На повестке дня снова вопрос языка в школах: позиция депутатов Натальи Пипы и Максима Бужанского отличается

В Украине идет активное обсуждение языкового вопроса в сфере образования. Особую актуальность оно приобрело после регистрации в Верховной Раде законопроекта №12086, инициированного народным депутатом Наталией Пипой. Документ направлен на создание полноценной украиноязычной среды в школах, не только на уроках, но и на перерывах, стадионах, в столовых и на всей территории учебных заведений.
Законопроект №12086: что предлагается изменить
В документе предлагается ввести в Закон «Об образовании» понятие «украинскоязычной среды» и обязать руководство учебных заведений создавать и поддерживать такую среду на всей территории школ.
Следует отметить, что законопроект не предусматривает наказание для детей за использование другого языка. В то же время учителя и руководство школ смогут проводить разъяснительные и просветительские мероприятия, призвать учеников разговаривать на украинском и делать замечания, когда слышат русский язык в общении.
Согласно законопроекту, учителя не смогут переходить на русский язык не только на уроках, но и на перерывах, в столовых, спортивных площадках или на школьном дворе. Они получат право призывать к использованию государственного языка, проводить информационные мероприятия и делать замечания по использованию другого языка.
Документ также предлагает привлекать к формированию украиноязычной среды родителей, которые должны способствовать развитию языковой среды в школах.
В то же время, законопроект №12086 учитывает права национальных меньшинств и определяет ряд ситуаций, в которых использование других языков не будет считаться нарушением:
- обучение на языках национальных меньшинств, которые являются официальными языками ЕС или коренных народов;
- изучение английского языка и других международного общения;
- преподавание нескольких дисциплин на двух или более языках (государственном, английском или других официальных языках ЕС);
- свобода выбора языка образовательного процесса в частных заведениях (кроме «языка государства-агрессора или оккупанта»).
Позиция Натали Пипы
Народный депутат Наталья Пипа убеждена, что вопрос языка – это не просто формальность, а важный элемент формирования идентичности и поддержки государственного языка. Она подчеркнула, что, несмотря на наличие законодательных норм, обязывающих предоставлять образовательные услуги на украинском языке, на практике дети и учителя часто переходят на русский язык вне уроков. Пипа считает, что это создает определенную языковую раздвоенность, которая вредит качеству образования и формированию национального сознания.
«Мы обязали все школы предоставлять образовательные услуги на украинском языке, но проблема заключается в том, что, исходя из урока, дети, а иногда и учителя – переходят на русский. Чтобы это изменить, я регистрирую законопроект, обязывающий говорить на украинском на перемене, школьном дворе, стадионе.
Очень важно, чтобы использование украинского языка не заканчивалось 45 минут урока. Никто не будет наказывать детей или ругать, это неправильный подход к вопросу. Но мы должны избавиться от этого условного правила в головах педагогов, учеников и родителей: «Прозвучал звонок – можно на любом языке’ (и мы понимаем, что этот любой – почему-то русский)», – прокомментировала свою законодательную инициативу Пипа.
Как отмечает инициатор законопроекта, по результатам мониторинга 2023-2024 годов только 41% учеников общаются между собой исключительно на украинском языке даже во время перерывов. Эта ситуация, по мнению Пипы, создает дополнительные трудности для детей, пытающихся овладеть украинским языком.
«Дети, которые плохо знают украинский уже в первом классе — испытывают трудности с обучением в школе, отстают в чтении, хуже усваивают материал. Позже имеют худшие результаты на контрольных, ВНО/НМТ и имеют худшие возможности для поступления и работы в будущем. Конечно, есть проблема, что в некоторых семьях родителей». общаться с детьми на украинском», – отметила Пипа.
Кроме учебных затруднений, по мнению инициатора, законопроект призван минимизировать случаи буллинга и давления на украиноязычных детей. Создание единой языковой среды должно стать механизмом, обеспечивающим комфортное обучение каждому ученику.
Комментарий Максима Бужанского
В то же время, появилась реакция и от народного депутата Максима Бужанского, который прокомментировал инициативу, подвергнув сомнению ее целесообразность. Он подверг резкой критике законопроект Наталии Пипы, который предполагает создание украиноязычной среды в школах. В своих комментариях он сконцентрировался на неприемлемости этой инициативы в условиях войны и обвинил Наталью Пипу в попытке создать дополнительное давление на детей.
Бужанский отметил, что в то время, когда в Днепре вторую ночь подряд продолжаются обстрелы, горят жилые дома, промышленные объекты и ломаются жизнь людей, депутат Пипа должна приехать в город, пройтись по местам ударов и объяснить местным жителям, почему самое важное для них — чтобы их дети не говорили на перемене. который, по его словам, «скрывается от мобилизации во Львове», и иронически поинтересовался, на каком языке он это делает.
Бужанский обратил внимание журналистов, которые пишут, что в Украине якобы предлагают запретить общение школьников на русском или крымскотатарском языках на переменах. Он отметил, что это ошибочное утверждение, поскольку «пипы» не предлагают запретить, а предлагают «издеваться над школьниками и булыты их».
По словам Бужанского, если бы законопроект действительно предусматривал запрет, он должен включать ответственность за его нарушение — например, штрафы для родителей или условное наказание. Однако, поскольку в законопроекте не предусмотрена никакая ответственность, Бужанский считает, что его главной целью является «травля школьников».
Депутат также иронизировал, что такая практика заслуживает отдельного названия, предложив термин «пипизм» — «пипизм первоклашек по языковому признаку». Таким образом, он раскритиковал инициативу как неуместную и вредную, направленную на давление и дискриминацию детей.