Экономические

Переход на новый список специальностей: что преобладает – положительные изменения или расходы по реорганизации?

На днях правительство приняло решение о внедрении в украинскую систему образования «Нового перечня отраслей знаний и специальностей». Вместо 28, в нем теперь будет 11 отраслей, интегрированных в европейские стандарты. Зачем эта инновация? Министерство образования и науки объясняет трансформацию высшего образования потребностью привести внутреннее законодательство страны в соответствие с европейскими правовыми нормами.

Что это изменяет? Стандарты высшего образования, утвержденные по каждой специальности, будут обновляться согласно регламентам ЕС, что облегчит академическую мобильность студентов. В МОН ожидают, что украинское высшее образование сможет максимально интегрироваться в Единое европейское пространство высшего образования. Помимо евроинтеграции это решение стратегически важно для дальнейшего внедрения Закона Украины «Об индивидуальных образовательных траекториях». В ближайшее время в министерстве обещают подготовить таблицу соответствия Перечню отраслей знаний и специальностей 2015 года и принятого сегодня нового Перечня.

Системы образования сильно различаются между странами. Поэтому международные данные об образовании должны базироваться на классификации, которая предлагает всем странам надежные критерии распределения образовательных программ по уровням, которые можно считать сравнимыми. Классификация ISCED – Международная стандартная классификация образования – была разработана ЮНЕСКО в середине 1970-х годов с целью такой унификации и впервые была пересмотрена в 1997 году. Дальнейший пересмотр ISCED был проведен между 2009 и 2011 годами, включая широкие глобальные консультации со странами, региональными экспертами и международными организациями. Наконец, ISCED 2011 г. был принят Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 2011 года. Новая классификация учла изменения в образовательных системах, главным образом связанных с Болонским процессом.

Стремление МОН усилить наши евроинтеграционные усилия вполне понятно, но действительно ли переход на новую классификацию специальностей и отраслей будет способствовать реформе образования? Переход на новую классификацию специальностей и отраслей создает определенные вызовы для украинских вузов. С одной стороны они получат шанс интегрироваться в европейскую образовательную систему, которая откроет новые возможности для студентов, преподавателей и ученых. Это может способствовать улучшению качества образования, увеличению мобильности и сотрудничества с иностранными университетами, а также признанию украинских дипломов за границей.

Переход на новый список специальностей: что преобладает – положительные изменения или расходы по реорганизации?
Инфографика: ИА «ФАКТ»

С другой стороны, внедрение этих изменений потребует значительных усилий со стороны вузов: они будут вынуждены пересмотреть и обновить свои учебные планы, адаптировать программу подготовки, переработать документацию и, возможно, пересмотреть структуру отдельных специальностей. В краткосрочной перспективе это может вызвать определенные трудности, а также увеличить нагрузку на преподавательский и административный персонал. Или актуальны изменения в стране, где есть проблемы с электричеством и другими ресурсами, необходимыми для внедрения изменений? Важно, чтобы они сопровождались методической и ресурсной поддержкой во избежание хаоса и потери качества образования.

ЧИТАТЬ
Немецкие спецслужбы предупреждают о возможных диверсиях РФ на инфраструктуре DHL

Следует также учесть, что МСКО (Международная стандартная классификация образования) является инструментом, используемым для сбора, компиляции и анализа межнациональных сравнительных статистических данных об образовании. Эта классификация создана для того, чтобы облегчить международные сравнения образовательных программ и их уровней, а также обеспечить унифицированный подход к оценке образования в разных странах.

Поэтому для выполнения задач Министерства образования и науки по интеграции украинской системы образования в европейские стандарты не обязательно менять перечень специальностей. Вместо этого можно установить соответствие между украинскими специальностями и категориями, определенными в МСКО. Такой подход позволил бы сохранить существующую систему классификации специальностей, одновременно обеспечивая ее соответствие международным стандартам.

Кроме того, даже в предложенном новом перечне специальностей не всегда можно добиться взаимно однозначного соответствия между украинскими специальностями и категориями МСКО. Это означает, что одной позиции из перечня МСКО могут соответствовать несколько специальностей в новой украинской классификации или, наоборот, одна украинская специальность может соответствовать нескольким категориям МСКО. Таким образом, изменение перечня специальностей не обязательно решает вопрос соответствия международным стандартам, и в некоторых случаях это может привести к усложнениям в установлении точных соответствий между системами.

Следовательно, вместо полной реорганизации перечня специальностей, возможно, более эффективным шагом было бы просто адаптировать существующую систему к требованиям МСКО, установив четкие соответствия между категориями. Это позволило бы избежать значительных изменений и затрат ресурсов, одновременно обеспечивая достижение поставленных целей.

Есть еще один немаловажный момент. Мировая практика показывает, что со временем перечень специальностей в высших учебных заведениях не сужается, а наоборот расширяется. Это обусловлено потребностью университетов реагировать на скорые изменения в обществе, экономике, науке и технологиях. Университеты адаптируют свои программы, добавляют новые специальности и направления подготовки, чтобы отвечать требованиям рынка труда, инновациям в различных отраслях и интересам студентов. Таким образом, расширение перечня специальностей происходит естественным образом, в соответствии с потребностями и запросами самих университетов, а не из-за директив сверху.

ЧИТАТЬ
Тихая жертва войны: понесет ли Россия ответственность за экоцид в Украине?

Предложение Министерства образования и науки Украины сузить список специальностей противоречит этой тенденции. Если такие изменения внедряются в качестве директивных решений, это может ограничить возможности университетов в обновлении и развитии образовательных программ, а также не всегда учитывает реальные потребности рынка труда и общества. Существует риск, что новые инновационные отрасли знаний и специальности останутся без внимания, что может негативно сказаться на конкурентоспособности украинского образования.

Кроме евроинтеграции, это решение стратегически важно для дальнейшего внедрения Закона Украины «Об индивидуальных образовательных траекториях».  Согласно ему, студенты могут выбирать индивидуальные образовательные пути, то есть самостоятельно формировать свои программы обучения в соответствии с личными интересами и профессиональными целями.

В ближайшее время Министерство образования и науки Украины планирует подготовить таблицу соответствия между старым Перечнем отраслей знаний и специальностей, утвержденным в 2015 году, и новым Перечнем, принятым правительством. Эта таблица поможет согласовать старые и новые специальности, что важно для внедрения индивидуальных образовательных траекторий. Это также позволит студентам, обучающимся по старым программам, переходить на новые образовательные траектории, а также обеспечить соответствие украинской системы образования стандартам Европейского Союза.

Глава Минцифры Михаил Федоров пояснил, что гармонизация образовательных отраслей с европейскими стандартами позволит значительно снизить бюрократические преграды, упростив процесс поступления в европейские заведения высшего образования на магистерские программы или участие в программах обмена. Это означает, что украинские студенты смогут легче адаптироваться к требованиям европейского образования, поскольку их дипломы и учебные программы будут соответствовать стандартам ЕС.

Министр подчеркнул важность адаптации каждой сферы, в частности образования, к европейским нормам, что является одной из приоритетных задач для Украины. По его словам, украинские студенты уже со следующего года начнут поступать в учебные заведения по новым стандартам, что обеспечит им больше возможностей для обучения и карьерного роста в Европе.

В МОН отметили, что отныне учебные заведения смогут указывать в приложениях к дипломам специальности по украинскому перечню и их международные соответствия. Первыми инновацию почувствуют на себе магистры зимнего выпуска ты их кураторы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button