Точка зрения

Поле высшего образования Украины перед битвой за реформу

Когда нас дружно хотят убедить в том, что вузовская реформа в Украине будет носить рыночный характер, мы еще раз чувствуем себя участниками лохотрона. «Под каким наперстом находится рыночная реформа вузов», говорит уверенный человек в строгом и дорогом костюме с дипломом Кембриджи в руке. И наперстки скользят по гладкой поверхности.

Если бы умные люди решили провести рыночную вузовскую реформу, с чего бы они начали? Из опроса представителей бизнеса, как именно они заинтересованы в выпускниках украинских вузов. Как вообще можно что-либо реформировать, если не знать реального положения дел, если нет более или менее реального списка проблем? Когда читаешь победные реляции о новой реформе, у них нет ничего, кроме того, что в Украине 170 государственных вузов и университетов, а должно быть сто! Интересно, кто сказал авторам реформы, что этих высших учебных заведений должно быть сто, а не сто десять или девяносто пять? Бесполезно спрашивать. У заместителя министра образования и науки Михаила Винницкого есть явная склонность к свободному рынку, судя по тому, что он получил свой диплом в Кембридже. А также по тому, что в его кабинете висит репродукция неоднозначной картины Гранта Вуда «Американская готика».

Разумеется, никакого отношения к рынку, к свободной, свободной экономике эта псевдо реформа высших учебных отношений не имеет. Вспомним, как вообще возникло высшее образование на Западе, и какую финансовую основу оно имело?

Высшее образование на Западе в виде университетов было необычной формой организации учебных центров. В отличие от Древней Греции, где то, что мы можем называть высшей школой, возникло вокруг некоторых философов, и скорее напоминало наши постоянные семинары. Политическое влияние этих школ было небольшим, хотя история школы Сократа в Афинах говорит о том, что тогдашнее министерство образования было не менее непоколебимо в своих требованиях по обучению подрастающего поколения.

В отличие от Античности, европейские Университеты периода Средневековья возникали как ответвление Церкви. Они использовали знаменитое разделение прав в Средневековой Европе, которое и породило наш современный мир: церковь была независимой в идеологическом и организационном праве. Именно поэтому в историю вошли бесчинства тех же парижских школьников: король не мог наказать студентов университета – это была привилегия исключительно университетского суда. Сам университет назначал и увольнял преподаватель, определял их научные степени и был совершенно независим от королевской власти в сфере своей деятельности.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Куда девались мужчины: фоторепортаж на следующий день после принятия нового закона о мобилизации

Это сразу упоминается сегодня, когда минобразования определяет все, вплоть до длины платьев персонала высших учебных заведений. Программы, экзамены, распорядки, штатные расписания – все находится под его неусыпным взглядом. Понятно, что Министерство предоставляет некую свободу вузам – они сами пишут свои программы, которые потом утверждаются. Не наберешь ведь столько Юлиев цезарей в Министерство, чтобы они могли все программы сами написать. Но свобода эта похожа на право заключенных свободно идти на лесоповал под конвоем. «Шаг в сторону – считается попыткой к бегству». Дальше все понятно!

Именно при Средневековье родилась и другая традиция современных университетов: студенты сами выбирали тех лекторов, которых они хотели слушать, и платили за эту привилегию. Да, да, образование было за свой счет. Впервые возникает образование за счет высшей школы, когда в Европе начинается контрреформация и свои университеты открывает орден иезуитов. Но даже иезуиты оставили постоянной традицию выбора преподавателя: студент сам выбирал, кого хочет слушать. На самом деле после независимости университетов это второй важнейший принцип свободного обучения. Человек реально способен учиться только у того, кому он верит и чье мнение ему интересно. Кроме того, реальный вес любого преподавателя в высшем учебном заведении должен определяться не его умением вовремя облизать своего начальника или дружно выразить хором нужное мнение, а его способностью вести за собой студентов и учить их мыслить. Это вовсе не означает, что в вузах должны быть исключительно виртуозы слова. Тот же знаменитый профессор Челленджер по книгам Сэра Артура Конан-Дойля, необходим любому университету, заботящемуся о своей репутации, хотя для студентов профессор – страшное пугало. Но гораздо хуже, когда университетский преподаватель более чем простой человек и на кафедре, и в лаборатории.

Сегодня в высшей школе Украины сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, стоимость обучения во многом благодаря деятельности министерства образования и науки возросла до небес, а с другой зарплаты преподавателей и качество обучения не лучше. Итак, нет ничего удивительного, что уже давно, задолго до войны, ручьи украинских абитуриентов потянулись на Запад. Происходит непрерывное вымывание мозга из Украины, потому что в стране крайне трудно получить нормальное образование, не заплатив за это астрономические деньги.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Демографическая пропасть: снижение рождаемости ведет к катастрофе мирового масштаба

Долгое время в нашей стране, где не работают рыночные маркеры, такая роль стихийно отводится маркерам не рыночным. Часть талантливейших абитуриентов, пытаясь использовать бюджетные места, вели за них серьезную конкуренцию. Наличие этих бюджетных мест позволяло создать имитацию рыночных отношений и отобрать талантливых студентов. Но и здесь возникли проблемы: во-первых, денег на бюджетные места все меньше, а во-вторых, с начала войны появился еще один маркер: отсрочка от фронта для тех, кто получает первое высшее образование.

К сожалению, ситуация в высшем образовании катастрофическая, в первую очередь потому, что количество вузов существенно сокращается, уровень многих преподавателей низкий. Для того чтобы почувствовать, что здесь происходит, лучше всего обратиться к единственной массовой отрасли, которая требовалась до недавнего времени, и может быть нужна в будущем: морская! Сложно представить нашего юриста или журналиста, способного работать в западных частных компаниях. С инженерами ситуация, к сожалению, не намного лучше, хотя здесь есть некоторые успехи. Но моряки до сих пор востребованы сегодня, поскольку люди из стран Запада не очень-то хотят заниматься этой деятельностью – слишком тяжело. Поэтому студенты этих специальностей реально готовы учиться, бороться за знания, опыт, стремящиеся выйти на рынок работы под флагом, где их ожидают, даже в худшем случае, совсем другой уровень зарплат.

И вот даже здесь, где потребность в знаниях очень велика, система высшей школы работает очень плохо. При том, что цены на обучение в этой сфере уже выросли до небес, любой документ или сертификат нуждается в большой пачке «зеленые» с ликом американских президентов (кроме знаний).

Леонид Штекель

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button