Юридическая консультация

Законодательные нововведения для военнообязанных: что изменилось в сентябре

Сентябрь 2024 стал переломным в законодательных вопросах, касающихся военной службы и мобилизации. Некоторые из этих изменений были долгожданными, а другие стали неожиданностью как для военнообязанных, так и для тех, кто оказывает правовую помощь. В условиях войны эти вопросы стоят особенно остро: новые вызовы для государства, увеличение количества мобилизационных волн, а также постоянная необходимость быстрой адаптации законодательства к реалиям на фронте. Эти изменения не только влияют на тех, кто уже находится в армии, но и на тех, кто еще может быть призван.

Юристы адвокатского объединения «Репешко и партнеры» прокомментировали ключевые нововведения в законодательстве, объяснили их суть и предоставили рекомендации, на что обращать внимание в новых условиях.

Новости, касающиеся прав и обязанностей военных или военнообязанных становятся безусловными хитами в СМИ. Открывая новость, никогда не знаешь какой именно окрас она несет – более положительная или отрицательная. Законодатели продолжают вносить изменения в нормативные акты, регулирующие военные отношения. Следует отметить, что появившиеся в последнее время изменения действительно положительные и долгожданные. Это именно тот редкий случай, когда инициатива государства идет на благо рядового гражданина. Итак, последние недели затронули следующие вопросы.

Отсрочка от призыва для несовершеннородных братьев и сестер погибших и пропавших без вести на войне

21 августа 2024 года Верховная Рада Украины приняла закон, согласно которому призыва на военную службу во время мобилизации на особый период не подлежат:

  1. Женщины и мужчины, чьи близкие родственники (супруг, жена, сын, дочь, отец, мать или родной (полнородный, неполнородный) брат или сестра) погибли или пропали без вести во время проведения антитеррористической операции из числа:

— военнослужащих или работников образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, защищавших независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, погибших или пропавших без вести при непосредственном участии в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения;

— работников предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались к обеспечению проведения антитеррористической операции и погибли или пропали без вести во время проведения антитеррористической операции непосредственно в районах и в период ее проведения;

— лиц, погибших или пропавших без вести при непосредственном участии в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции в период ее проведения в составе добровольческих формирований, созданных или самоорганизовавшихся для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, при условии, что в дальнейшем такие добровольческие формирования были включены в состав образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов;

— лиц, погибших или пропавших без вести при непосредственном участии в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах ее проведения в составе добровольческих формирований, созданных или самоорганизовавшихся для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, но в дальнейшем такие добровольческие формирования не были включены в состав образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов и выполняли задачи антитеррористической операции во взаимодействии с образованными в соответствии с законами Украины военными формированиями и правоохранительными органами.

  1. Женщины и мужчины, чьи близкие родственники (муж, жена, сын, дочь, отец, мать или родной (полнородный, неполнородный) брат или сестра) погибли или пропали без вести при осуществлении мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, а также при обеспечении национальной безопасности и обороны, отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины во время действия военного положения.
  2. Члены семей (муж, жена, сын, дочь, отец, мать, родной (полнородный, неполнородный) брат или сестра) лиц, которым посмертно присвоено звание Герой Украины за гражданское мужество, патриотизм, героическое отстаивание конституционных основ демократии, прав и свобод человека, самоотверженное служение Украинскому народу, проявленное во время Революции Достоинства (ноябрь 2013 — февраль 2014).
ЧИТАТЬ
Особенности принятия наследства в условиях военного положения для проживающих в Украине и за рубежом Ч. 2

До 18 мая 2024 г. неполнородные сестры и братья имели право на отсрочку, но в связи с принятием нового закона его потеряли. Теперь это право вернули.

Напомним, что неполнородными считаются братья и сестры, имеющие только одного общего отца или мать, например, может быть одна мать, но трое детей от родных родителей. Вот такие дети будут между собой неполно родными. Однако обращаем внимание, что принятая норма касается исключительно отсрочки от призыва и не является основанием для увольнения с военной службы.

Самовольное оставление воинской части (СЗЧ) и освобождение от уголовной ответственности

Ряд статей Уголовного Кодекса Украины (УК) регулирует военные вопросы, среди них есть две статьи регулирующих СЗЧ:

  1. Ст. 407 УК Украины предусматривает уголовную ответственность для военнослужащего за самовольное оставление воинской части или места службы более трех суток, совершенное в условиях военного положения от 5 до 10 лет лишения свободы.
  2. Ст. 408 УК Украины предусматривает уголовную ответственность для военнослужащего за дезертирство, т.е. заведения, совершенное в условиях военного положения или в боевой обстановке от 5 до 12 лет лишения свободы.

По данным Офиса генерального прокурора за первое полугодие 2024 года правоохранители по всей Украине открыли почти 29,8 тысяч новых уголовных дел в отношении СЗЧ: 18,6 тысяч по статье о самовольном уходе из воинской части и 11,2 тысяч по более суровой — «Дезертирство».

Дело в том, что при принятии УКУ были мирные времена и данной статьи были рассчитаны на профессиональных военных или призывников на срочную службу. Во всяком случае, перечисленные граждане попадали в ряды военнослужащих планово и сознательно. За забором воинской части бурлила мирная жизнь и не было проблемой получить отпуск, например на похороны родителей. Кроме того, военнослужащих довольно долго муштровали, объясняя что такое военный устав и каковы последствия его нарушения.

В наше время в адской ситуации оказываются вчерашние водители троллейбусов и офисные менеджеры. У них нет времени для изучения досконально военной дисциплины – им нужно за минимально короткий срок научиться пользоваться оружием и выживать в реальном бою. Не все они туда попали добровольно и даже «полудобровольно». У некоторых случаются семейные обстоятельства, например смерть близкого человека, но командир не всегда имеет возможность или даже желание отпустить на него бойца. При этом не все беглецы хотели СЗЧ безвозвратно.

Учитывая указанные обстоятельства, 20 августа 2024 г. Верховная Рада Украины приняла закон, которым урегулировала вопросы СЗЧ, а именно – возможность освобождения от уголовной ответственности. Итак, по новой норме:

“Лицо, которое во время действия военного положения впервые совершило уголовное правонарушение, предусмотренное статьями 407, 408 настоящего Кодекса, может быть освобождено от уголовной ответственности в порядке, предусмотренном уголовным процессуальным законодательством Украины, если оно добровольно обратилось с ходатайством к следователю, прокурору, суду о намерение вернуться к этой или другой воинской части или к месту службы для продолжения прохождения воинской службы и при наличии письменного согласия командира (начальника) воинской части (учреждения) на продолжение прохождения таким лицом воинской службы”.

Однако при СЗЧ для освобождения от уголовной ответственности необходимы следующие условия:

  • военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 407, 408, если он совершил такое преступление впервые. Ключевое во всем этом слово «может», а вот освобождение от уголовной ответственности не безусловно;
  • военнослужащий впервые совершивший преступление предусмотрен ст. 407 или 408 УКУ должно добровольно обратиться с ходатайством к следователю, прокурору или суду и изъявить желание в таком ходатайстве о продлении военной службы. Вот же должно произойти добровольное волеизъявление к возвращению на военную службу;
  • военнослужащий предварительно должен получить согласие от командира воинской части на продолжение прохождения воинской службы. Этот пункт предусматривает переложение ситуации по усмотрению командира части, а вот зависит полностью от него.
ЧИТАТЬ
Актуальные юридические вопросы мобилизации: ответы для каждого

Таким образом, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 407 или 408 УКУ, должно получить письменное согласие командира воинской части на продолжение прохождения таким лицом военной службы и обратиться с письменным ходатайством к следователю, прокурору или суду о намерении вернуться к этой или иной воинской части или к месту службы для продолжения прохождения воинской службы. Вместе с ходатайством представляется письменное согласие командира воинской части на продолжение прохождения таким лицом воинской службы. В дальнейшем при рассмотрении дела в суде, уголовное производство должно быть закрыто и освобождено от уголовной ответственности на основании части 5 ст. 401 УК Украины.

В определении суда о закрытии уголовного дела на основании части 5 ст. 401 УК Украины обязательно должно быть указано:

  • уволенное лицо безотлагательно возобновляется на военной службе;
  • военнослужащий обязан в течение 72 часов прибыть в соответствующую воинскую часть или место службы для продолжения прохождения военной службы.

Постановление вступает в силу в течение 5 дней, если определение вынесено следователем судьей на стадии досудебного расследования (когда военнослужащий имеет статус подозреваемого), и в течение 7 дней во время судебного разбирательства (когда военнослужащий имеет статус обвиняемого).

Особо хотим отметить, что при повторном СЗЧ освобождение от уголовной ответственности невозможно. Также необходимо знать, что освобождение от уголовной ответственности не безусловно и не гарантировано, поскольку в случае, когда командир воинской части откажется подписать согласие на возвращение воинского в часть, освобождения от уголовного наказания не будет.

Упрощение отсрочки для ухаживающих за родственниками с инвалидностью

Постановлением от 16 августа 2024 года №930 Кабинет Министров Украины упростил процедуру получения отсрочки по уходу за человеком с тяжелой болезнью или инвалидностью. Акт об установлении постоянного ухода теперь не нужно оформлять как военнообязанный уже получает денежную компенсацию от государства за то, что заботится о родных первой степени родства, в частности, родителей с инвалидностью 1 и 2 группы. В этом случае будет достаточно показать ТЦК и СП документы, подтверждающие это документ, а также подтверждающий инвалидность кого-то из родителей, а также документ, подтверждающий родственные связи – свидетельство о рождении.

Также согласно указанному Постановлению военнообязанные, занятые постоянным уходом за больной женой (супругом), ребенком и/или своим отцом или матерью, не указывают в заявлении информацию о наличии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны и могут осуществлять постоянный уход. Таким образом, фактически когда военнообязанный подает заявление на отсрочку от мобилизации в связи с необходимостью ухода за родными первой степени родства, то теперь не нужно доказывать отсутствие других трудоспособных членов семьи, которые могли бы осуществлять такой уход.

Еще ряд законопроектов, касающихся военных вопросов, находятся на рассмотрении Верховной Рады Украины. Но пока они не приняты, считаем, что комментировать их сейчас нет смысла, поскольку неизвестно, какой будет окончательная редакция и когда именно они будут приняты и вступят в силу. Как говорится, дальше будет…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button