Экспертное мнение

«Ликвидация МСЭК не поможет Украине. В бедном обществе, которое руководствуется ценностями выживания, инвалидность превратилась в разновидность извращенной привилегии»: Павел Ковтонюк

После громких скандалов в государстве решили ликвидировать Медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) — шаг, назревший давно и приобретший чрезвычайную актуальность. Причины для такого решения накапливались годами, отмечая недостатки существующей системы, которая лишена гибкости, человечности и часто подвергается критике из-за своей сложности и формализма. Все это создало атмосферу, где вместо того, чтобы эффективно поддерживать людей с инвалидностью, государство часто теряло связь с их реальными потребностями. Ликвидация МСЭК означает начало новой страницы, ведь государственные органы осознают, что модернизация этой системы требует не косметических изменений, а глубокой реорганизации.

Экс-заместитель министра здравоохранения, соучредитель Украинского центра здравоохранения Павел Ковтонюк подчеркивает, что система МСЭК является не только устаревшей, но и глубоко ошибочной в своей сути, потому что превращает инвалидность в формальность, которая скорее ограничивает людей, чем помогает им. Он рассматривает проблему МСЭК не как отдельный элемент, а как симптом общего состояния системы социальной помощи, которая давно перестала быть человечной. На фоне войны и необходимости помогать ветеранам и людям с инвалидностью, эта реформа стала особенно актуальной и неотложной.

МСЭК как система, лишенная человечности: ключевые проблемы

«МСЭК — это не болезнь, а симптом.

…Буду говорить не с позиции эксперта именно в МСЭК (я им не являюсь, и это в этом случае преимущество), а с позиции человека, который менял сложные государственные системы и также человека, который проходил через МСЭК сам.

Реформа системы инвалидности — одна из самых перезревших. То, что там происходит — это ужас и стыд. Эта система лишена достоинства, человечность в ней — исключение, а не правило. Она так выстроена. Я с ужасом думаю о том, что скоро эту систему будут массово проходить тысячи ветеранов (сейчас это тоже происходит, но в малом масштабе).

На сегодня имеем публичный скандал, который вновь привлек к ней внимание. В медийном пространстве имеем три нарратива:

нужно немедленно закрыть все МСЭК,

нужно немедленно уволить всех руководителей МСЭК,

нужно немедленно цифровизировать процесс определения инвалидности.

Надо принять, что немедленно не получится. Но нужно начинать уже, чтобы к возможной демобилизации иметь хоть какие-то результаты», — отмечает Ковтонюк.

По его словам, МСЭК функционирует на базе жестко определенных формальных требований. Инвалидность здесь сводится к набору признаков, по которым человек может претендовать на получение помощи, и это порождает значительные недостатки. Ковтонюк отмечает, что вместо поддержки и помощи в восстановлении физических функций, система сосредоточена на том, чтобы выполнить ряд формальностей: наличие определенного диагноза, пребывание в соответствующих реестрах, выполнение определенных ритуалов — от лечения в стационаре до представления многочисленных выписок. Человек вынужден не столько восстанавливать свои функции, сколько доказывать свои ограничения.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  «Министерству иностранных дел нужна свежая кровь» и радикальные изменения в посольствах: Александр Мережко о перезапуске дипломатической службы

Эта ситуация приводит к абсурдному результату: человеку выгоднее не восстанавливать функции, а оставаться в состоянии, которое подтверждает его диагноз. Таким образом, МСЭК не выполняет свою функцию помощи человеку интегрироваться в социальную и экономическую жизнь, а наоборот, фиксирует его ограничения. Такой подход противоречит идее достоинства, которую должна обеспечивать система поддержки людей с инвалидностью.

Искаженное восприятие инвалидности: инвалидность как источник выгоды

Система МСЭК не только недееспособна в поддержке людей, но и формирует ложные ценности. Ковтонюк обращает внимание на то, что система инвалидности стала средством решения финансовых проблем многих граждан. Инвалидность в Украине часто воспринимается не как физическое ограничение, требующее поддержки, а как повод для получения определенных материальных выгод, особенно среди работников бюджетной сферы и пенсионеров. В условиях общества, где люди стремятся выжить любой ценой, инвалидность приобретает черты своеобразной социальной привилегии. Например, многие получают этот статус ради материальных выплат и дополнительных льгот, а не для реабилитации или восстановления функций.

«Логика системы становится перевернутой. Целая прослойка людей (с низким доходом, а порой и не очень низким) считает инвалидность средством решить свои финансовые вопросы, а не выплаты — средством решить вопрос с инвалидностью.

Оформлять инвалидность как источник заработка превратилось в культуру — она массовая, в частности, в бюджетной сфере, где наличие инвалидности ощутимо влияет на зарплату и пенсию. Отсюда — прокуроры. Но там не только прокуроры.

Работа в бюджетной сфере или статус пенсионера по возрасту создают идеальные условия для этой игры. Поскольку заработок мало зависит от человека и не связан с работой — вопрос встает лишь в том, как «сделать» себе инвалидность, то есть набрать необходимый набор документов, которые требует МСЭК.

Ваши физические функции могут и не быть особо ограничены, но это и не требуется. Нужно иметь суперсилу накапливать правильные выписки из больниц, выписки из диспансерных учетов, проходить ритуал прокапывания в стационаре и тому подобное.

В бедном обществе, которое руководствуется ценностями выживания, инвалидность превратилась в разновидность извращенной привилегии. Я вас уверяю, что часть из тех прокуроров, если не все, свято верили, что имеют законное право на свои пенсии. Более того — многие еще и имели формальные основания для них», — отмечает Ковтонюк.

Эта ситуация глубоко укоренилась в системе, и борьба с ней требует радикальных изменений. Ведь как отмечает Ковтонюк, этот феномен не является исключением, а скорее правилом. Даже в бюджетной сфере наличие инвалидности иногда существенно влияет на зарплаты и пенсии. Отсюда возникает культура, где инвалидность рассматривается как источник заработка, а не как временное или постоянное ограничение, которое требует решения. Это происходит не из-за недостатков людей, а из-за недостатков системы, которая поощряет их к таким действиям.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Следующие восемь недель будут самыми сложными с 1991 года: посол Андрей Мельник

Деформация социальной помощи: инвалидность как статус, определяющий бедность

Ковтонюк отмечает, что система помощи построена по принципу уравнения инвалидности с бедностью, что является глубоко ошибочным подходом. Государство предоставляет одинаковый набор услуг и льгот, не учитывая реальные потребности каждого конкретного человека. Следовательно, люди с инвалидностью вынуждены либо довольствоваться ограниченными стандартами поддержки, либо искать другие пути получения помощи. Это приводит к тому, что люди, которым, например, нужна помощь в передвижении, вынуждены или оформлять пенсию, или отказываться от любой поддержки. При таких условиях инвалидность фактически цементируется как статус, связанный с материальной нехваткой, и государство никак не помогает разорвать эту связь.

Роль государства и необходимость новой системы

Вместо того, чтобы только обеспечивать финансовую поддержку людям с инвалидностью, государство должно заниматься возвращением этих людей к активной жизни. Это возможно только при условии реорганизации всей системы на основе индивидуальных потребностей и возможностей каждого гражданина. В частности, Ковтонюк считает, что медицинская составляющая инвалидности должна быть переопределена, и основой для нее должна стать Международная классификация функционирования (МКФ). Эта система позволяет определять реальные функциональные ограничения человека и устанавливать индивидуальные цели для восстановления.

Параллельно социальная помощь должна быть гибкой и нацеленной на реабилитацию. Это означает отказ от льгот и субсидий как основного инструмента поддержки, и переход к индивидуальной помощи, включающей финансирование, регулирование и предоставление услуг. Например, если человек способен работать, но имеет ограничения в передвижении, ему следует помочь с адаптацией пространства или предоставить другие специфические услуги. Если же человек временно потерял способность к работе, тогда ему назначается пенсия на время восстановления.

Предложение новой структуры: замена МСЭК и ВКК

Для полноценной реформы Павел Ковтонюк предлагает заменить МСЭК и ВКК на две новые структуры.

«Очень важно: вид помощи нужно выбирать отдельно от определения физических ограничений и это должны делать другие люди на основе анализа потребностей и возможностей.

Чтобы реализовать такой подход, нужны две новые структуры вместо ВКК и МСЭК. Первая — на базе существующей сети реабилитационной помощи и семейной медицины — для определения ограничений (для этого можно использовать МКФ или аналогичный инструмент) и работы над восстановлением.

Вторая — совершенно новый тип организации, которая занимается индивидуальной социальной помощью (в частности интегрирует различные службы и сервисы).

Это и будет тем местом, где надо закрывать МСЭК. А также проводить цифровизацию и увольнение. Это — важные элементы реформы, но ни в коем случае — не ее заменители (хотя это тоже вероятный, к сожалению, сценарий)», — отмечает эксперт.

По словам Ковтонюка, изменения в системе МСЭК не могут быть быстрыми, они займут несколько лет, но их значение трудно переоценить. Только глубокая и системная реформа может изменить ситуацию, когда инвалидность перестанет быть формальностью и средством финансовых манипуляций. Ликвидация МСЭК и создание новых структур, направленных на помощь и реабилитацию, позволит вернуть людям с инвалидностью возможность полноценной жизни.

Ковтонюк отмечает, что увольнение руководителей или цифровизация старой системы не смогут заменить реформы, потому что без системных изменений мы получим только новый МСЭК под другим названием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button