Социальная

Повышение отменено: учителя как жертва бюджетной политики государства

В разгар полномасштабной войны правительство заявляет о приоритетном направлении бюджета на оборону. Однако под лозунгами мобилизации ресурсов для фронта происходит сознательная блокировка любого повышения оплаты труда для педагогов. Кабинет Министров фактически признал, что у государства нет средств на увеличение учительских зарплат, в то же время поднимая их чиновникам и депутатам, не сокращая ни одной из многочисленных премиальных выплат. Педагоги остаются в категории «второстепенных расходов», в очередной раз оказываясь на грани выживания. И пока правительство объясняет, почему не может найти необходимые средства, образовательная система постепенно доходит до точки, когда уже некому учить детей.

Образование минус учитель: уравнение, которое власть не может решить

С началом полномасштабной войны система образования в Украине испытала значительные потерь: было потеряно более 1,7 тысяч школ и около 54 тысяч учителей. Следует отметить, что процесс сокращения школьной сети начался еще до войны. Например, в 2020/2021 учебном году количество школ уменьшилось на 6% (примерно 900 заведений). В первый год после начала полномасштабного вторжения в 2022 году сокращение составило 7%, что незначительно превышало предыдущий год, несмотря на боевые действия и временную оккупацию части территорий. В 2022/2023 учебном году темпы уменьшения количества школ замедлились до 2,3%, но к 1 сентября 2024 снова немного выросли — до 3%. В общей сложности за три года войны количество школ сократилось более чем на 12%, что соответствует примерно 1,7 тысячи заведений.

Что касается кадрового состава, то уменьшение количества педагогов также началось еще до активной фазы войны. В 2020/2021 учебном году численность учителей снизилась на 1%. Однако уже в 2021/2022 учебном году, на фоне начала боевых действий, спад составил 7,6%. В 2022/2023 этот показатель составлял еще 3%, а в 2023/2024 – 2,3%. Таким образом, общее снижение количества работников образования за три года (с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2024 года) составило около 12,4%, или 54 тысячи человек. Такая ситуация возникла не внезапно и не стоит списывать все на вину.

Украинское образование уже давно живет в режиме бесконечных реформ, с каждым новым правительством получающих новые лозунги, методички и нормативную базу. Однако одно остается неизменным: учитель в этой системе выступает самым бедным и менее защищенным ее элементом. Почему-то чиновники, придумывая разные реформы, не понимают того факта, что в обществе, где образовательный труд девальвирован не только финансово, но и морально, любая реформа обречена на неудачу. И ни одна концепция, даже такая амбициозная, как Новая украинская школа, не сработает там, где учитель постоянно борется за выживание, нечем заплатить за коммунальные услуги и лекарства.

Официальные документы в виде законов, постановлений, программ, стандартов, вроде бы регулярных надбавок и повышения тарифных разрядов выглядят очень убедительно. Но эта красивая бумажная архитектура разбивается о цифры в платежках. В украинской системе оплаты труда, особенно в бюджетной сфере, долгое время царит условное равенство, которое на практике означает отсутствие справедливых критериев оценки сложности и ответственности работы. Основой этой системы является тарифная сетка, утвержденная Кабинетом Министров, определяющая должностные оклады в зависимости от квалификации и характера исполняемых обязанностей. Однако она давно не отвечает экономическим реалиям.

Самый низкий первый тарифный разряд оценен всего в 3195 грн. И это притом что минимальная зарплата в Украине в 2025 году установлена ​​на уровне 8000 грн. Разница компенсируется за счет «потягивания» доплатами, но это не решает системной проблемы: до 14-го тарифного разряда включительно, а именно этот уровень имеют учителя с более высокой категорией, фактическая ставка все равно ниже минимальной.

Для понимания ситуации есть следующие расценки: преподаватель с высшей квалификационной категорией получает базовую ставку 7732 грн, а учитель без категории — около 5800 грн. Правительственная надбавка в 10% к тарифной ставке, введенная еще в 2017 году, поднимает цифры до 8500 грн и 6400 грн соответственно, но это до налогообложения. Теперь сравним эти цифры с рынком. За статистикой В 2024 году средняя зарплата официанта составляет 20 тыс грн, кассира — 18,5 тыс грн, охранника — 15 тыс грн, уборщика — 12 тыс грн. Эти профессии не нуждаются в высшем образовании, не предусматривают ежедневные часы самоподготовки, проверки работ, участия в вебинарах и курсах повышения квалификации.

В результате молодой специалист, инвестировавший в свое образование 5–6 лет жизни, сталкивается с реальностью, где его доход в 2–3 раза меньше, чем у представителей физического труда без специальности. Ему обещают, что с годами ситуация изменится, но только при условии, что он будет работать сверх нормы, выдерживать нагрузку в полторы ставки и ждать десятилетиями. В таких условиях в школах остаются те, кто может позволить себе работать «для души» — часто благодаря финансовой поддержке семьи или через приближение к пенсионному возрасту. Иными словами, молодые и квалифицированные специалисты просто не задерживаются в системе, которая не гарантирует даже элементарную финансовую безопасность.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Глобальная катастрофа веры: каждый седьмой христианин в опасности

Проблема, однако, не только в бедности учителя. Она в том, что общество больше не видит авторитета в профессии учителя. Родители, которые зарабатывают в полтора-два раза больше, работая охранниками, уборщиками или кассирами, презирают педагога, который, даже имея хорошее образование, так и не смог «занять свое место под солнцем». Школа уже давно напоминает социальный центр наблюдения, где ребенка должны занять, пока взрослые заняты «настоящей» работой. И это пренебрежение становится системным, потому что само государство официально через постановления, противоречащие законам, закрепляет его.

Статья 61 Закона «Об образовании» прямо предполагает, что должностной оклад педагогического работника самой низкой категории должен составлять три минимальные заработные платы. В 2025 году это – 24 000 грн. Реально учитель без категории получает 5800–6400 грн до налогообложения. Очевидное отличие является прямым доказательством того, что даже фундаментальные нормы законодательства не выполняются. Министерство образования и науки привыкло «объяснять», почему сейчас не время. Но такое «сейчас» продолжается уже десятилетиями, поэтому эти объяснения теряют всякий смысл.

Как видим, реформа без финансирования превращается в имитацию процесса, цель которого состоит лишь в демонстрации активности, не меняя ничего в основе. Именно поэтому у нас есть красивые стандарты, новые подходы, интегрированные программы, цифровые дневники и уставший учитель, который каждый вечер отрабатывает очередной обязательный вебинар, чтобы завтра снова объяснять детям, почему все это «имеет смысл». И пока они приходят на работу, система держится на людях, а не на политиках.

Очевидно, что без радикального пересмотра подходов к оплате труда педагогов вся система школьного образования в Украине превращается в утопию. Когда молодежь отказывается поступать в педагогические университеты, а действующие специалисты уезжают или увольняются, следует признать очевидное, что Министерство образования и науки (МОН) не уважает и не ценит образовательное и не способно эффективно реформировать образование, а рынок труда с легкостью уничтожает его. Можно сколько угодно планировать стандарты 2030-го или 2040-х годов, но в этих планах уже сейчас нет главного — тех, кто должен их реализовывать. И если государство немедленно не вернется к образованию лицом, то в следующее десятилетие мы встретим без учителей.

Государственный аппарат на зарплатном Олимпе: кто платит чиновникам, когда страна экономит на учителях

В то время как бюджетная сфера в Украине балансирует на грани выживания, а учителям не хватает средств на адекватную заработную плату, как утверждают чиновники, государственный аппарат продолжает демонстрировать относительную финансовую стабильность, которую трудно объяснить потребностями страны в условиях войны и общего дефицита ресурсов.

За данным Министерства финансов Украины, средняя зарплата в центральных органах исполнительной власти в 2025 году составляет 51,4 тыс. грн. Это на 7 тысяч больше, чем год назад, и почти в четыре раза больше среднего дохода школьного учителя с высшей категорией. Такой разрыв в оплате труда стал хроническим маркером кадровой политики государства, где преданность общественному служению оценивается вовсе не по вкладу, а по статусу.

Лидером по размеру средней зарплаты стала Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), где 532 работника получают в среднем 90,1 тыс. грн в месяц. Руководитель этого органа имеет еще более впечатляющий показатель — 294,3 тыс. грн или более 350% средней зарплаты по стране.

На втором месте находится Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) со средней зарплатой 79,4 тыс. грн, при этом зарплата руководителя НАПК — 243,2 тыс. грн. грн. Для сравнения, эта сумма равняется годовой зарплате среднего учителя в государственной школе. Ирония в том, что НАПК, созданное для контроля за прозрачностью доходов, как раз оказалось в списке рекордсменов по расходам на оплату труда.

Третьим в перечне значится Антимонопольный комитет Украины, работники которого получают в среднем 77,4 тыс. грн. На фоне этого гротескной выглядит зарплата специалиста по геодезии или детским делам — 28–35 тыс. грн, что в полтора-два раза меньше.

Особое место занимает вновь Министерство национального единства, зарплата руководителя которого составляет 401,4 тыс. грн. Это около 50 минимальных пенсий или более 40 зарплат учителя начальной школы. Абстрактность самого ведомства и отсутствие четких общественно важных результатов лишь усиливают чувство диспропорции.

Системная аномалия: зачем платить больше?

На первый взгляд, высокие зарплаты в государственном аппарате можно объяснить конкуренцией с частным сектором или ответственностью должностей. Однако даже поверхностный анализ доказывает другое: в подавляющем большинстве случаев высокие выплаты не коррелируют с эффективностью или прозрачностью работы органов. Следует отметить, что большинство структур с высокими зарплатами работают в сфере нормативного или контролирующего регулирования, а не в секторах, непосредственно производящих общественное благо, т.е. образование, медицина, наука, культура. В результате формируется парадоксальная ситуация, когда государственная машина, которая должна быть сервисной, получает приоритет в ресурсах над теми, кто ежедневно обеспечивает базовую жизнь.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Современные мошеннические схемы: как им противостоять

Как видим, государство сделало все, чтобы в 2025 году учителя в Украине находились в статусе «второсортных бюджетников», которым правительство не может гарантировать даже выполнение норм действующих законов по оплате труда. При этом на содержание центрального госаппарата ежемесячно каким-то волшебным способом находятся сотни миллионов гривен, часть из которых идет на рыночную компенсацию кадрам, которые, в отличие от педагогов, не имеют прямого контакта с реальностью большинства украинцев.

Очевидно, это не просто социальная несправедливость, а системная девальвация принципов служения, эффективности и приоритетности общественных задач. И если такие приоритеты не будут изменены, страна рискует окончательно потерять не только кадровый резерв в ключевых областях, но и остатки доверия к самому понятию «государственная служба».

Учитель за границей – профессионал, а в Украине – выживатель

В Финляндии учитель педагог рассматривается как ценный государственный ресурс. В Германии он является представителем элиты общественного сектора. В Канаде учительская профессия – одна из самых уважаемых, требующая сложного конкурсного отбора и дающая стабильную жизнь среднего класса. В Южной Корее учителя являются воплощением авторитета. В то время как в Украине учитель выживает, тянет, держится на энтузиазме и кофе, а в глазах многих родителей является воплощением неудачника. И здесь цифры говорят лучше любых эмоций.

Так, например, в Германии средняя заработная плата учителя составляет от 4000 до 5500 евро в месяц в зависимости от земли, опыта и уровня образования.
В Финляндии заработная плата педагога варьируется от 3500 до 4200 евро и имеет тенденцию расти с годами. Во Франции учителя зарабатывают около 2800–3500 евро в месяц, и это в государственных школах. В Польше молодой учитель получает 1200–1500 евро, а опытный – до 2000 евро. В Чехии педагогам насчитывают 1400–2000 евро, и это уже после уплаты налогов. На фоне таких зарплат украинский учитель высшей категории, работая на полную ставку, получает менее 8500 гривен до налогообложения, что составляет менее 200 евро. По сравнению с уборщицей, которая за свой труд получает 12 000 грн, учитель выглядит настоящим нищим.

То есть в Европе, учитель пользуется уважением и ценится государством, как высокообразованный, квалифицированный, хорошо оплачиваемый специалист, который не думает, где взять деньги на зимнее пальто или за что печатать рабочие тетради для класса. В Украине педагоги, даже имея два высших образования, стаж и портфель с самодельными дидактическими материалами, не уверены в своем завтрашнем дне.

Рынок труда в развитых странах оценивает учителя не по расплывчатым громким критериям «призвания», а по четким характеристикам: сложность труда, влияние на будущие поколения, необходимость постоянного профессионального развития, нагрузки, ответственность. Это профессия, формирующая базу человеческого капитала нации. В Украине учитель выступает такой бюджетной единицей, которую нужно «оптимизировать», «подтянуть к нормативам», «удержать в рамках образовательной субвенции».

Когда молодые люди в Европе выбирают карьеру в образовании, они понимают всю сложность этой профессии, но в тоже время уверены в заработке за такую ​​нагрузку. Пока украинское правительство все апеллирует к войне, нехватке ресурсов и необходимости перераспределения, образовательная система медленно, но уверенно скатывается к точке невозврата. И такая ситуация была всегда, даже до войны. Для учителей постоянно не хватает средств. Когда государство платит учителю меньше водителя мусоровоза, оно тем самым откровенно заявляет, что знания в стране ничего не стоят. Образование является лишь условностью в виде бумажки-диплома, не имеющей никакой пользы.

А пока в украинской школе учитель все больше напоминает Дон Кихота — благородного, но уставшего путешественника, который продолжает вести свой бой с ветряными мельницами образовательной системы. Вооруженный не копьем, а указками, методичками, бесконечными вебинарами и бумажной отчетностью, он каждый день отправляется на урок, словно в очередной поход за справедливостью, надеясь, что мир признает важность его миссии. Но вместо верного Санчо Пансы ему достаются электронные журналы, вместо дамы сердца у него затертый портрет “Новой украинской школы”, а вместо поддержки государства получает мизерные надбавки, которых едва хватает на оплату коммунальных услуг. И пока чиновники отчитываются об «удачных реформах», наш образовательный Дон Кихот каждое утро возвращается в класс не потому, что верит в систему, а потому, что до сих пор верит в детей. Но и преданным рыцарям нужен не только идеал, но и опора в виде достойной зарплаты. Ибо даже мечты не выдерживают постоянной девальвации.

Отсутствие повышения зарплат для учителей в ближайшей перспективе означает постепенную потерю квалифицированных кадров, особенно в регионах, где образовательная инфраструктура и так находится на грани функционирования. Молодые специалисты не выбирают профессию, которая не гарантирует элементарную финансовую стабильность. Опытные работники переходят в другие сферы или покидают систему.

В среднесрочной перспективе это приведет к хроническому дефициту учителей, снижению качества учебного процесса и дальнейшей маргинализации школьного образования. Государство постепенно теряет контроль за воспроизводством квалифицированной рабочей силы. Иными словами, решение, которое сегодня выглядит как вынужденный компромисс, закладывает долговременные риски для функционирования образования как сферы, критически важной для послевоенного восстановления. Поэтому правительству следует помнить: страна без учителей – это государство без будущего с деградированным обществом.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button