Как друзья влияют на наше здоровье
Это не просто давление со стороны социальной группы, в которой вы вращаетесь. Наш мозг бессознательно подхватывает сигналы от людей вокруг и, основываясь на них, формирует собственное поведение. И последствия этого могут быть очень серьезными.
Почему в компании мы съедаем больше
«Не секрет, что чем больше вы связываете свою идентичность с определенной группой, тем больше ее ценностей вы разделяете«, — говорит Эмбер Геффни, социальный психолог из Государственного университета Гумбольдта.
Студенты, например, чаще выступают за легализацию наркотиков и более активно поддерживают охрану окружающей среды, чем другие социальные группы.
Это называется социальными нормами и эти нормы довольно устойчивы. Однако стоит хотя бы одному человеку в группе нарушить какую-то норму, сразу начинают происходить странные вещи. Иногда лишь одного скептического мнения друзей бывает достаточно, чтобы изменить ваше поведение.
Одно исследование, проведенное среди студентов Университета Гумбольдта, показало, что люди могут кардинально изменить свое мнение и поведение, если другие члены их социальной группы ведут себя лицемерно (то есть говорят одно, а делают совсем другое).
В психологии это явление называется «косвенным диссонансом».
«Когда вы видите, что кто-то ведет себя вопреки вашим взглядам, вы также можете их изменить«, — говорит Хеффни, —«Хотя я и должна была бы расстроиться, увидев, что поведение друзей противоречит моим взглядам на определенные вопросы, это не всегда так. Я не обязательно начну копировать их действия, но я могу изменить свое отношение к ним. Ведь я считаю себя частью этой группы, считаю этих людей важными для меня.«- объясняет исследовательница.
Несколько австралийских исследований, посвященных изучению использования солнцезащитного крема, также подтвердили эти выводы. Получается, что под влиянием окружения мы можем изменить свои взгляды даже в вопросах, которые являются крайне важными для нашего здоровья и жизни.
Опасность воздействия солнечных лучей хорошо известна, но поведение наших друзей может заставить нас забыть о рисках. То, как мы говорим с друзьями о здоровом образе жизни, также может влиять на наши решения как положительно, так и отрицательно.
«Основные причины преждевременной смерти — курение и ожирение — можно предупредить, но мы все равно курим, переедаем и не занимаемся спортом«, — говорит Кристин Шольц из Амстердамского университета — «На нас влияет все, что делают наши друзья. Одно их присутствие может регулировать наше поведение: от благоразумного до безрассудного«.
Кристин Шольц попросила студентов американского колледжа рассказать, как они обсуждали с друзьями недавнее употребление алкоголя. Если этот опыт обсуждали как положительный, вероятность того, что на следующий день они снова будут пить, была заметно выше и наоборот.
Хитрости ресторанных меню: как нас заставляют заказывать.
Каждый раз, когда мы принимаем решение, мы оцениваем его ценность для нас. Пойдем ли мы по лестнице или воспользуемся лифтом зависит от того, сколько мы съели на обед, были ли сегодня на пробежке, и входим ли мы в здание с коллегой-триатлонистом.
Любое действие окружения всегда зависит от контекста. Вот почему наша сила воли часто колеблется. Ваш выбор в пользу того или иного блюда в ресторане может зависеть от других посетителей.
«Мы далеко не всегда рациональны и часто решаем что-то под влиянием момента. К тому же важность определенного типа информации меняется в течение дня«, — добавляет специалист.
На наш выбор влияет присутствие определенных людей, время, любые предыдущие разговоры и наше фундаментальное понимание того, что является нормальным для этой группы друзей.
Но, если мы сомневаемся, то самое простое — просто посмотреть, что делают другие и повторить за ними. «Мы постоянно ведем себя именно так, даже не осознавая этого», — добавляет Шольц.
«Многие исследования показывают, что когда мы обедаем вместе с людьми, которые едят много, мы тоже съедаем больше», — отмечает Сюзанна Хиггс из Бирмингемского университета, которая занимается изучением психологии аппетита.
Люди обычно не осознают, что подвергаются такому воздействию. Они говорят, что просто еда была вкусной или цена доступной, или они просто проголодались.
Это явление впервые описал в 1980-х Джон де Кастро, который проанализировал пищевые дневники многих людей. Записи содержали детальные данные о том, что, где и с кем люди ели. Исследователь также проанализировал, как на объем съеденного влияли праздничные ужины или выходные, потребление алкоголя, а также любые другие факторы.
Хиггс предполагает, что присутствие другого человека мешает нам прислушиваться к сигналам собственного тела. Другие отвлекающие факторы, например телевизор, также увеличивают количество съеденного.
В ходе своего исследования Хиггс также решила выяснить, как можно способствовать выбору людей в пользу здорового питания.
«К сожалению, лозунги о том, что овощи полезны, не слишком помогают…», — объясняет исследовательница.
Она пошла другим путем и разместила в ресторане плакаты, демонстрирующие самые популярные среди посетителей этого заведения гарниры. На первом месте Хиггс намеренно разместила овощи.
«Эти плакаты описывали поведение других людей — и этого было достаточно«, — говорит она.
Когда мы попадаем в новую среду, мы ищем подсказок от других людей, как здесь вести себя. Информация о том, какая еда популярна среди других клиентов, помогает сделать собственный выбор.
Интересно, что посетители чаще заказывали овощи даже после того, как плакаты убрали. Хиггс создала новую норму.
«Когда мы ведем себя в соответствии с нормами, мы чувствуем себя хорошо, потому что чувствуем себя частью социальной группы, — говорит Хиггс. — и если вы новичок в определенной группе, вы более склонны подражать поведению других«.
Наши решения не всегда зависят от нас. Но мы можем использовать влияние окружения ради положительных вещей. Точно так же, как и негативные навыки других, которые могут распространяться с помощью группы людей, иногда передаются нам для образца положительного поведения. Ведь мы и выжили в процессе эволюции именно потому, что научились жить в группе. Поэтому мы склонны делать хорошие вещи и получать за это одобрение других.