.
Система медико-социальных экспертных комиссий позволяет прокурорам получить статус инвалидности, что автоматически повышает их пенсии до более высоких уровней. Кроме стандартной пенсии, прокуроры могут получать дополнительные выплаты, что существенно увеличивает их доход.
Такие случаи вызывают вопросы о прозрачности и справедливости системы пенсионного обеспечения, а также о необходимости реформирования во избежание злоупотреблений. Это также свидетельствует о том, что реформа системы пенсионного обеспечения должна включать меры для обеспечения прозрачности и подотчетности, чтобы избежать манипуляций со стороны некоторых работников.
Необходимо ли индексировать зарплаты
Безусловно, да. Но вместе с этим надо остановить все манипуляции с пенсиями. В 2024 году в Украине на специальные пенсии для судей, чиновников, правоохранителей, военных было потрачено около 120 миллиардов гривен. Это указывает на значительные расходы государственного бюджета, которые могли бы быть направлены на другие важные нужды. Вопрос о справедливости и прозрачности пенсионных выплат является актуальным, и требует решения для обеспечения эффективного управления финансовыми ресурсами государства.
Бюджет Офиса Генерального прокурора на следующий год составляет 18 миллиардов гривен, с учетом запланированных поправок. Если государство проведет аудит расходов Пенсионного фонда на специальные пенсии, можно сэкономить несколько миллиардов гривен, уменьшив расходы на покрытие его бюджета. Эти сэкономленные средства можно было бы направить на повышение зарплат прокурорам. Вместе с тем прокуроры должны потерять возможность пользоваться лазейками в государственной пенсионной системе. Если ты работаешь и получаешь пенсию, то не имеешь права на специальные пенсии в размере 90% от оклада.
Проблема коррупции в прокуратуре является сложной и многогранной. Повышение зарплат само по себе не решит этот вопрос, поскольку многие прокуроры уже получают значительные суммы через пенсии. Проблема лежит глубже — в самой системе, ее зависимости от органов власти и недостаточном контроле за ее прозрачностью.
Кроме первого повышения зарплат с 2021 года, нужно провести комплексную проверку работы прокуратуры. Это поможет найти слабые места и понять, где нужны большие изменения, которые еще не проводились. Реформы должны включать изменения в структуре, методах работы, а также обеспечение большей прозрачности и отчетности прокуратуры. Эти шаги помогут сделать важные изменения в работе прокуратуры, снизить уровень коррупции и повысить доверие людей к правовой системе.
Исправление коллизий в Пенсионном фонде Украины может существенно повлиять на бюджет. Повышение зарплат прокурорам может даже сократить расходы. Благодаря индексации на 37% за три года, фонд специальных пенсий можно будет уменьшить. Эти пенсии не облагаются налогами, что позволяет не только повысить зарплаты, но и оптимизировать расходы на пенсионные выплаты.
Татьяна Морараш