Точка зрения

«Большая Америка – это большой пшик»: украинка делится опытом выживания в США (интервью). Продолжение

Продолжаем общаться с Клаудией, рассказывающей нам об опыте адаптации в США. Начало интервью – в нашем предыдущем материале.

Клаудит, как адаптируются к американским реалиям дети?

Дети учатся параллельно в двух школах – украинской и американской. Мы не планируем это прекращать. Хочется, чтобы они овладевали своим, хотя это нереально трудно.

Насколько это реально, учитывая разницу во времени?

Исходные забиты уроками. Девушки в Украине были отличницами и привыкли к качественному выполнению задач. Теперь приходится им время от времени говорить, что сейчас мама не против, если уроки будут сделаны хотя бы на троечку. Именно общие предметы. Я не говорю о математике, украинском языке и литературе. Хотя литература у меня как у филолога вызывает своей программой кучу вопросов. В программе ничего не изменилось. Как вспомню «Разве ревут волы как ясли полные»! Читаешь и не знаешь, куда деваться от этого Чипки. Кто он? Обычный разбойник. Это не то произведение, которое нужно учить в школе. То же касается и некоторых стихов. В частности, Костецкого. Он из советского прошлого. Его немного обрезали и дают учить детям. Зачем держать его в программе? Неужели после стольких лет независимости, борьбы за язык, очищение программы, в новой украинской школе надо оставлять советщину — немного переобувную и подкрашенную? Это подделка. Почему-то вспомнилась поездка в Межигорье, где в парке стоят облупленные и немного подкрашенные скульптуры из прошлого. Такое чувство вызвала и поэзия, которую ребенок едва смог артикулировать, при том что он, хоть и имел, уже блоггер, ютуберка. Снимает видео, имеет фолловеров. Но это стихотворение ей долго не давалось. Я случайно в интернете наткнулась на полную версию, когда нужно было распечатать перед изучением и поняла, откуда ноги растут. Поэт, оказалось, советский. Хотя и деньги тратим, учебники новые выпускаем, а оно является суррогатом.

"Большая Америка – это большой пшик": украинка делится опытом выживания в США (интервью). Продолжение
Фото: ИА «ФАКТ»

А что оказалось необычным в американской системе образования?

В Америке пишут карандашом – в старшей школе, в младшей школе. А у нас только в НУШе первые четыре года. Объяснение – это, чтобы у ребенка не было стресса. Вдруг она ошиблась – может затереть. Это совсем не тот случай, когда чертит и провожает учитель. Если пишут ручкой, то только черной пастой. Синий выдает нездешнего человека. Я шучу, чтобы быть искусным шпионом в США, надо писать черной.

А вот провожают учителя здесь зеленой пастой.

А какие еще стереотипы об Америке развалились по приезде?

Когда я ехала в США, была уверена, что увижу здесь несколько выше, чем в Европе. В медиапродуктах Америка представала страной с красивыми городами, величественными зданиями… А теперь вижу, что 90% Америки – это одно- или двухэтажные дома. Так же школы. Разве что старшие школы имеют три этажа, потому что они очень большие. Хотя сейчас у старшей – старшая школа – двухэтажная

Так везде, где мы были, – во Флориде, Джорджии, Южной Каролине, Северной Каролине и Виргинии – мы сейчас здесь. Типичная деревенская местность. Отдельные частные дома или таунхаузы – длинные двухэтажные дома на восемь-девять квартир, разделенные как пирог, чтобы у каждого был свой двухэтажный кусок. У каждого отдельная дверь. На первом этаже – гостиная, кухня. На втором – спальни. В подвале – отдельная комната для стиралки и сушилки, и помещение – где можно что угодно устроить. Мой ребенок там проводит репетиции. На виолончели играет. Сейчас к ней присоединилась младшая. Без музыкальной школы никак. Средняя играет на пианино.

Американцы ценят музыкальное образование?

Здесь в каждой школе есть оркестры – струнные, джазбенды – преимущественно духовые коллективы, хоры, театры. Детей пытаются развивать, но вместе с тем здесь нет музыкальных школ, совсем. Ты можешь брать дорогие частные уроки. Или ты можешь играть как в басне «Квартет», «ударили в смычки, дерут, а толку нет» (извините, советское прошлое – и стихи помню на двух языках, но лучше не скажешь).

У каждого оркестра есть дирижер, окончивший колледж и имеющий приблизительное представление, как играет каждый инструмент.

Приходят дети с улицы и ими нужно управлять, а они просто сидят за инструментом. Преимущественно скрючены, потому что их никто не учил, как сидеть за инструментом правильно. И вот они как-то играют. Дирижер ими как-то управляет. Делает это вдохновенно. Приходят родители.  Упорно аплодируют, ведь их солнышко играет в оркестре. Это престижно. Но они совершенно не осознают, что музыкой нужно заниматься профессионально.

Как интегрировались в этот оркестр твои дети?

Когда старшая пришла в оркестр, она была там единственной профессионалкой. Администратор вообще не могла поверить, что ребенок учится игре уже седьмой год, трижды у меня переспрашивала, думала, я общий класс школы имею в виду. Ее включили в лучший оркестр. Дирижер буквально молился на нее, потому что без нее виолончелисты вообще бы не играли. Завоевали на конкурсе первое место. Кубок получили. Дочь приглашали в симфонический оркестр каунти. Но мы как раз оттуда должны были переехать и теперь проходим прослушивание на новом месте.

А вот средняя играет на пианино, и оно здесь никому не интересно. В оркестрах на нем не играют.

"Большая Америка – это большой пшик": украинка делится опытом выживания в США (интервью). Продолжение
Фото: ИА «ФАКТ»

А что учат в школах?

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  "51% независимых украинских СМИ могут прекратить свою деятельность в этом году": Никита Потураев

В младшей школе дети учатся по классам и учат примерно те же предметы, что и у нас, только вместо украинского английского.

В среднем и старшем предметов гораздо меньше. Обычно это 8 предметов, по четыре чередующихся через день — дни «Х» и дни «У», или «А» или «Б», в каждой школе своя градация. Среди предметов 6 обязательных – математика (алгебра и геометрия варьируются по уровням и по классам, английская, наука – химия, физика, биология миксуются поочередно, история и география также вместе, физкультура, социальные науки – экономика, история США, правоведение также вместе и 2 на выбор – у нас это оркестр и французский (хотя предыдущие два класса должны обязательно брать английский для иностранцев, после сдачи очень сложного трехступенчатого экзамена – наконец-то определили достаточный уровень и отменили) Начиная со средней школы – не существует классов. Есть поток, скажем семиклассников, где каждый получает индивидуальное расписание. И они бродят по школе, это напоминает мне броуновское движение молекул… На каждом уроке дочь работает в разных кабинетах в окружении разных детей. ”. Хорошо, что украинская школа знания по этим дисциплинам поддерживает и дополняет.

Мечтает иметь черную виолончель, как у Венди из одноименного сериала на Нетфликс. Учит ту же мелодию. Пытается виртуозно прыгать по струнам. Это потому, что детям приятно, что их радует.

Школьная подготовка тоже удовлетворяет. Каждому выдали ноутбук. На них малыши работают дома и в школе. Домашних задач практически нет. Бывают проекты, которые нужно доделать дома или подготовка к квизам. Часто приходят домой с карточками, учат материал из них, бубнят… Старшая делает цифровые проекты. К примеру, по биологии. Есть компьютерная программа к ней и задача. Коралловый риф, куча обитателей этого кораллового рифа. И стоит вопрос: что будет, если уменьшится популяция ежей? Какие негативные последствия это будет иметь на перспективу? Заводишь данные в программу и она моделирует последствия. Какая-то популяция совсем исчезает, какая количественно увеличивается. Следует обосновать причинно-следственные связи и показать перспективу.

Очень ей нравится химия, потому что здесь другая таблица Менделеева. Основа та же, но она по-другому построена. В ней все ясно. Задачу по химии в украинской школе дочь намного быстрее делает, благодаря американской таблице. Такое миксованное обучение ей только в плюс идет. Я очень благодарна американским педагогам. Все они активны, живчики. Скучно не бывает, хотя контроля гораздо больше, чем у нас.

В конце каждого года экзамены. Проверяют уровень усвоения программы. Если уровень недостаточен, с тобой учителя еще две-три недели работают индивидуально, чтобы ты вышел на достаточный минимальный уровень. Проверяют знания всех предыдущих классов.

Единой программы нет. В каждом каунте своя. И это несколько деморализует, когда меняешь место жительства.

А как поступать в вузы?

А никак. Обычно поступают в колледжи, а уже оттуда в университеты. Образование безумно дорогостоящее. И это очень влиятельный фактор. Дай Бог, чтобы 10% американцев имели высшее образование. Обычно это колледжи или заведения вроде того, в котором я сейчас работаю. Он называется «Школа Монтессори». Построена по принципам известной итальянки. С половиной из них я не согласен. Но она стоит на этих началах. Пару раз меня к директору вызвали из-за того, что я нарушила их принципы. В отдельных моментах дети находятся там, как в концлагере, я этого не понимаю. Вот те, кто работает ассистентами учителей, – я так работаю, – могут не иметь никакого образования. Даже колледжа нет за плечами. Дай Бог, чтобы половина выпускников школ шла в колледж. Двенадцатилетнее образование обязательно. Причем у каждого штата своя система. В первом месте нашего обитания младшая школа длится пять лет. 6-8 классы – средняя школа, 9-12 классы – старшая школа. Может также добавляться 13 класс для тех, кто очень талантлив и может поступить в университет, получив грант на образование. Но это скорее исключения, чем правила. Так было в Стаффорде.  Приблизительно год назад переехали в соседний каунти. Час езды. Вместо пятилетней младшей школы шестилетняя. И мой ребенок-шестиклассница снова остается в младшей школе. Вот такая интересная система…

Американцы не стремятся иметь высшее образование, потому что у них нет надлежащей мотивации? Наверное, они достаточно зарабатывают на непрестижных работах.

В США нужно работать на 3-4 работах, чтобы иметь нормальную зарплату. Вот я ловлю себя на мысли, что нужно искать вторую работу, а потом и третью. Хотя здоровья не хватает. Ночью провожу занятия в университете, это очень истощает.

Начала заниматься положительной психологией, чтобы выдержать нагрузку. От наплыва информации чувствуешь, что вокруг тебя пружина и она тебя сжимает, сжимает. Где она должна разомкнуться, но нет, у меня постоянно нет этого выхлопа. Сестра говорит: брось университет. Но я не могу: это островок надежды, уверенности. Я чувствую себя там человеком. Когда я общаюсь с нашими студентами – это для меня определенный «выхлоп». Я чувствую себя преподавателем. Я не могу бросить то, что у меня за спиной. 24 года преподавательской работы.

Это твой паблицитный капитал, а также, вероятно, и деньги?

Деньги (смеется) разве что карманные. На них можно приобрести какую-нибудь книгу, не больше. 200 долларов – это уже и для Украины не деньги, а в Америке – это вообще ни о чем.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Встречайте Peaky Blinders – украинский отряд беспилотников, защищающий Харьков

Отдыхая на работе с восьми утра до шести вечера я не могу даже за аренду оплатить. Помогают родные. Сейчас ищу вторую работу, но по времени ее уже некуда вставить.

Нам всегда рассказывали, что Америка – лучшая страна мира. А на самом деле 80% населения – это люди, которые выживают. Здесь все живут на кредитах, а я их боюсь, потому что ментальность другая, да и в подавляющем большинстве не дадут, потому что нерезидент. Многие американцы используют кредиты для финансирования значительных покупок, таких как жилье, образование или автомобили. В США существует существенное неравенство в распределении доходов. Есть очень богатые, бедные. Есть средний класс, но это небольшая прослойка. Считается, что в стабильной стране она должна составлять 50-70%. Здесь, по-моему, он значительно меньше.

Возьмем педколлектив школы, где я работаю. У учителей есть основная работа. Подрабатывают няньками, выгуливают собак, моют полы, убирают, ночью – сторожят… по выходным еще одна работа. Спрашиваю у них: а жить когда?

И что ты посоветуешь тем, кто стремится отправиться в путь, руководствуясь американской мечтой?

Иногда читаю советы украинцам, в какую страну лучше уехать. США рекомендуют тем, кто знает язык и имеет на счету 20-30 тысяч долларов. Это для старта. На первое время этого хватит. А дальше…

А дальше придется работать на трех работах.

Возможно, если сюда попадут люди с меньшими ожиданиями, то их впечатления будут другие.

Для того чтобы получить более престижную работу, нужно составить язык на уровень Academic English. Для этого нужно пройти курсы за 10–15 тысяч долларов. У меня такой суммы пока нет.

Что тебе даст?

Я смогу подаваться на лидирующего учителя или в университет. Мне наконец подтвердила международная организация украинские дипломы. Они легитимны, но каждый университет может до этого требовать еще что-нибудь свое.

Недалеко есть два вуза, но вряд ли я выйду туда работать в следующем семестре. Денег на курсы не хватает.

Что поражает тебя в Америке как педагога и как маму с большим стажем?

Детей начинают приучать к самостоятельности с 5-6 месяцев.

Детсады начинаются с месяца. У меня в голове это не укладывается. К счастью, в моей группе самый маленький — пятимесячный…

А что делают родители? Работают?

Да, они работают.

А декретный отпуск?

Здесь такого нет. Америка совсем не социальная страна. Если работодатель после родов будет держать твое место в течение месяца-двух, пока ты присматриваешь за новорожденным ребенком, ты уже в шоколаде. Рожать идут прямо с работы, когда отходят воды. Никто, как у нас, за два месяца до родов отпуск не дает.

В школе, где я работаю, у учительниц совсем маленьких детей, они разбросаны по возрастным группам.

В моем классе есть один такой ребенок. Ей только исполнился год. Она у нас с трех месяцев. Мама – преподавательница. Утром она уносит младшего ребенка в нашу группу. Среднюю – в класс четырехлетних. А старшего сына по дороге завозит в public school, где мои девушки учатся.

Мама до вечера работает. Обращаться с такими малышами очень трудно. Родители каждого ребенка заказывают свое расписание питания. Его нужно держать в уме. Восьми-девятимесячным детям ставят тарелку: хотят – едят, не хотят – не надо. Когда ребенок очень каверзирует, мы стараемся его докормить, хотя это противоречит правилам школы, потому что школа Монтессори — это школа выживания, как в реалити-шоу «Последний герой».

Лишний раз нельзя ребенка на руки взять, чтобы приласкать. Нельзя перед сном закачать на руках. Надо положить ее в кроватку и толчь ее, пока малыши не захлебнутся от крика и, уставшая, не уснет. Я не понимаю эти принципы. Может быть, родителям так удобно. жить своей жизнью и не считаться с ребенком.

"Большая Америка – это большой пшик": украинка делится опытом выживания в США (интервью). Продолжение
Фото: ИА «ФАКТ»

Это не для нашей ментальности.

Да. И кстати, в отличие от школ детсада здесь не бесплатны. И это сумасшедшие средства – 2-3 тысячи долларов в месяц, это только пребывание, добавьте на памперсы, вскармливание и т.д.. Моим первым мнением в Америке было: как хорошо, что мои уже учатся в школе. И как быть обычным помощникам учителя с зарплатой 2200 долларов, ведь эта работа, по сути, тяжелая и изнурительная? Для Украины это неплохие деньги, а здесь на них практически не выживешь. Американцы постоянно играют в кредиты.

Я не говорю, что это хорошо или плохо, это просто не наше. Мне, кстати, здесь и фрукты не такие… В Украине персик возьмешь в руки, так это персик, есть и вкус, и аромат. Компот варишь из яблок, аромат на всю квартиру. А тут все не то… У нас и борщ, как говорится, всегда борще, хотя борщи я время от времени варю. Но ловлю себя на мысли, что большинство времени – уже пользуюсь быстрой готовкой, разогреваю что-то замороженное, перебиваемся на бутербродах. Потому что сил и времени объективно ни на что не хватает.

Впрочем, я благодарна этой стране, что она нас приняла, что дети учатся, могут посещать офлайн-школы, получать знания и иметь перспективу. Тем более что в Украине уровень образования заметно упал. Но это тема отдельного разговора…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button