Награды, ротации и транслитерация названий городов: новый курс украинской дипломатии

Указом Президента Украины ряд работников дипломатической службы получил государственные награды — в основном за «весомый личный вклад в развитие межгосударственного сотрудничества» и «консолидацию международной поддержки Украины». Формулировки стандартные, но за ними стоят конкретные фамилии, дипломатические досье и оценки, которые не всегда однозначны. Награждение совпало с масштабной ротацией в дипломатическом корпусе: глава государства назначил 16 послов. На этом фоне публичное заявление министра иностранных дел Андрея Сибиги о введении украинских вариантов иностранных топонимов в международном общении стало отдельным сигналом. Речь идет о транслитерации Киева, Харькова, Одессы, Львова Чернигова и Чернобыля. Кто получил ордена, кого назначили на новые дипломатические должности и что предполагает новая языковая политика МИДа?
Награды и новые назначения в дипломатическом корпусе
20 июля Президент Украины подписал указ о награждении работников дипломатической службы государственными наградами. Официальным основанием стало признание их значимого вклада в развитие межгосударственного сотрудничества, консолидацию международной поддержки суверенитета и территориальной целостности Украины, а также плодотворную дипломатическую деятельность и высокий профессионализм. Указ касается как действующих послов в ключевых странах, так и чиновников МИД, занимающих или готовящихся занять стратегические позиции. Следует отметить, что Президент наградил их не по случаю Дня работников дипломатической службы или официального государственного праздника — указ появился вне привычного протокольного календаря.
Наивысшую награду – орден «За заслуги» I степени – получил Всеволод Ченцов, представитель Украины при Европейском Союзе. Он является ключевой фигурой в коммуникации между Киевом и Брюсселем, особенно в контексте переговоров о приближении Украины к членству в ЕС, финансовой поддержке и военной помощи. Учитывая стратегический вес европейского направления, это отличие выглядит логичным и свидетельствует о намерении Банковой зафиксировать доверие к постоянному представительству при ЕС.
Орден «За заслуги» ІІ степени вручен Сергей Кислица, первый заместитель министра иностранных дел Украины, который одновременно является постоянным представителем Украины при ООН. Он регулярно выступает на заседаниях Генассамблеи и Совета Безопасности, продвигая украинскую позицию в Организации Объединенных Наций. Дипломатические усилия Кислицы носят постоянный публичный характер и формируют часть внешней коммуникации государства на глобальном уровне.
Такое же отличие получила и Ольга Стефанишина, которая до этого занимала должность вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. В настоящее время она выполняет функции специального уполномоченного президента по развитию сотрудничества с Соединенными Штатами. По имеющейся информации, Стефанишина готовится к назначению послом Украины в Вашингтоне — критически важной должности, учитывая объемы американской военной помощи и политическую роль США в формировании международной поддержки. Орден в этом контексте может являться элементом публичного подтверждения доверия со стороны главы государства.
Орденом «За заслуги» ІІІ степени награжден Василий Зварыч, действующий посол Украины в Чехии, и Вадим Омельченко, посол во Франции. Оба дипломата представляют Украину в государствах, которые играют важную роль в формировании европейского консенсуса по поводу помощи Киеву. В Праге, в частности, вопросы оборонного сотрудничества, боеприпасов и военно-промышленной кооперации имеют заметный вес. Франция же является постоянным членом Совета Безопасности ООН и игроком, занимающим особое место в балансе между трансатлантическим и европейским вектором поддержки Украины.
В то же время посол Украины в США Оксана Маркарова отмечена орденом княгини Ольги I степени. Этот жест сопровождает ожидаемое завершение ее каденции в Вашингтоне. По неофициальным сообщениям, она покинет должность в ближайшее время. Орден имеет вид благодарности за период его пребывания в одном из ключевых посольств государства, хотя эффективность его работы, в частности в контексте последних задержек с военной помощью, была предметом публичных дискуссий.
Отдельным пунктом указа отмечены работницы аппарата МИД: Анна Панкова и Татьяна Полиянц, получившие медали «За труд и победу». Обе занимают должности главных специалистов в структурных подразделениях министерства. Эти награды традиционно имеют внутриаппаратное значение и редко сопровождаются публичным вниманием, но фиксируют формальное признание стажа, лояльности и профессиональности в бюрократической вертикали внешнеполитического ведомства.
Кроме того, 21 июля Владимир Зеленский объявил о масштабной ротации в дипломатическом корпусе. По его словам, после консультаций с руководством МИД, силовых ведомств и Офиса Президента было принято решение о назначении сразу 16 новых послов. Судя по указам, обнародованным на сайте президента, ротация охватила не только двусторонние назначения, но и обновление представительств Украины в ряде международных организаций.
Среди новоназначенных послов — Александр Воронин, который теперь будет представлять Украину в Алжире. В Объединенные Арабские Эмираты назначен Александр Балануца, а Владимир Бачинский поедет работать в Боснию и Герцеговину. Владимир Боечко возглавит посольство в Эстонии, Андрей Касьянов – в Анголе, а Юрий Лутовинов – в Японии. Ярослав Мельник назначен послом в Бельгии, Геннадий Надоленко – в Малайзии, а Сергей Нежинский – на Кипре.
Дипломатическую миссию в Мексике возглавит Сергей Погорельцев. В Канаде Украину будет представлять Андрей Плахотнюк, в Омане – Ольга Селых, а в Испании – Юлия Соколовская. Максим Субха назначен послом в Кувейте, Юрий Токарь – в Кении, а Александр Щерба – в Южно-Африканской Республике.
Кроме того, несколько украинских дипломатов получили отдельные назначения в международные организации. Александр Балануца станет постоянным представителем Украины при Международном агентстве по возобновляемой энергетике (IRENA), работающим в контексте глобального перехода к зеленой энергетике. Андрей Плахотнюк возглавит представительство при ИКАО – Международной организации гражданской авиации, определяющей правила для мировой авиации. Юлия Соколовская будет представлять Украину во Всемирной туристической организации, тогда как Юрий Токарь будет работать при двух структурах ООН — UNEP и UN-Habitat, занимающихся вопросами окружающей среды и урбанистики.
Такая масштабная ротация в дипломатическом корпусе может иметь несколько причин и не все они свидетельствуют о стратегическом обновлении. Часть изменений следует рассматривать как попытку исправить дисбаланс или неэффективность в работе отдельных посольств, особенно там, где в последние годы не удалось достичь ощутимых результатов ни в политической, ни в экономической плоскости. В некоторых случаях речь идет о ротации послов, определенной в Законе Украины «О дипломатической службе», в других — об отстранении от должностей тех, кто потерял доверие или не смог адаптироваться к новым требованиям. Такое количество решений может также свидетельствовать о внутреннем пересмотре подходов к кадровой политике или о стремлении централизовать контроль над ключевыми внешнеполитическими направлениями.
Орден вопреки контексту: среди награжденных Стефанишина и Маркарова
Указ о государственных наградах, подписанный президентом, содержит фамилии чиновников, которые вызывают вопросы, прежде всего, в случае Ольги Стефанишиной. Бывшая вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, которая в настоящее время получила отдельный пост уполномоченного президента по развитию сотрудничества с США, включена в перечень награжденных орденом «За заслуги» II степени. Это отличие объясняется в президентском указе стандартной формулой: «за весомый личный вклад», но в нем нет никаких конкретных достижений должностной лица.
На момент публикации указа Специализированная антикоррупционная прокуратура уже зарегистрировала уголовное производство по фактам, изложенным в расследовании Украинской правды, где фигурирует именно Стефанишина. Как сообщила представитель САП Ольга Постолюк, речь идет о проверке возможного конфликта интересов при передаче арестованных активов АРМА компаниям, связанным с близким окружением бывшего вицепремьера. В частности, в центре внимания находится ситуация вокруг Дома профсоюзов в Киеве, управление которым было делегировано структуре и которую журналисты связывают с бывшим мужем Стефанишиной. Сама она свою причастность отрицает. В настоящее время о подозрении в указанном уголовном производстве ни одному лицу не поставлено в известность, но досудебное расследование продолжается.
Это не первый эпизод, когда имя чиновницы появляется в контексте уголовных производств. Еще в 2019 году, после ее работы в Министерстве юстиции во времена Елены Лукаш, Стефанишиной были предъявлены обвинения по ст. 191 УК — растрата государственных средств в особо крупных размерах. Речь шла о тендере на исследование украинского законодательства, согласно которому Министерство юстиции заплатило 2,5 млн грн, а стоимость одной страницы текста достигала более 4 тысяч гривен. Подготовительное судебное заседание по этому делу состоялось только в сентябре 2023 года в Высшем антикоррупционном суде.
Кроме того, за месяц до награждения — 27 июня 2025 года — Hromadske обнародовало материал о недвижимости матери Стефанишиной: 100-метровая квартира в центре Киева была приобретена почти в четыре раза дешевле рыночной стоимости — за 3 млн грн вместо минимальных 12. Никакого официального объяснения такой цены не было.
На этом фоне включение Стефанишиной в список награжденных «за весомый личный вклад» выглядит, по меньшей мере, противоречиво.
Среди награжденных президентским указом также действующая посол Украины в Соединенных Штатах Оксана Маркарова, получившая орден княгини Ольги I степени. Это отличие совпадает с его ожидаемой отставкой с должности, которая, по данным МИД, якобы является частью «запланированной ротации». Однако за формальным объяснением о кадровом обновлении стоят более сложные политические обстоятельства, которые дали старт процессу ее замены еще в 2024 году.
Поворотным моментом стал визит Владимира Зеленского на предприятие в Пенсильвании — мероприятие, организованное украинским посольством в период, когда США входили в пиковую фазу предвыборной кампании. Сам факт участия украинской делегации в событии, связанном с инфраструктурным производством в «шатком» штате, вызвал недовольство у части американского политикума, в частности в среде Республиканской партии. Пенсильвания – один из штатов, критически влияющих на результат президентских выборов в США. Поэтому любое участие иностранных представителей, даже в нейтральном или символическом формате, рассматривается через призму возможного политического превосходства для отдельных игроков.
Последствия этого инцидента не ограничились обсуждением в кулуарах. По данным из дипломатических источников, спикер Палаты представителей Майк Джонсон после визита напрямую обратился к украинской стороне с требованием об увольнении Маркаровой. После этого ее публичное присутствие в высших политических кругах США заметно снизилось, а круг контактов в Конгрессе существенно сузился. Потеря доступа к ключевым фигурам и недовольство части американских элит превратили украинское представительство в формально присутствующий, но политически ограниченный инструмент.
В Вашингтоне этот эпизод стал поводом для усиленной критики со стороны тех, кто и так ставил под сомнение целесообразность дальнейшего масштабного финансирования Украины. Сама же история стала внутренним аргументом для Офиса Президента Украины в пользу замены посла — не только как дипломатического решения, а инструмента снижения напряжения в политическом диалоге с администрацией США.
В этом контексте вручение ордена Маркаровой выглядит не как свидетельство дальнейшей роли в системе дипломатии, а скорее финальная формальность — элемент сопровождения к выходу из должности, оформленный как жест политической корректности. На фоне усложненных контактов, потери агремана де-факто и ожидаемой замены, отличие приобретает характер внутренней процедуры, не изменяющей реальный политический статус дипломатки. Однако государственная награда ради формальности, а не признания реальных заслуг является признаком девальвации самой идеи отличия. Когда орден вручается не за конкретный прорыв, а «на выходе» с должности или за рутинное выполнение функций без видимых результатов, это ставит под сомнение не только искренность мотивации, но и критерии отбора. В такой ситуации отличие перестает быть сигналом успеха или примером для других и превращается в жест вежливого прощания или часть административного этикета. Это снижает доверие к самой системе наград и размывает границу между реальными достижениями и механическим исполнением обязанностей.
Топонимы в фокусе МИД: что означает инициатива Сибиги
Публичное заявление министра иностранных дел Андрея Сибиги о необходимости системного использования украинских форм иностранных топонимов стало продолжением уже знакомой языковой политики МИД, однако на новом уровне. Инициатива касается не только транслитерации названий украинских городов по-латыни — Kyiv, Odesa, Lviv, Kharkiv, Chernihiv, Chornobyl и т.д., но и более широкого подхода: во внутреннем употреблении в Украине МИД предлагает использовать украинские формы для географических названий других государств. В частности, вместо «Брест» — «Брест», вместо «Белгород» — «Белгород», а вместо «Дебрецен» — «Доброчин».
Формально инициатива опирается на действующее законодательство. Часть 3 статьи 41 Закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» предусматривает преимущество названий украинского происхождения в официальных документах. Сибига прямо ссылается на эту норму как основание для внедрения изменений. Свою позицию он доказывает примером: в ноте иностранного государства, которую он получил, содержалось написание «Kiev». В результате документ был возвращен без рассмотрения. Сибига объяснил, если официальное обращение не соблюдает принятые нормы написания украинских топонимов, оно не рассматривается. Это должно стать новым правилом в общении с международными партнерами. Согласно его логике, если Украина требует от других государств корректного написания названий своих городов, то и сама должна последовательно отказаться от форм, имеющих советское или российское происхождение.
Текущая деятельность МИДа, по словам чиновника, включает исправление некорректных написаний в публичном пространстве: от онлайн-ресурсов и карт до названий на транспорте, в медиа и в международных организациях. Часть перемен уже реализована: несколько крупных мировых медиа, а также авиакомпании, правительства и аэропорты перешли на употребление украинских форм топонимов.
Следующим этапом объявлено намерение упорядочить и нормировать использование украинских названий для иностранных географических объектов. Это предполагает создание официального перечня названий, соответствующих украинской традиции. Такую практику имеют многие страны, и, по словам Сибиги, пора ввести ее и в Украине. МИД планирует инициировать межведомственную работу, профессиональную дискуссию и привлечение научных институций к формированию согласованного списка.
Отдельной частью инициативы является публичное обращение граждан и организаций с просьбой сообщать о случаях неправильного употребления названий украинских городов в международной среде. По мнению Сибиги, эта работа должна быть коллективной и системной, а ее цель — не декларация, а упорядочение языкового стандарта во внутреннем и внешнем употреблении.
Эта инициатива вызывает вопросы не только технической реализации, но и с точки зрения целесообразности. Прежде всего, это отсутствие профессионального сопровождения. Пока МИД не представил ни одного списка, согласованного с научными институтами, правописной комиссией или языковедческим сообществом. Это создает риск избирательности: на каких основаниях выбираются именно Брест, Доброчин или Белгород? Учтены ли исторические источники, этимология, местное употребление?
Во-вторых, некоторые из предлагаемых названий могут быть непонятны даже украинским пользователям. К примеру, Доброчин не имеет стабильного употребления, а Белгород можно спутать с Белгород-Днестровским. Такая ситуация создает риск путаницы в дипломатических документах, СМИ, официальных переводах.
В-третьих, инициатива пока выглядит односторонней — то есть формулируется не как результат обсуждения, а как постфактум решения. Публичные сигналы типа «не читал, потому что было написано Kiev» могут восприниматься как демонстрация жесткой позиции, но не создают ощущения открытости к профессиональному диалогу.
В контексте полномасштабной войны с Россией, когда на первый план выходят вопросы безопасности, обороны, международной поддержки, эвакуации, военной помощи и репатриации пленных, вопросы транслитерации названий иностранных городов вряд ли можно считать первоочередным. Оно не является ключевым в ежедневной работе украинских дипломатов, не имеет прямого влияния на результат переговоров или укрепления обороноспособности. В этом смысле риск того, что такая инициатива будет воспринята как отвлечение внимания от более важных задач или как жест символического характера без реального прикладного эффекта. Особенно это заметно на фоне затянутых переговоров по окончании войны, получения международной поддержки и работы со странами Глобального Юга, где не хватает дипломатического ресурса.
Введение украинских названий для иностранных топонимов является шагом, который имеет смысл в долгосрочной перспективе, но нуждается в системной, профессиональной, обоснованной реализации. Без четких критериев, согласованных с научным сообществом, и без учета практической сложности внедрения, эта инициатива может потерять доверие и остаться декларативной. В военное время важно сохранять баланс между символическими решениями и эффективной внешней политикой, не подменяя друг друга.