Неизбежные перемены: как война повлияла на географию и экономику украинской металлургии

Украинская металлургия переживает непростые времена, ведь растущие затраты на производство и низкие цены на железную руду создают существенные вызовы для отрасли. В 2024 году средняя цена руды составляла $95 за тонну, из-за чего ее экспорт часто являлся лишь символически прибыльным. Долларовая инфляция в Украине, повышение тарифов на электроэнергию (которая составляет до 50% затрат на производство) и проблемы с транспортом еще больше усложнили ситуацию. Как сообщает Bloomberg, в 2024 году цены на поставляемую Украину железную руду снизились на 29%. Это снижение явилось следствием спада экономической активности в Китае, который является основным покупателем этого ресурса.
Металлургическая отрасль страдает от логистических и энергетических проблем
По данным GMK.center, одна из ведущих украинских металлургических компаний сообщила, что в первой половине 2024 г. ее себестоимость производства в долларах выросла на 11%. К этому следует добавить и проблемы с логистикой. Из-за высоких затрат на транспортировку, ограниченное количество судов и страховые риски в Черном море морская доставка остается дорогостоящим и рискованным вариантом.
Трудности добавляет и железнодорожная логистика. Как известно, с 9 декабря «Укрзализныця» повысила тарифы на перевозку грузов на 37%, что увеличит стоимость транспортировки железной руды примерно на 2,7%. Это ставит под угрозу конкурентоспособность украинских экспортеров, которые уже сейчас работают в условиях низкой маржинальности.
Основная надежда остается в завершение войны, что могло бы улучшить логистические условия и снизить затраты на транспортировку. Однако даже в случае стабилизации украинским производителям придется адаптироваться к жестким условиям мирового рынка.
Чтобы понять масштабы проблем, следует упомянуть, что в 2023 году Украина сократила экспорт железной руды на 26% по сравнению с предыдущим годом, а по сравнению с довоенным 2021 экспорт упал на 60%. Выручка от экспорта руды уменьшилась почти на 40%, составив $1,77 млрд.
Основными игроками в добыче железной руды остаются крупные предприятия, такие как Ингулецкий, Криворожский, Полтавский и Северный горно-обогатительные комбинаты, а также «АрселорМиттал Кривой Рог» и «Сухая Балка». Но перед каждым из них стоит задача: найти способы оставаться конкурентными. несмотря на вызовы.
«Морской коридор» спасает экспорт
Стальной сектор остается одной из ключевых отраслей украинской экономики, обеспечивая значительный вклад в формирование ВВП и экспортного потенциала страны. В 2024 году производство стали превзошло ожидания, достигнув 7,5 млн тонн – это на 21% больше, чем в предыдущем году. Однако эти показатели все еще значительно уступают довоенному уровню 2021 года, когда выпуск стали составил 21,4 млн тонн, то есть снижение составило 65%.
Основным драйвером улучшения стала активизация логистики благодаря запуску «морского коридора» в конце 2023 года. Это позволило снизить нагрузку на западные транспортные пути и упростить экспорт. «Морской коридор» способствовал возобновлению поставок железной руды в Китай. В 2024 году в эту страну было экспортировано 13 млн. тонн руды, что составило 43% всего украинского железорудного экспорта.
Инфографика: ИА «ФАКТ»
Была возобновлена работа второй доменной печи на «АрселорМиттал Кривой Рог» весной 2024 года. Благодаря этому экспорт полуфабрикатов вырос на 60%, а проката – на 40% за 11 месяцев. Вторая домна проработала с апреля по август – об этом стало известно из интервью генерального директора Криворожского горно-металлургического комбината ПАО «ArcelorMittal Кривой Рог» Мауро Лонгобардо. «Интерфакс-Украина».Это был период, когда ее работе способствовала соответствующая экономическая ситуация.
Инфографика: ИА «ФАКТ»
Однако перспективы отрасли на 2025 год вызывают беспокойство. Прогнозируется снижение производства стали на 9%, а экспорта – на 16%. Такое развитие событий связано с рядом факторов. Речь идет, прежде всего, о высокой себестоимости производства из-за роста цен на энергоресурсы, долларовой инфляции и повышения тарифов на железнодорожные перевозки. Кроме того, на мировом рынке стали наблюдается перенасыщенность и рост себестоимости из-за климатической трансформации. Логистические ограничения также играют немаловажную роль: дефицит судов, высокие страховые расходы и повышенные риски перевозок в Черном море значительно усложняют экспорт.
В 2023 году стальной сектор обеспечил 5,7% ВВП Украины и сформировал 15% всего экспорта. Однако третий год войны нанес значительный удар по производственным мощностям, нарушил логистические цепи и обострил конкуренцию на мировых рынках.
Для стабилизации и роста отрасли требуются новые адаптационные стратегии. Украинские производители должны укреплять позиции на европейском рынке, снижать энергозависимость и находить альтернативные маршруты экспорта. Дальнейшее развитие будет зависеть не только от внутренних реформ, но и от мировой экономики, которая находится под давлением климатических изменений, роста цен на энергоресурсы и нестабильности спроса на металлопродукцию.
АрселорМиттал: работа на грани возможностей
АрселорМиттал Кривой Рог (АМКР), крупнейший металлургический комбинат Украины, сегодня оказался в водовороте сверхсложных вызовов, вызванных войной и экономическим кризисом. Расположенный вблизи прифронтовой зоны, комбинат, несмотря ни на что, остается стратегическим предприятием, которое продолжает работать, адаптируясь к новым реалиям.
Во время войны создание АМКР сократилось до 30-50% от довоенных мощностей. Наибольшие проблемы возникают из-за перебоев в снабжении электроэнергией, ее высокой стоимости и повреждении энергетической инфраструктуры. В зимний период работает только одна доменная печь, существенно ограничивающая производственные возможности. За 2024 год комбинат выпустил 1,6 млн. тонн металлопродукции, из которых 1,15 млн. тонн – готовый прокат. Для сравнения, до войны предприятие выпускало до 6 млн. тонн продукции.
На третьем году войны предприятие столкнулось с многомиллионными убытками: за 2024 год ожидаемый финансовый результат составит примерно $100 млн потерь. Высокие тарифы на электроэнергию, рост стоимости логистики и низкие цены на мировых рынках не позволяют предприятию выйти на уровень доходности. В то же время, группа ArcelorMittal продолжает поддерживать комбинат финансово, обеспечивая его выживание.
Есть и существенные проблемы с кадрами. из-за войны и мобилизация АМКР потерял около 9 тысяч работников. Замещение этого дефицита явилось серьезным вызовом: предприятию не хватает квалифицированных электриков, машинистов и специалистов по производству. Чтобы справиться с этим кризисом, комбинат привлекает молодежь через программы стажировок и сотрудничества с университетами, а также активно трудоустраивает женщин на должности, ранее считавшиеся «традиционно мужскими». Война сменила и географию сбыта продукции. Заблокированные порты вынудили комбинат сосредоточиться на соседних рынках Восточной Европы, США и внутреннем рынке Украины. Несмотря на сложные условия, АМКР продолжает поставлять чугун в США, где украинская продукция имеет высокую репутацию.
Несмотря на все вызовы, у АМКР есть четкий план на 2025 год. Предприятие планирует увеличить производство до 2,5 млн. тонн стали, возобновив работу двух доменных печей во второй половине года. Также комбинат продолжит инвестиции в стратегические проекты, такие как хвостохранилище «Третья карта», которое станет ключевым объектом для обеспечения долгосрочного развития.
Генеральный директор Мауро Лонгобардо отмечает, что главная цель предприятия – оставаться устойчивым и конкурентоспособным даже в самых сложных условиях. Он уверен, что после окончания войны АМКР не только восстановит свои мощности, но и станет ключевым игроком в восстановлении Украины, снабжая внутренний рынок качественной металлопродукцией.
АрселорМиттал Кривой Рог требует более прозрачных условий работы и стабильных тарифов на энергоресурсы Нестабильность в регулировании и непомерные затраты ставят под угрозу не только финансовые результаты компании, но и развитие отрасли в целом. после войны.
АМКР продолжает бороться за свое будущее, инвестируя в производство, поддерживая работников и сохраняя веру в победу Украины.