Итоги реформ-2024 от Минобрнауки: образование, которое заставило всех сомневаться в своем будущем
![](https://fact-news.com.ua/wp-content/uploads/lodka-kopiya1-1-780x470.jpg)
Вот и подходит к концу 2024 год, который запомнится не только войной, вызовами и героизмом, но и новаторскими идеями Министерства образования и науки Украины, которые заставляли общество то удивленно поднимать брови, то горячо дискутировать Очередной год реформ от МОН оставил после себя больше. вопросов, чем ответов, и стал полем для множества саркастических мемов, гневных постов в соцсетях и длительных обсуждений на педагогических совещаниях
Эта, на первый взгляд, активная деятельность МОН похожа на игру в темной комнате, где ты встречаешь то стену, то мебель, а иногда случайно включаешь чайник вместо света. Украинское образование уже привыкло к этому «экспериментальному» подходу: с одной стороны, якобы что-то меняется, а с другой — возникает вопрос, нужны ли эти изменения вообще. Если посмотреть на результаты года, то можно увидеть немало сдвигов. Например, попытку цифровизировать образование, новые появляющиеся, то исчезающие учебные программы и вечную борьбу за качество знаний. Однако успех этих усилий часто остается где-то в зоне намерений. Создается впечатление, что главная цель реформаторов — это просто менять что-то, чтобы было заметно, что они работают. А идет ли это в пользу участников образовательного процесса? Здесь уже вопрос риторический.
Задача от МОН: «вижу цель — не вижу преград»
Одной из главных черт образовательных реформ в Украине есть постоянные «сдвиги». Сдвинули школьную программу, сдвинули стандарты оценивания, сдвинули даже понятие образования как такового. Иногда эти сдвиги действительно нужны, но чаще они напоминают попытки передвинуть мебель в темной комнате: вроде бы и двигаешься вперед, но каждый новый стул на дороге болит.
Начнем, как говорят, с самого начала 6 июня 2024 года Верховная Рада приняла новый. Закон Украины «О дошкольном образовании», который вступит в силу 7 июля 2025 года. Согласно новому закону, государство ставит целью обеспечить равный и безбарьерный доступ к дошкольному образованию для всех детей. Закон подчеркивает, что каждый ребенок имеет право на качественное образование, начиная с самого раннего возраста. Поэтому едва ли не самой главной инновацией стало появление альтернативных типов дошкольных учреждений вроде мобильных детских садов, семейных детсадов, центров педагогического партнерства и т.д.
В странах ЕС уделяют значительное внимание дошколе, ведь это именно звено образования, которое оказывает значительное влияние на экономику страны. Именно поэтому, по требованиям ЕС, все страны ЕС должны достичь 96% охвата дошкольного образования детей от трех до шести лет. В то время как в Украине по состоянию на 2024 год общий процент детей, охваченных разными формами дошкольного образования, составляет всего 73,1%. Поэтому такая реформа очень уместна для нашего общества, ведь увеличение сети детских садов, где дети будут приобретать необходимые для современного мира навыки и умения, а также находиться в безопасной среде позволит их родителям спокойно вернуться на рабочие места и способствовать развитию экономики страны. Инициатива очень полезна, но назревающая реформа должна предусматривать не только разнообразные формы детских садов, но и интеграцию новых технологий в дошкольное образование.
Нехватка мест в садах – это не только неудобство, а настоящая социальная проблема. Ведь многие родители не могут выйти на работу из-за того, что некому ухаживать за ребенком. Это отражается на их финансовом положении, карьере, а самое главное – на благосостоянии самих детей, которые упускают возможность социализации и раннего развития. Но самое болезненное в этой ситуации то, что этот дефицит давит на самых уязвимых — семьи, не имеющие возможности оплатить частный садик или нанять няню. Им приходится делать выбор между работой и воспитанием ребенка на дому, что может привести к ощущению изоляции и стресса.
Однако больше всего изменений претерпело общее среднее образование. Ее кардинальное реформирование началось еще с НУШ и продолжается по сей день. Как утверждают специалисты МОН, в рамках НУШ значительные инвестиции вкладываются в развитие личности и современные возможности образования. Возможностей и действительно множество, и как пользоваться ими эффективно в образовательном процессе до сих пор остается дилеммой. Сама реформа предусматривает изменения в типичную образовательную программу для 5-9 классов, гибкость для школ и больше возможностей для преодоления образовательных потерь.
В обществе долго обсуждался тот факт, что 40% учителей во время опроса “Новая украинская школа” в 5-6-х классах: вызовы внедрения” не смогли объяснить разницу между НУШ и предварительным подходом к образовательному процессу. что к государственным стандартам каждый раз добавляется только больше новых терминов, а само содержание не меняется уже годами. в том, что мы толчимся на одном месте, а воз и ныне там.
Содержание образовательного процесса вроде бы основывается на формировании компетентностей, необходимых для успешной самореализации в обществе, а главными участниками образовательного процесса являются соискатели образования и учителя, но на самом деле оказывается, что это громкие слова на бумаге. На деле у нас перегружены школьные программы, уставшие чрезмерным количеством информации учащиеся, даже не знающие, как воспринимать эту информацию и обремененные непосильными обязанностями учителя, которые держатся исключительно на собственном энтузиазме и любви к своей профессии. МОН же, в свою очередь, словно испытает всех участников образовательного процесса на гибкость, забрасывая сомнительными реформами типа Уроков счастья, слияния истории Украины и Всемирной истории, военной муштры на уроках обновленного предмета Защита Украины.
Подробно о нововведениях
Хочется остановиться на каждом нововведении по отдельности. эквивалент Американского курса по социально-эмоциональному обучению Well-Being.этот курс предоставит школьникам умения необходимы, чтобы «раскрыть весь потенциал, что значит быть человеком полностью». На первый взгляд «Уроки счастья» кажутся такой позитивной инициативой. Однако не является ли это попыткой государства скрыть тяжелые проблемы, постигшие наше общество? Вряд ли счастье по принуждению поможет нашим детям справиться с тяжелыми испытаниями, выпавшими на их судьбу. По всей вероятности, нужно направить усилия на достижение мира и уверенности в завтрашнем дне, чтобы вернуть нашим детям счастливое детство, а не создавать его искусственно, перегружая школьную программу дополнительным уроком.
Взявшись за реформирование исторического образования в школе, чиновники из МОН не придумали ничего лучше, как объединить всемирную историю и историю Украины в единый общеобразовательный курс. Но ведь все мы прекрасно понимаем, что история – наука многогранная и важно, чтобы ни один ключевой момент не остался без внимания. А это требует тщательного подбора материалов и привлечения экспертов из разных отраслей для создания сбалансированного курса, где не происходило бы замещение или ущемление тем, важных для построения реалистической картины истории Украины.
Лесной тогда призвал научиться воспринимать Украину как одну из сотен стран всего мира. Но опыт прошлого неумолимо указывает на то, что такое отношение лишь приведет к повторению событий, когда нам рассказывали о «дружбе народов», в то же время подавляя нашу идентичность и отталкивая на задворки истории. Украинцы, как и многие другие народы, имеют собственную историю, наполненную большим количеством событий и достижений, наши деятели оставили заметный след в этой истории и важно сделать все возможное, чтобы об этом узнали потомки. И этот процесс должен происходить не где-то на фоне других, а в полноценном курсе с уделением должного внимания всем важным историческим вехам.
Введя в учебную программу курс «Защита Украины», МОН сделало весомый шаг в направлении развития сознательного общества, которое будет готово защищать свое государство, отстаивать национальные ценности и достоинство народа. Но опять же, увлекшись опытом развитых стран, чиновники забыли, что на все это нужны немалые средства, а наша страна сейчас пытается удержаться под жесткими ударами врага и сохранить свою экономику. Кроме того, Украина пока не может воспользоваться опытом зарубежных стран в проведении учений в полевых условиях из-за чрезмерно сложной ситуации безопасности в стране.
В 2027 году стартует реформа старшей школы, одним из главных новшеств которой станет создание академических и профессиональных лицеев, между которыми будут выбирать выпускники 9 классов. Обучение в академических лицеях будет продолжаться три года и будет представлять собой подготовку к поступлению в высшее учебное заведение. А профессиональные лицеи будут предоставлять сразу и полное среднее образование, и возможность получить профессию. Такое разграничение позволит удовлетворить потребность страны в востребованных профессиях, а не наблюдать картину массового поступления в вузы и пополнение рынка труда невостребованными в нынешних условиях профессиями.
Однако в создании академических и профессиональных лицеев есть и отрицательная сторона. Для таких заведений должно быть выделено отдельное здание. Но если, скажем в общине, не насчитывается большое количество детей, то по окончании 9 классов к 10 перейдет достаточно мало учеников, а значит, выделять отдельное здание для них просто будет не рентабельно. В таком случае, школьникам нужно будет либо ездить в города, где будут сосредоточены главные лицеи, либо проживать в специально созданных общежитиях.
Преимущество в профессиональном лицее вызвано желанием государства поднять рейтинг профессионального образования. Ведь ни для кого не секрет, что в обществе сложился такой стереотип, что в профессиональные училища и техникумы идут те, кто плохо учился в школе. лицеи будут предлагать поступающим 3 профиля: языково-литературный, общественно-гуманитарный и STEM. Изменится кардинальный подход к обучению в интересах концентрации на углубленном изучении предметов, необходимых для будущей профессии. стандартам и отвечает запросам рынка труда.
Но пункт «уменьшение количества предметов» вызывает определенное волнение. Вопрос чрезмерной нагрузки школьников уже давно вызывает озабоченность. Наши дети проводят много времени по урокам, да еще и в условиях онлайн обучения. Разумеется, качественно подготовиться ко всем урокам и выполнить домашнее задание по всем предметам – это не подъемная задача для наших школьников. Начиная с 2027 года, планируется изъять из списка обязательных для изучения предметов те, что, по мнению чиновников, из министерства не важны для украинских школьников. С началом реализации реформы старшей профильной школы учащиеся 10–12-х классов будут изучать 7 обязательных предметов:
- Украинский язык
- Украинская литература
- История Украины
- Английский язык
- Математика
- Физическая культура
- «Защита Украины»
А вот «лишними» предметами стали:
- Зарубежная литература
- Всемирная история
- Гражданское образование
- Биология/экология
- География
- физика и химия.
Специалисты МОН уверяют, что часть дисциплин, подпадающих под сокращение, не исчезают бесследно, а могут быть интегрированы в уже существующие предметы, что упрощает учебный процесс. Сомнительно, что дети 15-16 лет могут уверенно утверждать, что ему совершенно не нужны базовые знания по физике, биологии или химии. Профильное обучение целесообразно внедрять в старших классах, а в базовой школе учащиеся должны получить представление о различных предметах, чтобы быть в состоянии самостоятельно выбрать направление обучения после завершения базового среднего образования. Поэтому надо не опрокидывать часы или вычеркивать предметы из образовательной программы, а лучше поработать над качеством и последовательностью преподавания материала вообще.
Есть и предметы, часто несущие общеобразовательную ценность и формирующие широкое мировоззрение. Например, история искусств или основы этики нельзя назвать «лишними», ведь они развивают культурное и нравственное сознание. Объединение нескольких предметов может превратить их в хаотический конгломерат информации, где не останется времени на глубокое погружение в тему.
С целью компенсации образовательных потерь, МОН спланировали возвращение детей за парты. укрытием, школьникам – девайсы для дистанционного обучения. Вроде бы все должны быть довольны. данным ZN.UA в школах Украины сейчас насчитывается 10 111 укрытий, но в самом МОН совсем не мониторят ситуацию по школам, где нет укрытий вообще, а, следовательно, до сих пор не имеют четкой картины насколько учебные заведения обеспечены укрытиями. По требованию Министерства защитное укрытие должно быть в здании заведения или на расстоянии не более 500 м.
Возникает вопрос, а успеют ли дети своевременно и организованно пройти к этому укрытию в случае опасности? да полагаться на наличие укрытий в учебных заведениях? Да и пребывание в них, ну, скажем, отнюдь не способствует учебному процесса. Помещение переполнено, материальная база не способствует осуществлению учебных целей. речи не идет.
Одновременно происходит и «интенсивная трансформация», как назвал заместитель министра образования и науки Украины Михаил Винницкий, в высшем образовании. Организация отраслевой специфики вузов – это пережитки советской системы, по мнению чиновников МОН. Поэтому надо высшие учебные заведения реорганизовать, потому что в большем многоотраслевом заведении больше вариантов выборочных предметов. Масштаб позволяет лучше обеспечить индивидуальные траектории подготовки студентов, у них более широкий выбор предметов, большая конкуренция между преподавателями за студента и, соответственно, лучшее качество образовательной среды.
МОН планирует создать три типа заведений:
- классический университет, в котором развиваются программы гуманитаристики, социальных наук, естественных специальностей;
- университеты прикладных наук — заведения, которые сотрудничают с бизнесом в направлении прикладных исследований, в которых развиваются дуальные программы, когда обучение проходит без отрыва от работы;
- мировоззренческие академии для творческих профессий, вроде музыки, изобразительного искусства, хореографии.
Несмотря на такие полномасштабные планы, мы наблюдаем, как изменяются названия вузов, меняется их количество, но не меняется качество обучения. подкасти «Дофамин для образования» от ОО «Смарт Образование» о том, что высшее образование в Украине должно быть дорогим. Очевидно, что вместо стимулирования качества образования такая политика лишь расширит разрыв между богатыми и бедными. В то время, когда обществу нужны квалифицированные кадры, власти делают все возможное, чтобы остановить этот поток, перекрывая доступ к знаниям для тех, кто не может заплатить за дорогие дипломы. Такое решение звучит как приговор для сотен тысяч молодых украинцев, чья единственная надежда на лучшее будущее – получить знания. В большинстве стран мира государства оказывают мощную поддержку студентам: бесплатное обучение, стипендии, социальные программы. Они понимают, что самое образованное поколение является залогом экономического роста и стабильности. В Украине же правительство фактически отрезает доступ к образованию тем, кто больше его нуждается.
В заключение хочется вспомнить и бедных педагогов, которые на себе ощущают все изменения в образовании и несут это бремя вместе с огоньком знаний, который зажигают в сердцах наших школьников. МОН постоянно выдвигает новые требования к аттестации педагогов. В 2023 году Министерство образования и науки Украины объявило о новых изменениях в Положение об аттестации педагогических работников. Изменения направлены на улучшение качества образования и упрощение процесса аттестации, однако для многих учителей они стали дополнительным бременем.
Новые требования привнесли в рутинную работу учителя еще большую нагрузку. Учителя должны соответствовать большему количеству критериев, касающихся как профессиональных достижений, так и применения современных технологий в обучении. Важной составляющей новой системы явилась оценка успеваемости учащихся. Это повлекло много дискуссий, поскольку успешность зависит от многих факторов, на которые учитель не всегда может повлиять (социальное состояние семьи, материально-техническое обеспечение школы и т.п.). Учителя теперь обязаны регулярно проходить курсы повышения квалификации и участвовать в профессиональных семинарах. Хотя это могло быть положительным аспектом, многие учителя отмечают, что они вынуждены проходить эти курсы формально, без реальной возможности применить знания на практике. Аттестационные комиссии теперь имеют больше автономии, но это также привело к разницам в подходах к аттестации в разных регионах.
С ростом количества критериев для аттестации учителя испытывают большую нагрузку. Многие педагоги жалуются на то, что они вынуждены тратить больше времени на подготовку к аттестации, чем на реальный учебный процесс. Постоянное давление из-за необходимости соответствовать новым требованиям и обеспечивать высокие результаты учащихся приводит к стрессу и эмоциональному выгоранию. Учителя отмечают, что бюрократический подход к оценке работы создает дополнительные трудности вместо поддержки. Несмотря на новые требования, финансовая ситуация для большинства педагогов не улучшилась. Зарплаты остаются низкими, а дополнительные обязанности и требования не сопровождаются финансовыми стимулами.
Из-за растущей нагрузки и отсутствия надлежащих условий многие учителя покидают профессию. Этот процесс лишь усугубляет проблему нехватки квалифицированных педагогов в украинских школах. Новые критерии не учитывают реальные проблемы образовательного процесса: уменьшение количества учащихся в классах, недостаточное финансирование школ, устаревшие учебные материалы. В настоящее время наблюдается шокирующая тенденция с оттоком педагогов из школ. Если так будет продолжаться и дальше, то украинским школам просто некому будет учить наших детей.
Самое печальное в этой истории то, что в таких условиях страдают те, ради кого вроде бы все это и делается. Ученики и студенты, которым нужны знания, вместо образования получают постоянный эксперимент. , которое надеется на качественную систему образования, остается с извечным «ну, в следующем году точно что-то улучшится».
Как видим, все эти проблемы идут цепочкой одна за другой, часто тесно переплетаются и приводят к одной большой проблеме – неудовлетворительному качеству образования. Можно ли обвинить МОН в бездействии? Напротив, за последнее время в Министерстве образования и науки издают реформаторские идеи как горячие пирожки. Только все, что придумывается без обсуждения со всеми участниками учебного процесса, вряд ли даст положительный результат, а, наоборот, как хроническая болезнь, останется и будет донимать всю жизнь. Понятно, что образование – это отрасль, которая тесно связана с жизнью общества, поэтому должна отвечать требованиям времени и постоянно меняться. Хорошо, что у государства появилась та движущая сила, толкающая к изменениям в образовательном процессе и, очевидно, сформировавшееся видение, каким именно должно быть современное образовательное пространство. Конечно, на усовершенствование нужно время и взвешенные действия.
Следовательно, реформы МОН являются своеобразной игрой в темноте. Движение есть, сдвиги происходят, но вопрос «куда именно?» остается открытым. Чиновники МОН пытаются внедрять изменения, но, к сожалению, не все из них приближают нас к успешному, современному образованию. Необдуманные решения часто приводят к тому, что потом приходится краснеть за громкие заявления в эфирах. Господин Лесной и Винницкий уже неоднократно говорили, что их просто не так поняли. Но не всё так плохо. По крайней мере сейчас образование в центре внимания, и это уже плюс.
Мы говорим о проблемах, ищем решения, и пусть даже медленно, но двигаемся вперед. Да, ошибки есть, но их можно исправить, если начать слушать педагогов, учеников и студентов. Может, еще не все потеряно. Образовательные реформы требуют не только вдохновения, но и четкой стратегии и видения. Если эти ингредиенты появятся, даже в темной комнате можно найти свет. Главное — не останавливаться, но и не ходить кругами, потому что украинское образование заслуживает больше, чем эксперименты наугад.