Социальная

Забытые дети: жизнь в интернатах под бременем насилия и эксплуатации

В последнее время в медиапространстве появляется все больше ужасных новостей об избиении и безжалостной эксплуатации детей-сирот. За высокими стенами интернатов скрывается реальность, больше напоминающая страшный кошмар. Вместо заботы и безопасности эти дети оказываются в мире насилия, где их права нарушаются каждый день. Они живут в тесных, холодных комнатах, где стены покрыты плесенью, часто без должного питания, а самое страшное – под постоянным давлением воспитателей, которые вместо поддержки систематически издеваются над ними. Такие случаи шокируют и заставляют задуматься: как это возможно в современном мире? Почему деятельность детских учреждений не контролируется Министерством образования и науки и другими контролирующими органами, которые должны стоять на страже прав детей? Почему эти дети остаются невидимыми для общества, упорно отводящего взгляд от их страданий?

Как может учитель или воспитатель, человек, которому доверяют детей, использовать свою власть для издевательств и эксплуатации? Где Министерство образования и науки, которое должно стоять на страже прав этих детей? Почему проверки превращаются в формальные, ничего не меняющие процедуры? Эти вопросы остаются без ответа, а страдания продолжаются.

Беззащитные в мире жестокости

Эти дети потеряли все: семью, любовь, дом. Они чувствуют только одиночество и боль, а попадая в интернат, надеются на хоть какую-нибудь поддержку. Но вместо заботы они оказываются в ловушке жестокости, где воспитатели, которые должны быть их опорой, превращаются в настоящих палачей. В стенах интернатов, за закрытыми дверями, эти дети ежедневно страдают от побоев, унижений и изнурительного труда, которым злоупотребляют их же преподаватели. Они превращаются в рабов в системе, которая должна их защищать. Их детство уносит жестокая система, которая, кажется, забыла о человечности и элементарной заботе.

Дети, лишенные родительской защиты, попадают в интернаты с надеждой на убежище. Однако для многих из них эти надежды разрушаются под тяжестью издевательств и страха. Грязные подвалы, холодные комнаты, недостаточное питание – только начало того, что ждет их. Воспитатели, которые должны стать для них примером, издеваются над ними: избиения, оскорбления и унижения становятся привычным явлением. Ежедневная жизнь этих детей превращается в непрерывный ужас, из которого нет спасения.

Как можно представить себе учителя или воспитателя, поднимающего руку на беззащитного ребенка, унижающего его, заставляющего работать на хозяйстве интерната без какого-либо вознаграждения? Таких людей нельзя назвать педагогами – они теряют человеческий облик, превращаясь в тиранов, получающих удовольствие от чужих страданий. Они безнаказанно пользуются властью над детьми, которым никуда убежать и голоса которых никто не слышит.

Одним из таких мест ужасов стал учебно-реабилитационный центр на Львовщине, где руководство заведения прославилось тем, что вместо заботы и реабилитации совершало систематическое психологическое, физическое и сексуальное насилие над детьми, которые и без того оказались в тяжелых жизненных обстоятельствах. Дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах и дети с особыми образовательными потребностями оказались еще в худших условиях, чем они могли себе представить.

Шокирует, что издевательства над детьми продолжались со стороны их же воспитателей все это время, тогда как Национальная полиция и местные службы по делам детей и департамента образования оставались слепыми и глухими к заявлениям детей и лиц, действующих в их интересах, которые уже полгода пытались привлечь внимание к этим ужасным издевательствам.

В сети Интернет появилось видео, на котором зафиксирован момент избиения прутом воспитанницы воспитательницей реабилитационного центра, да еще и на глазах у других воспитанников. Шокирующий случай дошел до сведения Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрия Лубинца, который взял дело под личный контроль, а министерша социальной политики Оксана Жолнович заявила о важности проведения систематического контроля над условиями проживания детей в подобных учреждениях. И возникает вопрос, а это один такой случай? Вероятно, что этот инцидент стал лакмусовой бумажкой, обнаружившей насколько нездорова атмосфера во многих заведениях, где дети вынуждены жить в постоянном стрессе, не надеясь на защиту.

Несмотря на заявления представителей власти, на днях стало известно еще об одном доме-интернате в Закарпатской области, где директор поставлял своих воспитанников, как бесплатную рабочую силу на сбор яблок местному предприятию. В ходе проверки представителем власти в Закарпатской области выплыли также факты избиения одного из воспитанников самим директором. Свидетелями этого акта насилия были его заместитель и одна из воспитанниц, которые пытались остановить применение физической силы.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Борьба за второй шанс: сможет ли Украина преодолеть кризис донорства

Не брезговал директор и вымогательством средств из обездоленных детей. Так, при осмотре документации было найдено 12 заявлений, якобы от воспитанников, написанных одним почерком, в которых говорилось о просьбе использовать средства на сумму 5 100 грн, причем сама мебель не была учтена в заведении. И это при том, что такой случай нарушений не единичен. Ведь и раньше в интернате были обнаружены грубые нарушения прав детей. Как свидетельствуют отчеты мониторингового визита в приют:

  • дети школьного возраста не обеспечены надлежащим питанием;
  • нарушено право детей на образование, которые не являются носителями венгерского языка и должны учиться в 10-11 классах лишены права на образование, поскольку, в населенном пункте, в котором расположен Приют, для учащихся 10-11 классов имеется общеобразовательное учреждение I-III степеней только с венгерским языком обучения (дистанционное обучение не организовано);
  • рабочие места не пригодны для полноценного обучения, отсутствует доступ в Интернет.

Кроме того, отсутствуют условия комфортного проживания. Детские тумбочки не содержат личные вещи детей и средств гигиены. Стены в комнатах покрыты многолетней плесенью. Для детей с инвалидностью жизнь невыносима, потому что нет никаких условий для их передвижения. В условиях войны, когда перемещение к укрытиям играет первоочередную роль в сохранении жизни, в доме-интернате отсутствует такое помещение, а следовательно, нарушено право детей на жизнь и безопасность. Детство должно проходить в условиях радости и постоянного развития. В то же время, для воспитанников этого дома не предусмотрены никакие развлекательные и развивающие мероприятия, кроме просмотра фильмов и мультфильмов.

Ужасная ситуация существует не только в интернатах. Стало известно, как бесправны дети в следственных изоляторах. Подтверждением тому является Криворожское учреждение исполнения наказаний №3. Находясь в таких местах, дети не исправляются, а еще больше погружаются в мир тьмы, брошенные на произвол судьбы. Там дети могут ждать суд годами. Камеры переполнены и для каждого не хватает даже кровати. Подростки вынуждены спать на полу, в условиях вечного холода или жары. Гигиена – это роскошь, которую они могут позволить себе редко. Вместо горячей воды холодный душ раз в неделю, а туалеты часто не отделены от общего пространства.

Нередко несовершеннолетние становятся жертвами издевательств со стороны взрослых заключенных, ведь администрация СИЗО не всегда соблюдает правила распределения по возрасту. Драки, унижение, психологическое давление – все это становится частью их повседневной реальности. Ужасным остается состояние питания. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем или запреты на какие-либо продукты по другим причинам, то ему остается рассчитывать только на родных или передачи сокамерников, если они им согласятся помочь. Обычно дают баланду, которая воняет кислой капустой. В таких учреждениях, как следственные изоляторы, контроль за образовательным процессом отсутствует вообще. Во всех помещениях высок уровень антисанитарии. В этих заведениях досугом детей никто не занимается, отсутствует медицинская и психологическая помощь. Несовершеннолетние, проведшие годы за решеткой, не получают должного образования, не имеют навыков для интеграции в общество, а системное безразличие только углубляет их изоляцию. Даже после увольнения они остаются заключенными своего прошлого.

Но только ли в интернатах и ​​изоляторах дети остаются беззащитными. Случай на Харьковщине доказал, что даже в обычной школе месте, где дети должны быть в безопасности, подстерегает угроза. Так, правоохранители разоблачили бывшего учителя физической культуры, который по данным следствия в течение четырех лет, работая учителем в разных учебных заведениях города, совершал сексуальные действия насильственного характера над мальчиками 12-14 лет. Он стал олицетворением предательства педагогического призвания. Вместо того, чтобы учить детей не только силе тела, но и духу, он избрал путь унижения и удовлетворения своих болезненных нужд скрываясь за маской авторитета. В его руках было не только здоровье, но и доверие детей, которое он легко уничтожил. В таких поступках чувствуется пренебрежение к святости профессии учителя, требующей не только знаний, но и нравственности, отзывчивости и любви.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Военные эксперты в СМИ: надежные оценки или информационный шум?

Трудно понять, что люди, которые должны стоять на страже детских душ, призваны к самому святому делу — образованию и воспитанию, способны на жестокость. Учителя и воспитатели, которые должны быть светом в жизни детей, могут стать источником боли и унижения.  Они забывают, что каждый ребенок, каждый ученик – это личность, заслуживающая уважения и поддержки, независимо от своих возможностей или слабостей. Каждый ученик приходит в школу с надеждой на поддержку, понимание и знание, а случается так, что встречает безразличие или, что еще хуже, агрессию.

Но вопрос не только к так называемым педагогам. Где было Министерство образования и науки и другие контролирующие органы, когда под их стороной творился такой произвол? Неужели так углубились в процесс придумывания разрушительных реформ, что просмотрели самое главное – безопасность наших детей? Ответ может лежать на поверхности – система закрыта, а также те, кто имеет право проверять, часто закрывают глаза на происходящие внутри зверства. Отчеты, остающиеся только кипой бумаг, халатность чиновников, подкуп – все это позволяет преступлениям против детей продолжаться годами.

Отношение к детям-сиротам и образу учителя в зарубежных странах

В общем, в зарубежных странах сироты не считаются «забытыми» или «второсортными». Большое внимание уделяется тому, чтобы воспитатели были не только надзирателями, но и настоящими наставниками и защитниками. Поэтому в этих странах нравственный образ воспитателя ассоциируется с эмпатией, ответственностью и профессионализмом.

Во многих зарубежных странах моральный образ воспитателя имеет совершенно иную основу, основанную на принципах уважения, заботы и ответственности. Воспитателей рассматривают как людей, которые не только обеспечивают физическую безопасность детей, но помогают им развиваться эмоционально и социально. Этот подход базируется на понимании, что дети-сироты — это наиболее уязвимые члены общества, и они заслуживают особого внимания.

В зарубежных странах к воспитателям и учителям предъявляют высокие этические стандарты и профессионализм. Воспитатели во многих странах должны проходить специальную подготовку, которая включает в себя изучение детской психологии, техник эмоциональной поддержки и этических норм. Эта подготовка направлена ​​на то, чтобы воспитатели могли обеспечить не только уход, но и психологическую поддержку потерявшим семью детям.

В Европе и США сирот часто воспитывают в небольших группах или приемных семьях, где предпочитают индивидуальный подход. Это означает, что каждый ребенок получает внимание в соответствии со своими потребностями. Такой подход помогает детям чувствовать себя более защищенными и важными. В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки государство поддерживает программу социальной интеграции для сирот, где особое внимание уделяется развитию социальных навыков, психологической реабилитации и образованию. Воспитатели играют ключевую роль в том, чтобы помочь детям обрести себя в обществе, восстановить эмоциональное равновесие и развить уверенность в себе.

Сами воспитатели подлежат жесткому контролю со стороны государства, социальных служб и организаций. В случае нарушений прав ребенка, в частности издевательств или пренебрежения обязанностями, воспитатели сталкиваются с серьезными правовыми последствиями, а детей немедленно перемещают в безопасные условия. Воспитатели в странах, таких как Канада, Нидерланды и Швеция, часто сотрудничают с психологами и другими специалистами, чтобы помочь детям преодолеть психологические травмы. Они не только контролируют поведение детей, но и помогают им разрешать внутренние конфликты через терапию и общение. В большинстве западных стран воспитатели стремятся создать атмосферу, где дети могут чувствовать себя в безопасности. Дети-сироты здесь воспринимаются не как бремя, а как нуждающиеся в особом внимании и любви.

Издевательство над детьми в украинских детских заведениях — это позорный факт, у которого нет оправданий. Государственные органы, которые должны обеспечивать безопасность и защиту наиболее уязвимых, демонстрируют бездействие и безразличие к этим проблемам, иногда создавая видимость бурной деятельности. Каждый случай насилия – это провал всей системы, которая призвана стоять на страже детства. Отсутствие надлежащего контроля и наказания виновных лиц подрывает доверие к институтам, которые должны обеспечивать безопасность детей. Такое бездействие не только позволяет продолжать эти преступления, но и делает государство соучастником в этом процессе.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button