Установление факта смерти во время войны: болезненный и все более актуальный вопрос
Согласно отчету Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций (ООН) по правам человека, в Украине с 24 февраля 2022 года - с началом полномасштабных военных действий, погибло более 9,6 тысяч мирных жителей, и еще более 17,5 тысяч человек получили ранения. Данные включают зарегистрированные случаи гибели и ранений среди гражданского населения в Украине из-за боевых действий России по состоянию на 10 сентября 2023 года. В дальнейшем данные цифры, к сожалению, только увеличиваются.
Эти данные отражают только официально установленное организацией количество жертв среди гражданского населения. На самом деле их гораздо больше, но точную цифру до завершения войны установить невозможно, потому что информация из некоторых мест, где идут интенсивные боевые действия, задерживается, а многие существующие сообщения все еще ждут подтверждения. С этой точки зрения есть как места с многочисленными жертвами среди мирного населения во время непосредственно военных действий, как Мариуполь или Попасная, так и случаи, когда человек оказался на неподконтрольной Украине территории и после некоторого времени проживания там поступила информация о его смерти.
В этой связи возникают достаточно болезненные вопросы, которые смущает все большее количество украинцев – что делать в случае, когда, к сожалению, кто-то из родных или близких ушел из жизни при таких обстоятельствах? С этим вопросом связано много последствий, как открытие и получение наследства, получение надлежащих выплат (пенсий, компенсаций), прекращение брака, снятие с регистрации и т.д. На эти вопросы отвечают юристы адвокатского объединения «Репешко и партнеры».
В случае наступления данного события на территории Украины и получения по данному факту свидетельства о смерти в соответствующих органах регистрации актов гражданского состояния вопросов не возникает, и на руках есть документ подтверждающий смерть лица. Совсем другое дело, когда получить такое свидетельство по ряду причин невозможно, или на руках есть документы, выданные администрацией оккупированной территории.
В этой связи нужно различать два вроде бы тождественных понятия, которые вытекают из несколько разных правовых ситуаций, но во всяком случае процедура идет через суд и в этих случаях сначала получается соответствующее решение суда:
- Признание физического лица умершим
- Установление факта смерти.
Признание физического лица умершим согласно ст. 46 Гражданского кодекса Украины происходит в следующих случаях и в такие сроки, перечень которых исчерпывающий:
- в месте постоянного проживания нет сведений о месте его пребывания в течение 3-х лет
- лицо пропало без вести при обстоятельствах, которые угрожали ему смертью или дают основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая в течение 6-ти месяцев.
- возможности считать физическое лицо погибшим от определенного несчастного случая или других обстоятельств в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в течение 1-го месяца после завершения работы специальной комиссии, образованной в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера
- физическое лицо исчезло в связи с военными действиями, вооруженным конфликтом после истечения 2-х лет со дня окончания военных действий. С учетом конкретных обстоятельств дела суд может объявить физическое лицо умершим и до истечения этого срока, но не ранее истечения шести месяцев.
По статье 305 Гражданского процессуального кодекса Украины заявление об объявлении лица умершим подается в суд по месту жительства заявителя или по последнему известному месту жительства (нахождения) физического лица, местонахождение которого неизвестно, или по местонахождению его имущества.
Судебный сбор за подачу данной категории заявлений составляет по состоянию на 2024 год 605.60 грн и меняется каждый год.
После вступления решения суда об объявлении физического лица умершим, суд, который принял решение, присылает его соответствующему органу государственной регистрации актов гражданского состояния, находящегося с ним на одной территории, для регистрации смерти физического лица. Именно на основании решения суда об объявлении гражданина умершим органы ЗАГСа выдают заинтересованным лицам свидетельство о смерти.
Днем смерти гражданина, объявленного по решению суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения и он указывается в свидетельстве о смерти.
В случае объявления умершим физическое лицо, пропавшее без вести при обстоятельствах, угрожавших ему смертью или позволяющих допустить его гибель от определенного несчастного случая, а также в связи с военными действиями суд вправе признать днем смерти этого физического лица день его вероятной смерти , но этот вопрос рассматривается уже в каждой конкретной ситуации, учитывая имеющиеся доказательства и их значимость.
Что касается документов, которые могли бы подтвердить указанные события и которые нужно иметь на руках, чтобы обратиться в суд, то их перечень достаточно велик. Необходимость каждого из документов устанавливается в зависимости от ситуации, но доказательствами по делу, которые будут предоставляться в суд будут, например, следующие: справка из пенсионного фонда, что лицо, назначенное на пенсию, не получает его значительный промежуток времени; акт депутата со свидетелями-соседями (а лучше несколько с разным промежутком времени) подтверждающий отсутствующие лица по месту регистрации проживания в указанный период; справка из Администрации государственной пограничной службы Украины, которая до того выезжала за пределы Украины лицо; справка из больницы в которой у гражданина заключена декларация с семейным врачом о том, что лицо не обращалось за помощью значительное время; статьи из Интернета или открытых источников об общеизвестных событиях трагического характера, произошедших на территории, где лицо проживало или находило в этот промежуток времени; акты и справки официальных органов власти о произошедших событиях; справка из полиции о внесении события в Единый реестр досудебных расследований, фотографы места захоронения с указанием фамилии, имя и дат рождения и смерти, видеозаписи, аудио записи, коллективный акт о наступлении смерти и другие. Обязательно заручитесь согласием двух-трех свидетелей на их явку в суд и предоставление показаний под присягой по указанным обстоятельствам.
Эта процедура достаточно сложная и длительная, поскольку не имеет стопроцентных доказательств того, что лицо умерло или что умершее лицо является именно тем, что необходимо установить наступление смерти.
Оговорка в этой связи содержит ст. 47 Гражданского кодекса Украины, которая предусматривает, что: «Наследники физического лица, объявленного умершим, не имеют права отчуждать в течение пяти лет перешедшее к ним недвижимое имущество в связи с открытием наследства. Нотариус, выдавший наследнику свидетельство о праве на наследство на недвижимое имущество, налагает на него запрет отчуждения.»
Иногда происходят и счастливые случаи – лицо, которое было объявлено умершим, оказывается живым и здоровым. Как поступать в этой ситуации? В этом случае согласно ст. 48 Гражданского кодекса Украины – «Если физическое лицо, которое было объявлено умершим, появилось или если получены сведения о месте его нахождения, суд по месту нахождения этого лица или суд, постановивший решение об объявлении его умершим, по заявлению этого лица или другого заинтересованного лица отменяет решение суда об объявлении физического лица умершим.»
В свою очередь, установление факта смерти происходит тогда, когда известно о смерти личности и установлена дата этого события соответствующими документами. Как правило именно за этой процедурой следует большинство дел, имеющих отношение к смерти на временно оккупированной территории. Как это действует на конкретном примере? На территории Харьковской области в с. Стрелка находится Харьковская областная психбольница. Поселок находится под самой границей с Россией и одним из первых оказался в оккупации. В связи с этим фактом больница оказалась отрезанной от поставок необходимых лекарств, продуктов, под плотными обстрелами, без значительной части врачей и медицинского персонала, которые были не на работе. Немалое количество больных, к сожалению, умерло. Но по данному событию врачами были выписаны врачебные свидетельства о смерти с печатями больницы, и похоронены умершие пациенты. Уже после оккупации данной территории, спустя много месяцев, когда родные и близкие получили хотя бы частичный доступ в больницу и соответствующие врачебные документы о смерти, они обращались с соответствующими заявлениями в суд именно об установлении факта смерти.
По ст. 315 Гражданского процессуального кодекса Украины суд рассматривает дела об установлении факта:
- смерти лица в определенное время при невозможности регистрации органом государственной регистрации актов гражданского состояния факта смерти;
- смерти лица, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших ему смертью или позволяющих считать его погибшим от определенного несчастного случая вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Согласно ст. 317 Гражданского процессуального кодекса Украины заявление об установлении факта смерти лица подать члены семьи умершего, их представители или другие заинтересованные лица (если установление факта смерти лица влияет на их права, обязанности или законные интересы). Таким образом, к заявлению, кроме документов подтверждающих факт смерти лица, необходимо добавить документы подтверждающие родственные связи, полномочия или заинтересованность в указанных обстоятельствах. При отсутствии указанных документов судья оставит заявление об установлении факта смерти без движения и предложит в установленный срок донести их до суда. В случае не предоставления таких документов, в открытии производства по делу будет отказано.
Обычно по общему правилу заявление физического лица об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту его жительства.
Законом Украины от 01 июля 2022 года № 2345-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об особенностях производства по делам об установлении факта рождения или смерти лица в условиях военного или чрезвычайного положения и на временно оккупированных территориях» (вступивший в силу 07 августа 2022) были внесены изменения в статью 317 ГПК Украины. Для установления факта смерти лица, умершего на временно оккупированной территории Украины, можно обратиться в любой местный суд Украины, независимо от места жительства (нахождения) заявителя.
Доказательствами факта смерти в таком случае будут следующие документы: врачебное свидетельство о смерти, фельдшерская справка о смерти, врачебное свидетельство о перинатальной смерти, свидетельство о смерти, но выданные администрацией оккупированной территории и некоторые другие.
По общему правилу до обращения в суд с соответствующим заявлением, следует получить письменный отказ органа регистрации актов гражданского состояния о совершении регистрации и почему именно орган отказывает в этом.
При этом положения статьи 317 ГПК Украины регулирующей сам вопрос относительно производства по делам об установлении факта рождения или смерти лица на территории, на которой введено военное или чрезвычайное положение, или на временно оккупированной территории Украины, не требуют от граждан, обращающихся с заявлением в суде об установлении факта смерти, представлении в суд письменного отказа органа регистрации актов гражданского состояния в осуществлении регистрации таких фактов.
Обычно судебный сбор за рассмотрение заявления об установлении факта смерти на 2024 год составляет 605,60 грн. Но в соответствии с пунктом 21 части первой статьи 5 Закона Украины «О судебном сборе» от уплаты судебного сбора освобождаются заявители по делам по заявлениям об установлении факта смерти, поданных в связи с военным положением, чрезвычайным положением, вооруженной агрессией, вооруженным конфликтом, временной оккупацией территории Украины, представленных в связи с военным положением, чрезвычайным положением, вооруженной агрессией, вооруженным конфликтом, временной оккупацией территории Украины, чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера.
Те же нормы гражданско-процессуального законодательства отмечают, что дела об установлении факта рождения или смерти лица на территории, на которой введено военное или чрезвычайное положение, или на временно оккупированной территории Украины, определенной таковой в соответствии с законодательством, рассматриваются безотлагательно со дня поступления соответствующего заявления в суд . Что именно означает термин «немедленно» закон не расшифровывает, но фактически все зависит от загруженности конкретного суда и судьи. На практике были случаи, когда гражданин сдавал в канцелярию суда соответствующее заявление (при условии должным образом оформленного пакета документов), а через 2-3 часа получал решение суда. Чаще указанная процедура занимает пару дней – сегодня документы сдал, завтра – забрал.
Решение суда по делам об установлении факта смерти лица на территории, на которой введено военное или чрезвычайное положение, или на временно оккупированной территории Украины, определенной таковым в соответствии с законодательством, подлежит немедленному исполнению. На практике означает, что сразу после получения копии решения суда об установлении факта смерти, лицо может обращаться в орган регистрации актов гражданского состояния для получения свидетельства о смерти.
В свою очередь, суд также должен направить копию решения суда в орган ЗАГС на территории которого находится суд, более того, данный орган необходимо указывать как заинтересованное лицо, подавая заявление об установлении факта смерти.
Именно после получения на основании решения суда свидетельства о смерти граждане имеют право обращаться к нотариусу для получения наследства после умершего. Без указанного свидетельства с вами не будет говорить ни один нотариус.