Юридическая консультация

Законопроект об ограничении разглашения отдельных сведений в текстах судебных решений: какие он предполагает последствия

Сегодня Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект №7033-д об ограничении разглашения отдельных сведений в текстах судебных решений. Он вызвал очень широкий резонанс в обществе и юридическом сообществе, поэтому ИА ФАКТ попросило юристов адвокатского объединения Репешко и партнеры прокомментировать его и рассказать о последствиях в случае принятия.

Расскажите, пожалуйста, что предлагается в этой законодательной инициативе и какие они будут иметь последствия в случае принятия во втором чтении?

Законопроект предлагает на время военного положения ограничить общий доступ к судебным решениям в уголовных производствах в отношении фигурантов уголовных правонарушений против основ национальной безопасности, в сфере охраны государственной тайны, неприкосновенности государственных границ, обеспечения призыва и мобилизации или установленного порядка несения военной службы. Также он предоставляет судьям право по своему усмотрению изымать из судебных решений информацию, которая, по их оценке, может нанести ущерб безопасности по делам, рассмотренным в открытом заседании.

Кроме того, законопроектом предлагается ограничить публикацию в судебных решениях данных о воинских частях, военных вузах, организациях из состава оборонно-промышленного комплекса и т.п. Общий и полный доступ к решениям об аресте имущества, разрешении на обыск жилья, на проведение негласного следственного (розыскного) действия предлагается открывать через год после внесения таких постановлений в реестр.

В условиях военных действий и быстро меняющейся ситуации как никогда важно своевременно и быстро получать актуальную информацию о многих аспектах жизни, текущей ситуации в стране, особенно в вопросах военных действий, мобилизации и защиты прав и интересов граждан с учетом военного положения. Статья 15 Конституции отмечает, что цензура у нас запрещена. В свою очередь Закон Украины «Об информации» отмечает, что существует информация с ограниченным доступом, есть конфиденциальная, тайная и служебная информация. То есть, не вся информация может быть доступна широкой общественности.

С середины 2006 года в Украине работает очень удобный и необходимый для граждан функционал – Единый государственный реестр судебных решений. Он представляет собой автоматизированную систему сбора, хранения, защиты, учета, поиска и предоставления электронных копий судебных решений. В настоящее время в Единый государственный реестр судебных решений вносятся все решения всех судов Украины по гражданским, административным, хозяйственным делам, делам об административных правонарушениях и уголовных производствах. Данная система очень удобна и полезна именно тем, что на Интернет-запрос любого пользователя можно ознакомиться с судебным решением в отношении себя, или определиться с судебной практикой по интересующей категории дел.

Реестром активно пользуются не только граждане, но и профессиональные юристы – судьи, прокуроры, адвокаты. Решения по делам заносятся в реестр судьями сразу же после их принятия, но обычным пользователям попадают в доступ на несколько дней позже. Неоценимые с практической стороны возможности позволили правозащитникам следить за практикой судов по тем или иным категориям дел, отслеживая даже практику конкретного суда по принятию решения по определенной категории дел. Все это позволяет говорить не только о прозрачности системы правосудия, но и о доступности правовой помощи для обычных граждан, поскольку изучив определенное количество судебных решений по конкретной категории дел, можно самостоятельно определить алгоритм защиты или определиться со сбором необходимых доказательств.

Единственным государственным реестром судебных решений стало обычным делом и адвокатов уже не удивляет, когда кто-то из клиентов говорит: — «А вот в реестре судебных решений я видел решение, каким…..». Но сейчас в связи с военными действиями на территории Украины государство начало ограничивать свободу слова и закрывать некоторую информацию. Теперь информация о потерях Вооруженных Сил Украины как в технике, так и в личном составе является государственной тайной.

На этом органы власти не остановились. По принятому проекту закона не могут быть разглашены в текстах судебных решений, открытых для общего доступа:

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Следует ли пытаться уклониться от мобилизации путем лишения родительских прав

“6) наименование органов военного управления, соединений и воинских частей;

7) адреса местоположений (фактический адрес местонахождения, юридический адрес) и наименование высших учебных заведений и военных учебных подразделений высшего образования, которые находятся в сфере управления Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

8) адреса местоположений (фактический адрес местонахождения, юридический адрес) и наименование субъектов, входящих в состав Государственного концерна «Укроборонпром»;

9) адреса местоположений (фактический адрес местонахождения, юридический адрес) и наименование объектов критической инфраструктуры;

10) адреса местоположений (фактический адрес местонахождения, юридический адрес) и наименование объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства”.

Очень много вопросов вызывает пункт по объектам критической инфраструктуры. В условиях военного положения к ним могут быть отнесены такие объекты, которые ранее ими не считались. Так, существует постановление Кабинета Министров от 16.12.22 №1384, которое определяет Порядок отнесения объектов к критической инфраструктуре. Перечень объектов в этом постановлении просто бесконечен и охватывает множество сфер и предприятий – от опекаемых до тех, которые осуществляют оказание паллиативной медицинской помощи. Например, к секторам критической инфраструктуры относятся: планирование, исполнение и мониторинг исполнения бюджетов, производство удобрений или азотистых соединений, осуществление правосудия, предоставление небанковских финансовых услуг, предоставление небанковских финансовых услуг, избирательный процесс и т.д. Это множество предприятий и учреждений и информацию об их участии в судебных процессах планируется закрыть этим законопроектом. При этом информация будет закрыта в любом процессе – будь то гражданин судится по поводу незаконного увольнения, должностное лицо органа привлечены к уголовной ответственности, или предприятие лично пытается отстоять свои права и вернуть незаконно изъятый ​​земельный участок.

Также по законопроекту во время действия правового режима военного положения на территории Украины по мотивам безопасности ограничивается общий доступ к судебным решениям в уголовных производствах в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных правонарушений, обеспечение призыва и мобилизации или против установленного порядка несения военной службы обеспечивается через один. год после дня окончания (отмены) военного положения. То есть в реестре планируется закрыть все решения по уголовным делам по перечисленным правонарушениям, а это не только приговоры по делам, в том числе с учетом прохождения всех инстанций, но и определения следственных судей.

Еще одной новацией является то, если судебное разбирательство проходило в открытом судебном заседании, но разглашение отдельной информации по убеждению суда может повредить безопасности, суд вправе при направлении решения в Реестр определить соответствующую информацию не подлежащей разглашению (опубликованию). На что необходимо заметить в этом случае – это то, что, во-первых, все остается по личному убеждению конкретного председательствующего судьи по делу. Во-вторых, хотя законопроект и содержит приблизительный перечень информации, которую судья может определить не подлежащей разглашению (например, сведения, которые могут способствовать идентификации адреса местоположений (дислокации) органов военного управления, в состав оборонно-промышленного комплекса Украины; , которые могут способствовать идентификации процессов разработки, выработки, модернизации продукции военного назначения), но этот перечень не исключителен, он носит, скажем так, рекомендуемый характер. При этом многое остается на усмотрение самого судьи и уже он будет решать, какую информацию исключать из реестра, а какую нет.

Проектом также предусматривается, что по мотивам национальной безопасности Государственной судебной администрации Украины в течение тридцати дней со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по предотвращению разглашения отдельных сведений в текстах судебных решений» необходимо обеспечить ограничение общего доступа к судебным решениям в уголовных производствах в отношении лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении уголовных правонарушений по обеспечению призыва и мобилизации или против установленного порядка несения военной службы, внесенных в Единый государственный реестр судебных решений во время действия военного положения. Общий доступ к таким судебным решениям возобновляется через год со дня прекращения (отмены) военного положения, введенного на территории Украины.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Договор пожизненного содержания, дарения или завещание: как получить право на недвижимость пожилого человека в обмен за уход

Следует отметить, что указанные изменения вносятся на фоне изменений в мобилизационное законодательство, которое имело место ранее по усилению ответственности за административные правонарушения в этой сфере, за которыми в дальнейшем будет следовать именно уголовная ответственность.

За проектными изменениями доступ (общий и полный) к постановлениям об аресте имущества и временном доступе к вещам и документам, об отказе в удовлетворении ходатайства об аресте имущества и временном доступе к вещам и документам, о разрешении на обыск жилья или иного владения лица, об отказе в удовлетворении ходатайства об обыске жилья или иного владения лица, о разрешении на проведение негласного следственного (розыскного) действия, об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении негласного следственного (розыскного) действия в уголовных производствах, обеспечивается через год после внесения таких постановлений в Реестр.

Таким образом, указанные определения полностью закрываются для доступа, что приведет к созданию полицейского государства, ведь данным постановлениям предусмотрен большой круг основных прав и свобод как граждан, так и юридических лиц. Ни для кого не секрет, что органы следствия и в лучшие мирные времена работали с существенными нарушениями процессуального законодательства. Закрывая доступ к определениям суда перечисленной категории, законодатель открывает широкое поле для злоупотребления и произвола по уголовным делам, что приведет к нарушению основных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Украины.

Основным из принципов судопроизводства является гласность процесса. В проекте закона ничего не сказано о том, как именно в процессуальном понимании будет происходить закрытие сведений. Обычно любое процессуальное решение по делу принимается определением суда. При этом определение суда должно быть обосновано и подлежит обжалованию как отдельно, так и в составе окончательно судебного решения по делу. Определение соответствующей информации не подлежащей разглашению (опубликованию) через определение суда не предусмотрено, а значит, судья вообще может не «заморачиваться» в своих действиях. Если по мнению суда, разглашение определенной информации может нанести ущерб интересам нацбезопасности, то объявление этой соответствующей информации должно происходить в закрытом судебном заседании, что уже предусмотрено нормами действующего законодательства.

Возможно, где-то в развитой стране, как Германия или Канада, указанные законодательные изменения не вызвали бы такого резонанса, но, к сожалению, у Украины это может иметь катастрофические последствия.

Уже были редкие случаи, когда именно из открытых источников журналисты или правозащитные организации и сознательные граждане получали информацию о злоупотреблениях или коррупционных действиях некоторых органов и лиц, в том числе — должностных. Закрывая сейчас в Едином государственном реестре судебных решений определенную категорию информации, государство подорвет свой авторитет в глазах граждан, потому что функционирование реестра было шагом к евроинтеграции и прозрачности функционирования одной из трех ветвей власти, а именно судебной.

Следовательно, если примут этот законопроект во втором чтении, станут закрытыми дела, представляющие большой общественный интерес и создающие не какой-либо резонанс в обществе. Это будет препятствовать мониторингу судебных решений со стороны общественности и правозащитников. Кроме того, вызывает удивление норма о том, что закрытой информация будет оставаться еще год после отмены военного положения в мирное время. Все это вызовет еще большее социальное напряжение в обществе, тем более, на фоне активных мобилизационных мер в стране.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button