Сколько Украина тратит на лоббистские услуги в США

Согласно официальным данным, обнародованным в системе регистрации иностранных агентов США (FARA), в 2024 году Украина потратила 62,5 тысячи долларов государственных средств на лоббирование в США. Это в шесть раз меньше, чем в 2023 году (366,7 тыс. долларов) и в семь раз меньше, чем в текущем году, потратила Россия — 461,2 тысячи долларов. При этом общая сумма, которую Украина направила на лоббистскую деятельность в США с начала полномасштабной войны в 2022 году, составляет 5,4 миллиона долларов, в то время как Россия за тот же период потратила 11,8 миллиона долларов. Об этом сообщает Открытая база данных.
Хотя в 2024 году РФ тоже значительно сократила объемы финансирования — в 18 раз по сравнению с 2023 — даже в таком уменьшенном виде российское лоббистское присутствие в США остается в 7,4 раза мощнее украинского. Это означает, что даже в условиях санкций, международной изоляции и политического давления Россия сохраняет каналы влияния на американский политический процесс.
Следует обратить внимание и на динамику в других странах региона. В частности, Польша, которая является одной из самых последовательных партнеров Украины в контексте поддержки безопасности, в 2024 году потратила на лоббизм в США 245,2 тысячи долларов. Это тоже меньше, чем в предыдущие годы, но в четыре раза больше, чем выделила Украина. В 2022 году польские расходы составляли почти 2 миллиона долларов, а в 2023 — 1,29 миллиона.
Данные FARA позволяют сравнить не только абсолютные цифры, но и тенденцию. Украина, которая в 2022 году резко увеличила расходы на внешнее лоббирование почти до 5 миллионов долларов (по сравнению с 980 тысячами в 2021), уже через два года снизила финансирование практически до символического уровня. В 2024 году доля Украины в американском лоббистском рынке выглядит почти незаметной.
В настоящее время в США официально зарегистрировано более 6 800 лоббистских компаний, из которых около 500 активны. Именно эти структуры формируют доступ к сенаторам, конгрессменам, экспертным аналитическим центрам и медиа, влияющим на принятие законов, в частности о военной помощи, пакетах финансирования, санкционных режимах и политических инициативах.
На этом фоне выглядит показательным то, что закон о лоббизме, который в марте 2024 года подписал Владимир Зеленский, пока не заработал на практике. Его цель заключалась в регулировании, прозрачности и институционализации лоббистской деятельности в Украине, что могло стать шагом к созданию более системного влияния за пределами страны. Но механизм реализации закона до сих пор остается во взвешенном состоянии, без понятных процедур, подзаконных актов и государственных решений.