Когда в стране идет война, а государство строит тюрьмы: парадокс украинской действительности

В то время как Украина ведет героическую борьбу за свое выживание, когда каждая копейка из бюджета должна работать на защиту жизни граждан, экономическую стабильность и помощь армии, правительство неожиданно объявляет о новой инициативе — строительстве тюрем. Этот проект, несмотря на очевидный дефицит средств и в условиях военного положения, затрагивает множество вопросов: почему сейчас? Кто станет выгодоприобретателем? И действительно ли это приоритет для страны, которая борется за свою независимость? Остроты ситуации добавляет тот факт, что сейчас крайне необходимо финансирование критически важных потребностей — армии, восстановления инфраструктуры, поддержки детей, пенсионеров, людей с инвалидностью, ВПЛ и т.д. На этом фоне строительство тюрем выглядит как откровенный когнитивный диссонанс, вызывающий возмущение в обществе.
Инициатива по строительству новых тюрем
Правительство Украины объявило о намерении строить новые тюрьмы, «поскольку никакие ремонты не помогают разрешить ситуацию в некоторых заведениях содержания». Также это решение аргументируют тем, что это вызвано необходимостью обновления пенитенциарной системы, оставшейся наследием Советского Союза. Министр юстиции и вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина во время выступления в Верховной Раде заявила, что даже самые лучшие ремонты существующих учреждений не способны привести их в соответствие современным европейским стандартам.
По словам Стефанишиной, за год более трех тысяч заключенных получили улучшенные условия содержания, что было положительно отмечено в отчете Комитета министров Совета Европы по выполнению решений Европейского суда по правам человека. В то же время она подчеркнула, что, несмотря на проведенные улучшения, эти меры носят лишь временный характер, а построение новых пенитенциарных учреждений рассматривается как долгосрочное решение. Современная система исполнения наказаний, оставшаяся в наследство от Советского Союза, даже в условиях капитального ремонта, не отвечает необходимым стандартам, гарантирующим порядок и контроль.
Аргументация, что построение новых тюрем приблизит Украину к европейским стандартам, выглядит как ширма для реализации непопулярного и, мягко говоря, неуместного проекта. Однако за красивыми формулировками о европейской интеграции и стандартах кроется откровенный диссонанс. Украина находится в состоянии войны, ее бюджет трещит по швам, а общество едва сводит концы с концами. В таких условиях любая попытка тратить деньги не на оборону, не на поддержку пострадавших и не на восстановление разрушенной инфраструктуры вызывает негодование. Более того, правительство прямо признает, что средств на строительство тюрем в бюджете нет, поэтому намерено искать внебюджетное финансирование. Но кто готов инвестировать в тюремную систему воюющей страны? И не станет ли этот проект очередной схемой для обогащения узкого круга человек?
Безусловно, пенитенциарная система нуждается в реформах. Однако могут ли быть вопросы строительства новых тюрем на то время, когда в стране идет война? Как объяснить военному на передовой, что вместо дронов и боеприпасов, на которые часто собирают средства волонтеры, государство направляет ресурсы на бетонные стены? Как объяснить беженцам, что их дома до сих пор не отстроены, а новые тюрьмы построят? Эти вопросы не только финансовые ресурсы, но и моральная ответственность перед гражданами.
Статистика приоритетов
Ситуация с содержанием заключенных в Украине вызывает много вопросов не только о ее эффективности, но и о приоритетах государственной политики. Согласно данным Совета Европы, в 2020 году Украина вошла в десятку стран Европы с наибольшим количеством лиц в местах лишения свободы. На тот момент в тюрьмах находилось 52 973 человека. сложной: более 15 тысяч содержатся в СИЗО, 23 тысячи – в исправительных колониях и всего несколько десятков – в воспитательных и исправительных центрах.
Особо остро стоит вопрос пожизненного заключения. Украина занимает первое место среди европейских стран по количеству приговоренных к «бесперспективному» пожизненному заключению. Их у нас более 1500 человек. Для сравнения: в Турции таких осужденных только 126, в Литве – 118, в Венгрии – 41, а в Болгарии – всего 24. Такой контраст ставит вопрос не только о гуманности украинской системы правосудия, но и целесообразности расходов на содержание этих лиц.
По данным Минюста, среднемесячные расходы на одного заключенного в Украине составляют 14 165 грн, это вдвое больше минимальной зарплаты (7100 грн). В 2024 году на исполнение наказаний выделено 8,7 млрд. грн., из которых 6,1 млрд. направлено на оплату труда персонала. Это 69,7% всех расходов. Для сравнения, коммунальные услуги и энергоносители этой системы обходятся государству в 912 млн грн.
В то же время затраты на другие важные социальные программы, например, на паллиативную помощь тяжелобольным, значительно меньше. В 2024 году на одного пациента мобильной службы паллиативной помощи выделено всего 5777 грн. в месяц. Это в 2,5 раза меньше, чем государство тратит на содержание одного заключенного. Стационарная же паллиативная помощь финансируется по новой схеме – 624 грн в сутки, что также демонстрирует явную диспропорцию в финансировании.
В то же время многие больницы в Украине находятся в ужасном состоянии, нуждаются в капитальном ремонте и современном оборудовании. Раненые, больные дети и люди с тяжелыми заболеваниями часто сталкиваются с нехваткой медикаментов и даже базовых условий для лечения. В такой ситуации трудно оправдать приоритетность затрат на систему исполнения наказаний, когда социальные программы, спасающие жизнь, финансируются на минимальном уровне.
«Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы»
Война нанесла катастрофический удар по системе образования. За последние годы сотни школ по всей стране испытали разрушения, многие из них стали непригодными для обучения. Кроме того, многие школы нуждаются в капитальном ремонте еще задолго до войны. Некоторые ремонты часто проводятся за средства международных доноров или местных общин, но системная государственная программа для восстановления школьной инфраструктуры крайне недостаточна. Родители и учителя вынуждены собственными силами решать проблемы, которых не должно быть в XXI веке: холод в классах, разрушенные туалеты, нехватка учебных материалов.
На фоне этих проблем государственная экономия в школах выглядит не только несправедливой, но и опасной. Каждая разрушенная или заброшенная школа является не просто потерей здания, упускаются возможности для детей, которые в будущем должны восстанавливать страну. Отсутствие качественного образования закладывает основу для социального кризиса, ведь дети, лишенные базовых знаний и навыков, становятся уязвимыми к влиянию преступности, бедности, радикализации. Однако, несмотря на все эти вызовы, правительство ищет средства на содержание тюрем и даже планирует строительство новых.
Потребность в новых тюрьмах выглядит сомнительной, когда тысячи украинских детей вынуждены учиться в аварийных помещениях или даже дистанционно, из-за отсутствия безопасных и оборудованных школ. , преступности, социальной деградации
Итак, мудрые слова Отто фон Бисмарка — «Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы» — сегодня, как никогда, актуальны для Украины. Отсутствие должного образования создает новые поколения, которые не получают должных знаний, теряют социальные ориентиры и в конце концов становятся потенциальными клиентами тех же тюрем, на которые сейчас тратятся миллиарды.
Исторический опыт
В годы Второй мировой войны приоритеты в восстановлении и строительстве зависели от конкретных потребностей общества и стратегических целей государств. Однако исторический опыт демонстрирует, что строительство школ и больниц имело значительно большее значение, чем тюрем.
Во многих странах, в частности в Великобритании, США и СССР, во время войны и сразу после ее завершения приоритетом становилось восстановление школ и больниц. были критически важными из-за огромного количества раненых и больных, нуждавшихся в неотложной медицинской помощи.
Например, в Великобритании после войны была введена реформа Национальной службы здравоохранения (NHS), которая обеспечила доступ к медицине для всех слоев населения. В США программа GI Bill после войны помогла миллионам ветеранов получить образование, что послужило основой для экономического роста страны в 1950-х годах. При этом строительство новых тюрем не рассматривалось как ключевой приоритет ни во время войны, ни сразу после ее завершения. Это объясняется тем, что социальная политика была направлена на предотвращение преступности из-за повышения уровня жизни, доступа к образованию и медицине, а не на борьбу с ее последствиями из-за содержания заключенных. Кроме того, ресурсы, такие как строительные материалы и рабочая сила, были критически ограничены, и их направляли на объекты, которые непосредственно влияли на восстановление общества.
После изгнания нацистских войск с территории Украины в 1943-1944 годах приоритеты Советского Союза, в частности, в Украине, также были сосредоточены на восстановлении критической инфраструктуры. Основное внимание уделялось восстановлению промышленных предприятий, сельского хозяйства, мостов и железнодорожных линий. Это объяснялось тем, что восстановление экономики и транспортных путей было ключевым для снабжения фронта и обеспечения жизнедеятельности населения. Образовательная сфера также стала одним из направлений обновления. В послевоенной Украине отстраивали школы, хотя это часто делалось в условиях дефицита материалов и средств. При этом приоритетом являлось обеспечение детей базовым образованием, которое считалось инструментом идеологического влияния и формирования новых граждан советского государства. Занятия проводились даже в неприспособленных условиях – в разрушенных зданиях, клубах, а иногда даже под открытым небом. Кроме того, в условиях обилия раненых и инфекционных заболеваний в послевоенный период значительные ресурсы направлялись на восстановление больниц и полевых госпиталей.
Что касается тюремной системы, она была частью карательного аппарата Советского Союза и в те времена выполняла функцию подавления любых антисоветских настроений. Однако строительство новых тюрем не было тогда приоритетом, советская система больше сосредотачивалась на использовании существующих учреждений и создании лагерей ГУЛАГа для трудовых принудительных работ. Этот исторический опыт демонстрирует, что даже в сложные времена внимание государства уделялось тем сферам, которые обеспечивали восстановление общества, а не только его контроль.
История показывает, что во времена войн и кризисов государства, делавшие ставку на образование и здравоохранение, исходили из трудностей сильнее. Напротив, сосредоточение на карательной системе без решения главных социальных заморочек лишь усугубляло кризис. Урок Второй мировой войны состоит в том, что подлинное восстановление возможно только из-за инвестиций в человеческий потенциал, а не в инфраструктуру для удержания последствий его упадка.
Наше государство должно изменить свои приоритеты. Денежные средства, которые сегодня идут на строительство тюрем, стоит направить на более важные направления. Это не только экономически целесообразнее, но и стратегически вернее. Это выбор не только бюджетной политики, но и моральной ответственности перед следующими поколениями. Сегодня у Украины есть уникальный шанс показать миру, что даже в самые сложные времена войны она выбирает развитие, а не застой. Кроме того, война — это время для концентрации ресурсов на защиту, восстановление и поддержку борющихся за страну. Строительство новых тюрем вместо восстановления разрушенных школ или больниц посылает опасный сигнал: государство готово больше тратить на содержание последствий своих просчетов, чем на предупреждение. Тюрьмы не строят будущее, его строят школы, больницы, инвестиции в потенциал человеческий. В военное время выбор должен быть очевидным.