Юридическая консультация

Если вас остановили сотрудники ССС: как избежать конфликтов и знать свои права

Ситуации, связанные с деятельностью работников территориальных центров комплектования (ТЦК), все чаще становятся предметом дискуссий и споров в обществе. Одной из острейших тем являются действия представителей ТЦК при остановке автомобилей или других контактов с гражданами. Нередко люди сталкиваются с непониманием своих прав, путаются в законодательстве и не знают, как правильно поступать в таких ситуациях. Это рождает волну возмущения, страха и недоверия.

Что делать, если вас остановили на дороге? Имеют ли работники ТЦК право проверять документы или вручают повестку? Как реагировать на кажущиеся сомнительными действия? Юристы адвокатского объединения «Репешко и партнеры» прокомментировали, как вести себя с сотрудниками ТЦК, а также ответили на самые распространенные вопросы граждан.

В связи с последними событиями в стране по мобилизации, у граждан возникает к нам множество вопросов, главным из которых является: что именно имеет право делать ТЦК и СП, а что не входит в его полномочия? Знать свои права – это первый шаг к тому, чтобы избежать конфликтов и неправомерных действий. Начнём с того, что деятельность ТЦК и СП регулирует Постановление Кабинета Министров Украины от 23 февраля 2022 г. № 154 «Об утверждении Положения о территориальных центрах комплектования и социальной поддержки». Согласно им, ТЦК и СП имеет много полномочий, но главные из них касающиеся непосредственно граждан – военнообязанных являются следующие:

— взаимодействуют с местными госадминистрациями по привлечению граждан на военную службу и прохождение гражданами альтернативной (невоенной) службы;

— ведут военный учет призывников, военнообязанных и резервистов, а также учет граждан Украины, заключивших контракт добровольца территориальной обороны, ветеранов войны и военной службы и других лиц,

— осуществляют ознакомление граждан Украины с их правами и обязанностями при взятии на военный учет, направлении для прохождения базовой военной службы, призыва на военную службу и прохождения сборов,

— оформляют и выдают военно-учетные документы призывникам, военнообязанным и резервистам;

— взаимодействуют с местными госадминистрациями, другими государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам военного учета призывников, военнообязанных и резервистов, бронирование военнообязанных на период мобилизации и военное время;

— проводят среди населения рекламно-агитационную работу по привлечению на военную службу по контракту, службу в военном резерве, поступления в высшие военные учебные заведения или военные учебные подразделения высшего образования;

— проводят агитацию, отбор, изучение, оформление документов кандидатов на военную службу по контракту, в том числе лиц офицерского состава, и их направление в воинские части, учебные воинские части (центры);

— осуществляют мероприятия оповещения и призыва граждан (кроме военнообязанных и резервистов СБУ и разведывательных органов): на военную службу по призыву лиц офицерского состава; на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период (причисленных к военному оперативному резерву); на военную службу по призыву во время мобилизации, в особый период (независимо от места их пребывания на военном учете);

— осуществляют фото- и видеофиксацию процесса предъявления и проверки документов с применением технических приборов и средств фото- и видеофиксации, а также могут использовать технические приборы, средства и специализированное программное обеспечение с доступом к Реестру (кроме сотрудников СБУ и разведывательных органов Украины и резервистов, состоящих у них на военном учете);

— предоставляют командирам воинских частей информацию о военнообязанных, состоящих на военном учете,

— выдают справки гражданам о прохождении военной службы, в том числе период участия в боевых действиях для учета в стаж

— обращаются в Национальную полицию или ее территориальные подразделения о предоставлении сведений относительно призывников о привлечении к уголовной ответственности, отсутствии (наличии) судимости;

— обращаются в установленном законом порядке в органы Национальной полиции по доставке в территориальные центры комплектования и социальной поддержки лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 210, 2101 Кодекса Украины об административных правонарушениях;

— рассматривают дела (круглосуточно во время проведения мобилизации и/или в период военного положения) об административных правонарушениях и налагают административные взыскания в соответствии с соблюдением Кодекса Украины об административных правонарушениях;

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Мобилизация молодежи: юристы комментируют правовые аспекты призыва украинцев 18-25 лет

Территориальные центры комплектования и социальной поддержки имеют право на осуществление (в период проведения мобилизации (кроме целевой) мер по проверке военно-учетных документов граждан мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет).

Кроме того, районные территориальные центры комплектования и социальной поддержки:

— осуществляют приписку допризывников к призывным участкам;

— распределяют призывников во время их приписки к призывным участкам и призыва на базовую военную службу;

— организуют и проводят профессионально-психологический отбор граждан во время приписки к призывному участку, призыва на военную службу, службу в военном резерве, отбора кандидатов военную службу по контракту;

— принимают участие в организации и обеспечении работы районных (городских) призывных комиссий, готовят для рассмотрения указанными комиссиями материалы по направлениям граждан Украины для прохождения базовой военной службы, службы в военном резерве, предоставления отсрочки или освобождения их от направления для прохождения базовой военной службы, службы в военном резерве;

— способствуют организации призывными комиссиями проведения медицинского осмотра, обследования и лечения призывников;

— осуществляют формирование команд призывников для организованной отправки на сборный пункт ТЦК и СП;

— организуют с определенной периодичностью (круглосуточно во время проведения мобилизации и/или в период военного положения) проведение медицинских осмотров и психологических обследований военно-врачебными комиссиями военнообязанных и резервистов.

Отметим, что работники ТЦК имеют право вручать повестки в любом месте, где находится военнообязанный. Поскольку законом не предусмотрено, в каком именно месте может происходить вручение повесток, то фактически это может происходить в любом публичном месте. В случае установления, что гражданин нарушает правила военного учета, определенные Порядком организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов или Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», выявление разногласий военно-учетного документа с военно-учетными данными Единого государственного реестра призывников, военнообязанных, резервистов старший группы оповещения предлагает резервисту или военнообязанному проследовать в районный (городской) ТЦК и СП для взятия на военный учет, прохождение медицинского осмотра для определения пригодности к военной службе, уточнения своих персональных данных, данных военно-учетного документа с военно-учетными данными Единого государственного реестра призывников, военнообязанностей’ ченых, резервистов. С указанной целью гражданину оформляется и вручается повестка.

В случае отказа проследовать в районный (городской) ТЦК и СП полицейский, входящий в состав группы оповещения, производит административное задержание и доставку гражданина в такой центр на основании статей 261 и 262 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Как видим, среди предоставленных ТЦК и СП полномочий нет:

— задержание лица;

— остановка транспортного средства;

— изъятие личных вещей военнообязанного;

— запрет военнообязанном в общении с родственниками, близкими или адвокатом лично или средствами связи.

Но, к сожалению, именно эти действия обычно и используются ТЦК и СП для выполнения мобилизационных планов. Адвокатское сообщество уже давно бьет тревогу в связи с вопиющими нарушениями действующего законодательства именно сотрудниками ТЦК и СП, но до сих пор безрезультатно. Следует признать, что даже адвокаты бессильны в борьбе за права клиентов, ведь есть случаи, когда выехавший на помощь задержанному сотрудниками ТЦК и СП адвокат сам оказался вместе с ним на учебном полигоне.

По законодательству Постановлением №560 Кабинета Министров Украины от 16.05.2024 года «Об утверждении порядка об утверждении призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период» именно сотрудникам полиции предоставлено право осуществлять административное задержание и доставку военнообязанного в ближайший ТЦК и СП в следующих случаях:

  • в случае когда лицо отказалось от получения повестки или нарушило правила военного учета, при этом по данному постановлению для задержания достаточно лишь не получить повестку даже при уточненных данных военного учета;
  • в случае, если лицо отказалось проследовать в ТЦК и СП;
  • в случае, когда в Едином государственном реестре призывников, военнообязанных и резервистов имеются сведения о том, что лицо объявлено в розыск, о чем подана информация в Национальную полицию;
  • в случае когда реестрах и базах (банках) данных, входящих в единой информационной системы МВД, имеется информация о розыске лица;
  • в случае отсутствия у лица у которого он должен быть военно-учетным документом.
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Продажа недвижимости лицом, уехавшим жить за границу

Еще раз хотим заметить, что по указанным основаниям задержания и доставки в ТЦК и СП могут осуществлять только представители полиции и ни в коем случае не сотрудники ТЦК и СП! Именно поэтому обычно на блок-постах и ​​импровизированных блок-постах представители этих органов действуют в симбиозе.

Полномочия на задержание лица и доставку его в ТЦК и СП указанные сотрудники не имеют. Следует отметить, что доставка в ТЦК и СП это то, что должно происходить добровольно, а вот при этом лицо имеет право отказаться ехать куда угодно, кем бы это ни было предложено – представителями ТЦК и СП или сотрудниками полиции. В отличие от доставки, как мы видим, задержание лица должно производиться исключительно сотрудниками полиции по имеющимся для этого основаниям и не может превышать трех часов с момента задержания.

Итак, представители ТЦК и СП могут предложить вам поехать с ними добровольно. Поскольку это представители полиции, то по имеющимся основаниям при осуществлении административного задержания они должны не только составить протокол о таком задержании, но и по требованию задержанного предоставить ему адвоката.

Что касается остановки транспортного средства сотрудником полиции, то статья 35 Закона Украины «О Национальной полиции» предусматривает четкий перечень оснований для остановки транспортного средства полицейским и осуществляется только в случае:

— если водитель нарушил ПДД;

— если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства;

— если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения, или если есть информация, свидетельствующая о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения дорожно -транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения;

— если транспортное средство находится в розыске;

— если необходимо провести опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;

— если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или в качестве свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалах ДТП;

— если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрещении движения;

– если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;

— нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств;

— если остановка транспортного средства, зарегистрированного в другой стране, осуществляется с целью выявления его передачи во владение, пользование или распоряжение лицам, которые не ввозили такое транспортное средство на таможенную территорию Украины или не помещали в таможенный режим транзита.

— если лицо владеет внешними признаками, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске, либо безвестно исчезнувшего лица, либо самовольно покинувшего место для содержания военнопленных;

— если есть информация, свидетельствующая о том, что водитель или пассажир транспортного средства является лицом, самовольно покинувшим место для содержания военнопленных.

Также полиция, кроме вышеперечисленных оснований, имеет право остановить транспортное средство в случае:

— отсутствие номерного знака на транспортном средстве или наличия номерного знака, не отвечающего установленным требованиям, закрепленный в неустановленном для этого месте, закрытый другими предметами или загрязненный, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров;

— наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

— проведение целевых мероприятий (сделки, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство.

Главная наша рекомендация — если вы сомневаетесь в законности действий сотрудников ТЦК и СП или даже сотрудников полиции, находящихся вместе с ними – вызывайте наряд полиции. Фиксация нарушения гражданских прав может не только положительно повлиять на текущую ситуацию, но и пригодиться в будущем.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button