Как изменилась продолжительность жизни украинцев во время войны: Александр Гладун

Война радикально изменяет все демографические показатели – от структуры населения до уровня рождаемости и средней продолжительности жизни. Если в мирное время эти параметры позволяют строить стабильные прогнозы социальной политики, системы здравоохранения или пенсионного обеспечения, то в условиях военной действительности они теряют четкость и становятся жесткой иллюстрацией потерь — как прямых, так и опосредованных. К этому добавляется еще один серьезный фактор – последствия пандемии COVID-19, которая к началу полномасштабного вторжения уже успела существенно повлиять на демографическую ситуацию в Украине.
В комплексе эти две катастрофы — пандемия и война — снизили продолжительность жизни украинцев, и хотя точные цифры пока не доступны, специалисты уже сейчас вынуждены говорить о серьезном сокращении как женской, так и мужской продолжительности жизни. Об этих изменениях рассказал заместитель директора по научной работе Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, член-корреспондент НАН Украины доктор экономических наук Александр Гладун.
По словам Гладуна, сейчас ситуация остается сложной, что вполне закономерно в условиях войны. Наблюдается существенное понижение рождаемости и рост смертности. К тому же, серьезное влияние на демографическую картину оказывают массовые миграционные процессы — как внутреннее перемещение населения, так и выезд за границу.
«По нашим оценкам, на начало 2022 года на территории Украины в пределах границ 1991 года проживало примерно 42 миллиона человек. По состоянию на начало 2025 года эта цифра, с учетом Крыма, временно оккупированных районов Донбасса и других захваченных территорий, составляет ориентировочно 34 миллиона. Сейчас мы работаем над обновлением. данные», – отметил эксперт.
По его словам, на сегодняшний день не существует открытых официальных данных, которые позволили бы точно рассчитать изменение в средней продолжительности жизни украинцев. Основная причина этого — отсутствие публичного доступа к полной демографической статистике. В частности, Государственная служба статистики Украины согласно действующему законодательству, принятому в 2022 году, не обнародует полную информацию о количестве умерших. Министерство юстиции дает только общие показатели смертности и рождаемости, чего недостаточно для профессиональных и точных расчетов.
В то же время, предварительные аналитические оценки, основанные на демографическом анализе косвенных показателей, позволяют сделать определенные выводы. Гладун отмечает, что в результате пандемии COVID-19 средняя продолжительность жизни украинцев сократилась ориентировочно на один-полтора года. Наибольшее влияние оказала первая волна пандемии 2020-2021 годов, когда наблюдалась резкая сверхсмертность, особенно в группе мужчин среднего и старшего возраста.
Начиная с 2022 года, влияние COVID-19 начало отступать на второй план, уступая масштабному фактору полномасштабной войны. Именно война явилась основной причиной дальнейшего ухудшения демографической ситуации. По оценкам Гладуна, продолжительность жизни украинских женщин в результате военных событий могла сократиться на три-пять лет. Причины такого сокращения — не только прямые жертвы гражданского населения, но и разрушение медицинской инфраструктуры, психологическое истощение, длительная депривация в сфере здравоохранения, питания, безопасности.
Еще больше потеря продолжительности жизни среди мужчин. Как объясняет Гладун, по состоянию на 2025 год средняя продолжительность жизни украинских мужчин составляет около 60 лет. Это означает сокращение примерно на семь лет по сравнению с довоенным уровнем: в пандемию, в 2019 году, мужчины в Украине жили в среднем до 67 лет. В Европейском Союзе этот показатель превышает 80 лет. Таким образом, разница между Украиной и странами Запада в продолжительности жизни мужчин достигла 17–20 лет.
Как считает эксперт, причиной этого является не только участие мужчин в боевых действиях и высокая смертность на фронте. В то же время, война значительно ухудшила доступ к медицинской помощи, увеличила уровень хронического стресса, депрессивных состояний, снизила качество профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии, которые и раньше были основными причинами смерти в мужской группе.
Александр Гладун сообщил, что для оценки процесса старения населения в Европе и Украине обычно применяют два показателя: долю лиц в возрасте от 60 лет и долю лиц в возрасте от 65 лет. В случае Украины мы используем именно первый индикатор, поскольку он более приближен к действующему пенсионному возрасту и лучше отражает реалии нашей демографической структуры. Старение населения может происходить в результате двух разных процессов. Первый — это уменьшение рождаемости, в результате чего сокращается доля младших возрастов. В таком случае рост доли пожилых людей происходит автоматически. Этот механизм называют «старением снизу». Второй вариант — это ситуация, когда продолжительность жизни увеличивается, и соответственно увеличивается количество пожилых людей. Это явление называется «старение сверху».
В современной Украине основную роль играет именно «старение снизу»: демографическая структура меняется преимущественно из-за резкого сокращения количества детей и молодежи. Рождаемость стремительно снижается, младшие возрастные группы пустеют, и на этом фоне доля людей 60+ лет возрастает. Как считает эксперт, именно этот тип старения сейчас наиболее характерен для нашей страны.
Он отметил, что полномасштабную войну украинские демографы фиксировали стабильную, хотя и медленную, тенденцию к росту продолжительности жизни. В частности, в 2019 году средняя продолжительность жизни в Украине составляла 77 лет — это было примерно на 10 лет меньше, чем в среднем в странах Западной Европы. Нынешние оценки свидетельствуют о том, что эта разница могла вырасти до 12–15 лет. В мужской группе разница и до войны была критической — 15-17 лет. Сегодня, как уже отмечалось, она может составлять 20 лет или больше. Таким образом, война не только остановила процесс постепенного приближения Украины к европейским демографическим показателям, но и отвергла ситуацию назад – при этом во всех возрастных группах.
Особенно критичной ситуация становится в условиях, когда одновременно происходит катастрофическое сокращение рождаемости. Гладун неоднократно отмечал в публичных выступлениях, что сохранение демографического равновесия возможно только при условии рождения не менее двух детей на одну женщину. После 2022 года показатели рождаемости в Украине упали до рекордно низких — в некоторых регионах фиксируется менее 7 родившихся на 1000 человек населения, что является уровнем глубокой депопуляции.
Восстановление довоенных показателей продолжительности жизни, по словам демографа, будет возможно лишь через несколько лет после завершения активной фазы войны — при быстром восстановлении медицинской инфраструктуры, улучшении психоэмоционального состояния населения, стабилизации экономической ситуации и возвращении внутренне перемещенных лиц. В настоящее время главной задачей является сбор и восстановление объективной демографической статистики. Без точных и публичных данных Украина не сможет не только оценить глубину потерь, но и разработать эффективные меры по преодолению демографического кризиса.
Александр Гладун считает, что процессы старения населения оказывают прямое и ощутимое влияние на экономическую стабильность государства. В первую очередь речь идет о дефиците трудоспособного населения — работающих людях платят налоги и наполняют Пенсионный фонд. Когда доля пожилых людей в обществе растет, а младших возрастов становится меньше, уменьшается количество финансирующих солидарную пенсионную систему. В украинских реалиях ситуация еще более обострена: даже при относительной стабильности Пенсионный фонд длительное время дотируется из государственного бюджета. Это означает, что средства, которые могли бы направляться на другие социальные или инфраструктурные программы, тратятся на покрытие дефицита пенсионных выплат.
Помимо финансовой нагрузки на пенсионную систему, по словам эксперта, демографическое старение ужесточает давление на сферу здравоохранения. Люди старшего возраста имеют более высокую вероятность хронических заболеваний, чаще нуждаются в медицинском надзоре, лечении и реабилитации. В случаях частичной или полной потери трудоспособности расходы государства на поддержку таких лиц – через механизмы социального страхования или государственную помощь – возрастают еще больше. Таким образом, старение населения автоматически генерирует увеличение расходов в нескольких критически важных секторах одновременно.
Один из возможных выходов в этой ситуации Александр Гладун усматривает в продлении продолжительности именно здоровой, активной жизни. Если удается повысить уровень медицинской профилактики, поддерживать работоспособность пожилых людей, обеспечить адаптацию условий труда к физическим возможностям старших возрастов, можно уменьшить давление на пенсионную и медицинскую системы. Соответственно, меняется и роль бизнеса: вместо ориентации исключительно на молодых работников работодатели должны создавать рабочие места, учитывающие потребности людей старшего возраста — с гибким графиком, адаптированными физическими условиями, меньшим темпом работы. Однако ни одна такая стратегия не будет иметь результата без роста рождаемости. Только при условии, что сейчас родится больше детей, через два десятилетия появится новая волна молодежи, которая выйдет на рынок труда и сможет поддерживать солидарную систему. Демографическая динамика не реагирует мгновенно — даже при самом оптимистичном сценарии на изменения требуется по меньшей мере одно поколение.
Эксперт отметил, что подобные сложности существуют в большинстве стран с классической солидарной пенсионной системой. Ни в одном государстве этот механизм не выдержал радикального изменения возрастной структуры без серьезных коррекций. В Европе уже длительное время идет переход к трехуровневой пенсионной модели, объединяющей солидарный принцип с накопительным и частным страхованием. Такой подход позволяет распределять давление между разными источниками финансирования, снижая нагрузку на бюджет. В Украине подобные идеи также обсуждаются, однако пока они находятся только на этапе публичной дискуссии, без утвержденных решений и конкретных механизмов реализации.