«Ликвидация МСЭК не поможет Украине. В бедном обществе, которое руководствуется ценностями выживания, инвалидность превратилась в разновидность извращенной привилегии»: Павел Ковтонюк
После громких скандалов в государстве решили ликвидировать Медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) — шаг, назревший давно и приобретший чрезвычайную актуальность. Причины для такого решения накапливались годами, отмечая недостатки существующей системы, которая лишена гибкости, человечности и часто подвергается критике из-за своей сложности и формализма. Все это создало атмосферу, где вместо того, чтобы эффективно поддерживать людей с инвалидностью, государство часто теряло связь с их реальными потребностями. Ликвидация МСЭК означает начало новой страницы, ведь государственные органы осознают, что модернизация этой системы требует не косметических изменений, а глубокой реорганизации.
Экс-заместитель министра здравоохранения, соучредитель Украинского центра здравоохранения Павел Ковтонюк подчеркивает, что система МСЭК является не только устаревшей, но и глубоко ошибочной в своей сути, потому что превращает инвалидность в формальность, которая скорее ограничивает людей, чем помогает им. Он рассматривает проблему МСЭК не как отдельный элемент, а как симптом общего состояния системы социальной помощи, которая давно перестала быть человечной. На фоне войны и необходимости помогать ветеранам и людям с инвалидностью, эта реформа стала особенно актуальной и неотложной.
МСЭК как система, лишенная человечности: ключевые проблемы
«МСЭК — это не болезнь, а симптом.
…Буду говорить не с позиции эксперта именно в МСЭК (я им не являюсь, и это в этом случае преимущество), а с позиции человека, который менял сложные государственные системы и также человека, который проходил через МСЭК сам.
Реформа системы инвалидности — одна из самых перезревших. То, что там происходит — это ужас и стыд. Эта система лишена достоинства, человечность в ней — исключение, а не правило. Она так выстроена. Я с ужасом думаю о том, что скоро эту систему будут массово проходить тысячи ветеранов (сейчас это тоже происходит, но в малом масштабе).
На сегодня имеем публичный скандал, который вновь привлек к ней внимание. В медийном пространстве имеем три нарратива:
нужно немедленно закрыть все МСЭК,
нужно немедленно уволить всех руководителей МСЭК,
нужно немедленно цифровизировать процесс определения инвалидности.
Надо принять, что немедленно не получится. Но нужно начинать уже, чтобы к возможной демобилизации иметь хоть какие-то результаты», — отмечает Ковтонюк.
По его словам, МСЭК функционирует на базе жестко определенных формальных требований. Инвалидность здесь сводится к набору признаков, по которым человек может претендовать на получение помощи, и это порождает значительные недостатки. Ковтонюк отмечает, что вместо поддержки и помощи в восстановлении физических функций, система сосредоточена на том, чтобы выполнить ряд формальностей: наличие определенного диагноза, пребывание в соответствующих реестрах, выполнение определенных ритуалов — от лечения в стационаре до представления многочисленных выписок. Человек вынужден не столько восстанавливать свои функции, сколько доказывать свои ограничения.
Эта ситуация приводит к абсурдному результату: человеку выгоднее не восстанавливать функции, а оставаться в состоянии, которое подтверждает его диагноз. Таким образом, МСЭК не выполняет свою функцию помощи человеку интегрироваться в социальную и экономическую жизнь, а наоборот, фиксирует его ограничения. Такой подход противоречит идее достоинства, которую должна обеспечивать система поддержки людей с инвалидностью.
Искаженное восприятие инвалидности: инвалидность как источник выгоды
Система МСЭК не только недееспособна в поддержке людей, но и формирует ложные ценности. Ковтонюк обращает внимание на то, что система инвалидности стала средством решения финансовых проблем многих граждан. Инвалидность в Украине часто воспринимается не как физическое ограничение, требующее поддержки, а как повод для получения определенных материальных выгод, особенно среди работников бюджетной сферы и пенсионеров. В условиях общества, где люди стремятся выжить любой ценой, инвалидность приобретает черты своеобразной социальной привилегии. Например, многие получают этот статус ради материальных выплат и дополнительных льгот, а не для реабилитации или восстановления функций.
«Логика системы становится перевернутой. Целая прослойка людей (с низким доходом, а порой и не очень низким) считает инвалидность средством решить свои финансовые вопросы, а не выплаты — средством решить вопрос с инвалидностью.
Оформлять инвалидность как источник заработка превратилось в культуру — она массовая, в частности, в бюджетной сфере, где наличие инвалидности ощутимо влияет на зарплату и пенсию. Отсюда — прокуроры. Но там не только прокуроры.
Работа в бюджетной сфере или статус пенсионера по возрасту создают идеальные условия для этой игры. Поскольку заработок мало зависит от человека и не связан с работой — вопрос встает лишь в том, как «сделать» себе инвалидность, то есть набрать необходимый набор документов, которые требует МСЭК.
Ваши физические функции могут и не быть особо ограничены, но это и не требуется. Нужно иметь суперсилу накапливать правильные выписки из больниц, выписки из диспансерных учетов, проходить ритуал прокапывания в стационаре и тому подобное.
В бедном обществе, которое руководствуется ценностями выживания, инвалидность превратилась в разновидность извращенной привилегии. Я вас уверяю, что часть из тех прокуроров, если не все, свято верили, что имеют законное право на свои пенсии. Более того — многие еще и имели формальные основания для них», — отмечает Ковтонюк.
Эта ситуация глубоко укоренилась в системе, и борьба с ней требует радикальных изменений. Ведь как отмечает Ковтонюк, этот феномен не является исключением, а скорее правилом. Даже в бюджетной сфере наличие инвалидности иногда существенно влияет на зарплаты и пенсии. Отсюда возникает культура, где инвалидность рассматривается как источник заработка, а не как временное или постоянное ограничение, которое требует решения. Это происходит не из-за недостатков людей, а из-за недостатков системы, которая поощряет их к таким действиям.
Деформация социальной помощи: инвалидность как статус, определяющий бедность
Ковтонюк отмечает, что система помощи построена по принципу уравнения инвалидности с бедностью, что является глубоко ошибочным подходом. Государство предоставляет одинаковый набор услуг и льгот, не учитывая реальные потребности каждого конкретного человека. Следовательно, люди с инвалидностью вынуждены либо довольствоваться ограниченными стандартами поддержки, либо искать другие пути получения помощи. Это приводит к тому, что люди, которым, например, нужна помощь в передвижении, вынуждены или оформлять пенсию, или отказываться от любой поддержки. При таких условиях инвалидность фактически цементируется как статус, связанный с материальной нехваткой, и государство никак не помогает разорвать эту связь.
Роль государства и необходимость новой системы
Вместо того, чтобы только обеспечивать финансовую поддержку людям с инвалидностью, государство должно заниматься возвращением этих людей к активной жизни. Это возможно только при условии реорганизации всей системы на основе индивидуальных потребностей и возможностей каждого гражданина. В частности, Ковтонюк считает, что медицинская составляющая инвалидности должна быть переопределена, и основой для нее должна стать Международная классификация функционирования (МКФ). Эта система позволяет определять реальные функциональные ограничения человека и устанавливать индивидуальные цели для восстановления.
Параллельно социальная помощь должна быть гибкой и нацеленной на реабилитацию. Это означает отказ от льгот и субсидий как основного инструмента поддержки, и переход к индивидуальной помощи, включающей финансирование, регулирование и предоставление услуг. Например, если человек способен работать, но имеет ограничения в передвижении, ему следует помочь с адаптацией пространства или предоставить другие специфические услуги. Если же человек временно потерял способность к работе, тогда ему назначается пенсия на время восстановления.
Предложение новой структуры: замена МСЭК и ВКК
Для полноценной реформы Павел Ковтонюк предлагает заменить МСЭК и ВКК на две новые структуры.
«Очень важно: вид помощи нужно выбирать отдельно от определения физических ограничений и это должны делать другие люди на основе анализа потребностей и возможностей.
Чтобы реализовать такой подход, нужны две новые структуры вместо ВКК и МСЭК. Первая — на базе существующей сети реабилитационной помощи и семейной медицины — для определения ограничений (для этого можно использовать МКФ или аналогичный инструмент) и работы над восстановлением.
Вторая — совершенно новый тип организации, которая занимается индивидуальной социальной помощью (в частности интегрирует различные службы и сервисы).
Это и будет тем местом, где надо закрывать МСЭК. А также проводить цифровизацию и увольнение. Это — важные элементы реформы, но ни в коем случае — не ее заменители (хотя это тоже вероятный, к сожалению, сценарий)», — отмечает эксперт.
По словам Ковтонюка, изменения в системе МСЭК не могут быть быстрыми, они займут несколько лет, но их значение трудно переоценить. Только глубокая и системная реформа может изменить ситуацию, когда инвалидность перестанет быть формальностью и средством финансовых манипуляций. Ликвидация МСЭК и создание новых структур, направленных на помощь и реабилитацию, позволит вернуть людям с инвалидностью возможность полноценной жизни.
Ковтонюк отмечает, что увольнение руководителей или цифровизация старой системы не смогут заменить реформы, потому что без системных изменений мы получим только новый МСЭК под другим названием.