Экономические

Право первого инвестора: США закрывают Европе дверь в украинскую экономику

США стремятся контролировать все ключевые инфраструктурные и ресурсные инвестиции в Украину, что может дать им право вето на участие других союзников Киева и поставить под угрозу вступление Украины в Европейский Союз.

Администрация Дональда Трампа согласно проекту соглашения, полученному Новости Блумберга, требует предоставить США «право первого предложения» (right of first offer) на инвестиции во все проекты, связанные с инфраструктурой и природными ресурсами в Украине.

Если это соглашение будет подписано, Соединенные Штаты получат огромное влияние на инвестирование в Украину — включая дороги, железные дороги, порты, шахты, нефть и газ, а также добычу критически важных полезных ископаемых. после полномасштабного вторжения в Россию.

Такие намерения уже вызывают серьезную обеспокоенность среди украинских и европейских должностных лиц. Мероприятия по поддержке Украины, если европейские страны почувствуют, что США отодвигают их от процесса восстановления и развития Украины. Кроме того, приоритетность прав США на украинские ресурсы может создать новую форму внешнего управления уже не со стороны МВФ или Всемирного банка, а непосредственно из Вашингтона.
Этот вопрос, по всей видимости, станет предметом острых дискуссий между Киевом, Вашингтоном и Брюсселем в ближайшие месяцы.

Право первого предложения: инструмент экономического контроля?

Согласно проекту нового соглашения между США и Украиной, предложенным администрацией Дональда Трампа, Соединенные Штаты требуют закрепления так называемого «права первого предложения» (право первого предложения) во всех будущих инвестиционных проектах, связанных с украинской инфраструктурой, природными ресурсами, энергетикой и критически важными минералами.

На практике это означает, что перед тем, как Украина сможет обсуждать любую инвестиционную инициативу с другими государствами или частными партнерами, она будет обязана сначала предложить ее Соединенным Штатам.

Такой механизм — непрямой, но действенный инструмент экономического контроля. Он не запрещает сотрудничество с другими странами прямо, но значительно усложняет ее.

Формально – нет, ведь «право вето» означало бы возможность полностью запретить или заблокировать участие третьих сторон, даже если США сами не заинтересованы в участии. Но по существу – по крайней мере частично. союзников Украины, в частности европейских, японских или южнокорейских компаний; может противоречить политике добрососедства и критериям экономического суверенитета, которые требует Европейский Союз от стран-кандидатов на вступление.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  США возвращают 25% пошлину на украинскую сталь: кто виноват и что будет дальше

Таким образом, в условиях послевоенного восстановления Украины и стремления к европейской интеграции такое положение может рассматриваться как форма неоколониального давления, где под прикрытием «партнерства» фактически создается асимметричная зависимость.

В каких странах используются подобные формы экономического влияния?

Прежде всего, упомянем китайские инвестиции в Африке и Юго-Восточной Азии, ведь Китай активно инвестирует в инфраструктурные проекты, энергетику и добычу полезных ископаемых в этих регионах. Хотя конкретные механизмы, подобные «праву первого предложения», не всегда публично раскрываются, известно, что китайские инвестиции часто сопровождаются условиями, обеспечивающими приоритетный доступ к ресурсам или рынкам. Например, в Юго-Восточной Азии Китай является главным инвестором в Мьянме, он также увеличил прямые иностранные инвестиции в Сингапур.

В качестве примера можно также привести всестороннее региональное экономическое партнерство (СРЭП). устанавливает приоритеты и правила экономического сотрудничества между участниками.

Следует упомянуть также о государственном регулировании инвестиций. Во многих странах Африки и Юго-Восточной Азии существуют законодательные ограничения и требования иностранных инвестиций, которые могут включать предоставление приоритета национальным компаниям или установление специальных условий для иностранных инвесторов.

Мотивация США: компенсация или стратегическая перезагрузка?

Выступая в четверг в Белом доме, Трамп сообщилСША планируют подписывать соглашения о редкоземельных металлах и минералах во всем мире, но особое внимание США в этом контексте будут уделять Украине.

«У нас все хорошо в отношениях с Украиной и Россией, и одно из наших дел – подписание в ближайшее время соглашения с Украиной о редкоземельных металлах.”, – сказал он, не раскрывая подробностей.

На фоне заявлений администрации Трампа о том, что США имеют право на «компенсацию» за помощь Украине, предложенное право первого предложения выглядит не только как экономический механизм, но и как инструмент политического давления.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Битва за минералы: Запад и Китай соревнуются за ресурсы

В этом контексте «право первого предложения» перестает быть формальным инвестиционным инструментом и приобретает черты геополитического рычага — с помощью которого США могут частично компенсировать отсутствие активного участия в переговорах ЕС по послевоенному восстановлению, но в то же время претендуют на контроль над наиболее перспективными активами Украины.

Золотая акция для Соединенных Штатов

Согласно проекту соглашения, США через свою Международную корпорацию по финансированию развития (DFC) будет контролировать инвестиционный фонд, номинируя трех из пяти членов совета директоров.

Это означает, что Соединенные Штаты будут иметь значительный контроль над тем, как будут использоваться средства, которые будут вкладываться в инфраструктурные проекты в Украине, а также над тем, какие решения могут быть приняты относительно направлений этих инвестиций. Соглашаются. Такая система фактически дает США контроль над многими стратегическими аспектами украинских проектов, несмотря на то, что часть управления будет оставаться в руках Украины.

Согласно проекту соглашения, правительство Украины будет обязано передавать 50% прибыли от всех новых проектов, связанных с природными ресурсами и инфраструктурой, в специальный фонд. инвестиции будут компенсированы в полном объеме.

Это создает юридическую “серую зону”, которая может иметь критическое значение для Украины.

Украина также должна будет подавать все новые проекты на рассмотрение фонда как можно раньше.

Кроме того, проект предусматривает, что у правительства США будет приоритетное право покупки украинских металлов, минералов, нефти и газа на коммерческих условиях — даже если финансирование проекта не осуществляется через фонд.

Отдельный пункт соглашения запрещает Украине продавать критически важные минералы странам, являющимся «стратегическими конкурентами» Соединенных Штатов Соглашение не имеет срока действия.

Война продолжается, но переговоры уже ведутся не только о оружии, но и об инвестициях, контроле над ресурсами и доступе к ключевым секторам украинской экономики. акция», контроль над фондами и решениями. Все это превращает экономическую поддержку в средство стратегического управления. В условиях стремления к европейской интеграции и борьбе за сохранение суверенитета Украина вынуждена искать баланс между необходимостью привлекать ресурсы и риском оказаться в новой системе зависимостей — теперь не только от Востока, но и от Запада.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button