«Вышиванка — не броня»: министр образования Оксен Лесной и МОН получили шквал критики вместо праздничных ругательств

Нынешнее празднование Дня вышиванки для Министерства образования и науки Украины оказалось зеркалом глубокого общественного недовольства. Пост, который министр Оксен Лесной опубликовал на своей публичной странице в Facebook имел все для стандартного правительственного этикета: фото с коллективом, торжественный тон, патриотическое наполнение.
Подпись была образцово стилизована:
Вышиванка — не предмет гардероба. Это наш нематериальный актив.
Способ идентификации «свой/чужой».
Элемент нашей идентичности.
Перекликание эстетики вышиванки с европейской традицией является еще одним свидетельством нашей европейской культурной принадлежности».
Однако праздничный тон быстро растаял под давлением комментариев. Вместо одобрений фото, реакция украинцев оказалась совершенно противоположной, и это уникальный случай, когда все комментарии были критическими. У них не было ни поздравлений, ни эстетических комплиментов. Все без исключения критиковали министерство и его руководителя. Люди написали о реальных проблемах в сфере образования: отмена финансирования малокомплектных сельских школ, отсутствие комплексной стратегии образовательной реформы во время войны, хаотические решения по дистанционному обучению, недофинансирование инклюзивного образования и упадок системы профессиональной подготовки.
Одними из самых распространенных лейтмотивов были: «Вышиванка не заменяет работы», «Хорошие слова — не бюджет для школ», «Пока вышиваете — учителя выживают», «Идентичность — это не только одежда, это еще и доступ к образованию».
Вот подборка комментариев под постом Оксена Лесного:
Юрий Панасюк:
«Даже вышиванка пустую душу не прикроет. Делайте уже что-то понятное с образованием, а то эта отрасль, под вашим чутким руководством, врежет дуба».
Oleksandr Chernokon:
«Наконец-то мы увидели кого «благодарить» за бесконечные курсы, бессмысленные программы и методические рекомендации, конкурсы, соревнования, флешмобы, фотоотчеты, три оценки… нищие зарплаты… и за чай без сахара в школьных столовых».
Мирослава Пигур:
«Разрушаем образование — патриотически!».
Елена Кривцунова:
«Праздник! Дожил, доработал МОН, что почти ни одного положительного комментария. Стыд. Сколько работников! Почему вы не реагируете на петиции, на обращение?».
Москаленко Татьяна:
«Нормы о закрытии сельских школ 45/60 учеников — это патриотично! Такое преступление уничтожение украинского села не прикрыть ни одной вышиванку! Думайте!!!».
Olya Ul’ko:
«Лесной хоть понимает, что такое зарплата в 7 тысяч гривен? Верните престиж для учителя, который был раньше! Повесили на учителя все, что надо и не надо! Пусть вспомнит, что у учителя тоже есть свои дети и своя личная жизнь!».
Юрий Лукшиц:
«Вышиванки есть, значит, можно воровать».
Николай Гладюк:
«Уничтожать образование, надев вышиванку, — цинизм высшего уровня».
Бернс Анджела:
«Мать родная, хата темная. Какая куча министерского дерьма. Ни обойти, ни бульдозером убрать. Но ведь в вышиванку надо упереться. Вы на похороны образования так оделись? Есть за что купить вышиванку… Зарплата по 100 тысяч! …а у учителей…».
Olesa Hunchyk:
«Продажные лицемеры, разрушающие образование — то есть будущее Украины. Не стыдно одевать вышиванки?»
Нина Гордей:
«Увидели, сколько… ненужных кабинетных бумаготворцев получают зарплату и теряют образование».
Светлана Никифорук:
«Дайте нормальную зарплату Учителям!!!
Вы там изверги безбожные и не милосердные!
Грешат, когда сокращают Учителей, закрывают школы».
Алла Алла:
«Еще такого хаоса и унижения образование не было как сейчас. МОН, вы кто????».
Леонид Березовский:
«Пиарщик-плагиатор! Истребитель украинского образования!»
Любовь Панасюк:
«Люди, достойные носить вышиванку, сейчас одеты в пиксель».
Ольга Шевченко:
«Оставьте в покое образование, уже потеряли все, что можно было потерять».
Роман Сергиенко:
«Прикрывать унижение, нарушение Конституции Украины и конституционных прав граждан, прикрывая это вышиванкой… Это не патриотизм».
Анатолий Скулинец:
«Позор министерству, которое ничего полезного не сделало ни для людей, ни для студентов».
Лидия Бабюк:
«Тунеиды… вредители… бездари…».
Эта реакция не просто эмоциональная «атака в Facebook». Это симптом уставшего, но активного гражданского общества, критикующего МОН за неэффективные действия и уничтожение образования в Украине. И это впервые за последние годы, когда даже в символические дни государственная структура не получает индульгенцию патриотической визуальностью. Общество посылает четкий сигнал: красивые лозунги и фото – это хорошо, но они не могут существовать вместо действий. В случае МОН этот запрос звучит особенно громко, поскольку образование является фундаментом выживания в условиях войны, не меньше обороны или дипломатии. И именно поэтому реакция общества на праздничный пост была столь бескомпромиссной.
Коммуникационно, пост должен стать способом продемонстрировать единство и национальную устойчивость в символический день, но отсутствие даже намека на признание кризиса в самой образовательной системе сделало его фальшивым. Этот случай может войти в историю цифровой коммуникации государственных органов в пример неожиданного, но вполне логического провала. Ибо речь идет не о хейте и манипуляции, а аргументированной, меткой и абсолютно единодушной реакции общества.
Этот поток критики первый беспрецедентный для постов государственного уровня в символический день. Это искренняя реакция педагогов, родителей и неравнодушных граждан, которые не увидели никакого смысла в показательном фото, но открыто заявили о системном разрушении образования.