Уроки финансовой устойчивости: как опыт Нью-Йорка 1970-х поможет Украине

Полезным навыком является способность ретроспективно анализировать чужой опыт, даже если он не всегда удачен. Это позволяет усваивать уроки и использовать их в своей практике. Особенно когда такие примеры демонстрируют потребность в усилении фискальной и социально-экономической политики на уровне города, области или государства.
В этом контексте показательна история экономического упадка и дальнейшего выхода из кризиса Нью-Йорка в 1970-х годах — крупнейшего города США и мирового финансового центра. Однако кризис изменил подход к управлению, подняв на первый план не столько переговоры и компромиссы, сколько риторику финансовой необходимости и рыночных законов.
Сегодня финансовые кризисы нередко сопровождаются обвинениями в адрес госслужащих и критикой социальных программ. В последние годы несколько американских городов, таких как Детройт, Стоктон и Сан-Бернардино, объявили о банкротстве. Эти потрясения в большинстве своем поражают города, которые уже давно находились в финансовых затруднениях. К примеру, упадок Детройта известен годами, но в 1970-х финансовые трудности Нью-Йорка стали настоящим шоком для многих.
Спасение утопающего – дело рук самого утопающего
В мае 1975 года мэр и губернатор Нью-Йорка встретились с президентом Фордом, чтобы попросить финансовую помощь для города, находившегося на грани банкротства. Форд отказался помогать, и Нью-Йорк вынужден был самостоятельно решать свои проблемы. В течение года город пытался уйти от дефолта, сокращая социальные и муниципальные услуги. Фискальный кризис 70-х годов и последующие сокращения бюджета сменили город, и эти изменения ощущаются до сих пор.
К 1975 году, когда рецессия охватила США, банки и инвесторы стали более осторожно относиться к долгам Нью-Йорка. Бизнес-лидеры потребовали от мэра сокращения расходов и сбалансирования бюджета. Весной банки закрыли рынок облигаций для города.
Без кредитов Нью-Йорк не мог выплачивать долги и зарплаты. Государство создало Корпорацию муниципальной помощи по выпуску специальных облигаций, но это не помогло. Тогда был создан Совет по чрезвычайному финансовому контролю для надзора за финансами города. В конце концов, с помощью федерального правительства город заключил соглашение с банками и профсоюзами, что спасло его от банкротства, но привело к значительным сокращениям бюджета и повышению тарифов.
Финансовый кризис Нью-Йорка был вызван местными экономическими проблемами, высокими затратами на Medicaid и социальное обеспечение, а также дефицитным финансированием. Она стала символом краха либерализма 70-х годов. Нью-Йорк тогда воплощал социал-демократическую политику с сильной системой социальной защиты, поддержкой рабочих и верой в роль правительства в помощи отверженным. В 1975 году город имел много государственных больниц, общественный транспорт, государственное жилье, детские сады, школы и бесплатное высшее образование. Однако финансовый кризис показал, что город больше не может поддерживать подобные услуги. Как писал Кристофер Леш, мечтавшие о мировой власти теперь не могли управлять даже Нью-Йорком.
Финансовый кризис Нью-Йорка 1970-х годов стал для консерваторов символом провала либеральной политики. Они считали, что город потерял контроль над своими расходами и действовал безответственно. Президент Форд, в своей речи в октябре 1975 года, отметил: «Другие города, другие штаты, а также федеральное правительство не защищены от коварной болезни, которой страдает Нью-Йорк… Если мы продолжим тратить больше, чем зарабатываем, предоставлять больше благ и услуг, чем можем себе позволить, день расплаты наступит и для Вашингтона, и для всей страны, так же, как это произошло для Нью-Йорка».
Что такое платежный баланс по Мойнихану
Консервативные советники Форда были против оказания помощи Нью-Йорку. Лишь после значительного давления со стороны влиятельных лиц администрация согласилась предоставить кредиты городу при условии, что он сбалансирует свой бюджет.
Мойниган, позже ставший сенатором США, рассчитал взаимозачет федеральных расходов и налоговых поступлений для каждого штата, который он назвал «платежным балансом». В конце концов Нью-Йорк провел реформы, которые стали возможны только благодаря жесткой любви Форда, которые позволили разрешить финансовый кризис города. Однако показатель платежного баланса Мойнихана продолжает жить, рассчитывается ежегодно Институтом правительства Рокфеллера Университета штата Нью-Йорк.
Финансовый кризис в Нью-Йорке 1970-х годов привел к смене руководства города. Старых демократов заменили молодые либералы, поддерживавшие бизнес. Они считали сокращение бюджета необходимым и стремились к эффективности, отходя от традиционной поддержки рабочего класса.
Кризис вызвал массовые протесты. Жители Нью-Йорка боролись против сокращений, обвиняли банки в отказе занимать деньги и организовывали демонстрации. Это привело к новому политическому размежеванию и росту консерватизма в городе.
Финансовый кризис в Нью-Йорке 1970-х годов может казаться дальним воспоминанием, как старые граффити на вагонах метро. Однако его последствия ощущаются и сегодня: уменьшены ожидания от государственного сектора и сложные условия для среднего класса. Современные власти города сосредоточены на привлечении частных инвестиций, что привело к росту неравенства.
Сначала дай, а потом проси
Институт Рокфеллера исследует объемы федерального финансирования, которое создает и получает каждый штат, и чистую разницу между ними, которую ныне покойный сенатор Мойниган именовал платежным балансом государства. Ежегодный анализ платежного баланса Института Рокфеллера помогает политикам понять, есть ли слишком большое перераспределение финансирования или слишком мал. Ведь последствия бюджетных решений могут сильно повлиять на экономики своих государств и на жизнь своих избирателей.
В своем последнем докладе Институт Рокфеллера показывает, хотя большинство штатов «получают» больше, чем платят (поскольку США имеют большой дефицит федерального бюджета), наиболее неблагоприятные штаты по этому показателю, как правило, являются демократическими, тогда как их антиподы симпатизируют республиканцам. Суть исследования и причина, почему Нью-Йорк платит за подготовку этой аналитики в том, чтобы утверждать (как Мойниган делал в течение десятилетий), что штаты с чистыми плательщиками заслуживают большей федеральной щедрости.
Как Украина может применить эти уроки
Украина, вероятно, могла бы извлечь несколько важных уроков по финансовому кризису и последующему восстановлению Нью-Йорка, чтобы преодолеть собственные экономические вызовы. Хотя этот опыт будет более полезен в мирное время, принципы реформ Нью-Йорка могут пригодиться и сегодня. Как и Нью-Йорк, проведший значительные реформы для стабилизации финансов, Украина должна сосредоточиться на долгосрочной экономической стабильности, а не на временных решениях. Это предполагает решение таких ключевых структурных проблем, как коррупция, неэффективное расходование государственных ресурсов и уклонение от уплаты налогов. Развитие сильных и прозрачных институтов является необходимым условием для успешного внедрения реформ и их поддержки в будущем. Кроме того, Украине следует развивать более продуктивное сотрудничество между центральной властью и местными органами самоуправления. Государственная поддержка должна использоваться стратегически для стимулирования местных реформ и развития инфраструктурных проектов.
Предоставление местным органам власти большей автономии и ресурсов может привести к более эффективным и индивидуальным решениям местных проблем.
Адвокация, основанная на данных, то есть использование статистики для демонстрации региональных взносов и потребностей, может стать важным инструментом обеспечения справедливого распределения ресурсов. Аналогично концепции платежного баланса, это позволит аргументированно отстаивать интересы регионов, которые вносят значительный вклад в национальную экономику, обеспечивая им соответствующую поддержку. Достижение консенсуса среди политических лидеров относительно необходимости экономических реформ и равномерного распределения ресурсов является решающим шагом. Это требует прозрачного общения и ориентации на общенациональные интересы, а не на узкопартийные цели.
Для предотвращения финансового кризиса важно строго соблюдать бюджетные ограничения и избегать чрезмерных заимствований. Это предполагает установление реалистических бюджетных показателей и тщательный мониторинг расходов. Повышение прозрачности и подотчетности государственных финансов поможет укрепить общественное доверие и обеспечить эффективное использование ресурсов. Сотрудничество с международными организациями и другими странами может предоставить техническую поддержку, финансовые ресурсы и доступ к передовым практикам для реализации реформ. Создание стабильной и прозрачной экономической среды является важным фактором для привлечения иностранных инвестиций, играющих ключевую роль в стимулировании экономического роста и развития.
Татьяна Морараш