Между долгами и реформами: на чем держится экономика Украины (продолжение)

В прошлый раз ИА Факт написал об экономических вызовах, стоящих перед Украиной: война истощает бюджет, нестабильные доходы создают дополнительное напряжение, а международная поддержка все больше превращается в поле политических сражений. Прогнозируемый рост ВВП на 2,7% – малозначимая статистика, когда экономика зависит от внешних вливаний. Инфляция 9,5% – меньше, чем в предыдущие годы, но цены растут, а покупательная способность наших соотечественников падает.
Основой бюджета должны стать налоговые поступления, но все это связано на двух факторах: стабильности экономики и поддержке бизнеса. Если международные партнеры замедлят помощь, правительство останется наедине с масштабными финансовыми проблемами. Запланированные 38,4 млрд долларов внешнего финансирования – это не цифры на бумаге, а вопросы выживания.
А главный риск — долговая удавка. 7,07 триллиона гривен госдолга уже сейчас, а к концу года это может быть 100% ВВП. Долговые выплаты в 600 миллиардов гривен без внешней поддержки – это либо инфляционный шок из-за печати денег, либо резкое сокращение госрасходов.
И пока Европа размышляет, а Трамп уже принял решение о заморозке военной помощи, украинское правительство вынуждено искать альтернативы. Денег на все не хватит, и главный вопрос – на чем экономить: на обороне или социалке?
Новые налоговые инициативы по увеличению доходов бюджета
Украина вошла в 2025 г. с масштабными налоговыми изменениями, призванными увеличить доходы бюджета, улучшить администрирование налогов и борьбу с коррупцией. Власти вынуждены искать новые источники наполнения госказны, и это означает, что и бизнес, и обычные граждане испытают налоговую нагрузку больше, чем когда-либо.
Главное изменение, уже ударившее по зарплатам украинцев, – увеличение военного сбора. С 1 декабря прошлого года его подняли с 1,5% до 5%, и теперь он касается не только наемных работников, но и ФЛПов. Ожидается, что этот налог принесет в бюджет миллиарды гривен, но вместе с тем уменьшит реальные доходы украинцев.
Банковскому сектору тоже не поздоровится, ведь для финансовых учреждений налог на прибыль повысили до 50%, что существенно повлияет на их рентабельность. А еще правительство решило возобновить налоговые проверки, что может стать проверкой на прочность для малого и среднего бизнеса.
Одним из наиболее коррумпированных государственных органов давно остается украинская таможня, и текущий год должен стать переломным по ее реформированию. Верховная Рада уже приняла закон, что предполагает полная «перезагрузка» таможенной службы — прозрачный конкурс на должность руководителя, аудит деятельности и массовую переаттестацию всех таможенников. время покажет, удастся ли искоренить схемы, которые ежегодно съедают миллиарды гривен. Кроме того, таможню ждет цифровизация – автоматизация процессов, электронный документооборот и повышение зарплат для очищенных от коррупции таможенников
Новые правила коснутся айтишников, фермеров и малых предпринимателей. В частности, изменено налогообложение резидентов «Действие Сити», которое должно стимулировать развитие цифровой экономики. Кроме того, аграрный сектор столкнется с новыми налоговыми обязательствами, что закономерно отразится на стоимости продуктов.
С одной стороны, Украина предпринимает важные шаги для повышения налоговой дисциплины и борьбы с коррупцией. С другой стороны, фискальное давление растет, что может повлиять на бизнес-активность и доходы граждан. Злободневный вопрос: помогут ли эти реформы наполнить бюджет без ущерба для экономики? Ответ будет зависеть от того, насколько эффективно правительство сможет их реализовать.
Зарплаты и социальные выплаты
В текущем году нашим соотечественникам придется затянуть пояса еще туже – государство замораживает рост зарплат, пенсий и социальных выплат, объясняя это войной и рекордным бюджетным дефицитом. Несмотря на стремительный рост цен, минимальная заработная плата останется на уровне 8000 гривен, а прожиточный минимум – 2920 гривен. Это означает, что реальные доходы людей фактически снизятся, а покупательная способность продолжит падать.
С 1 марта состоялась индексация пенсий На социальные выплаты в бюджете заложено 419,2 миллиарда гривен, из которых 237,9 миллиарда уйдут на пенсии. Хватит ли этих ресурсов в случае нехватки международного финансирования?
В прошлом году были случаи перебоев с соцвыплатами, и, похоже, в этом году ситуация может повториться. Госбюджет катастрофически зависит от международной помощи и если хотя бы один транш задержится, правительству придется выбирать между финансированием армии и выплатами населению. В Министерстве соцполитики уже заявляют, что выплаты производятся вовремя, но возможны незначительные задержки из-за приоритетности военных расходов
Государство пытается удержать социальные стандарты, но на самом деле они уже не отвечают реалиям. С ростом цен и возможными задержками международных средств риски выплаты только увеличиваются. Украинцам придется адаптироваться к сложным условиям, а бюджетникам и пенсионерам фактически выживать в условиях финансовой стагнации.
Финансирование оборонного сектора
В текущем году каждая четвертая гривна из бюджета уйдет на армию. Расходы на оборону достигнут 2,2 триллиона гривен – это рекордная сумма в истории Украины, которая составляет 26% ВВП. Государство делает ставку на военное преимущество и максимальное укрепление ВСУ.
Как изменилось финансирование? По сравнению с прошлым годом, оборонный бюджет вырос на 510 миллиардов гривен. Это серьезное увеличение, отражающее новую стратегию – ставка не только на оборону, но и на усиление ударных возможностей украинской армии.
Куда уйдут эти деньги? 1,16 триллиона гривен предусмотрено на выплату зарплат военным – это львиная доля бюджета, хотя темпы повышения денежного довольствия остаются умеренными. Расходы на вооружение растут, Украина расширяет собственное производство оружия и вкладывает средства в усиление ПВО. Планируется серьезное развитие оборонных предприятий – будут создаваться новые беспилотники, артиллерия, бронетехника.
Следует помнить, что оборонный бюджет напрямую зависит от международной помощи, а задержки финансирования могут оказать серьезное влияние на военную стратегию. Даже, несмотря на рекордные расходы, значительная часть средств пойдет на покрытие дефицита и погашение долгов. Пока власти рассчитывают на западных партнеров, но любые финансовые срывы могут стать критическим вызовом.
Этот бюджет демонстрирует: ставка сделанный на армию и безопасность, и у Украины нет другого выбора, кроме как воевать до победы. Но не будет ли остальная экономика принесена в жертву? Хватит ли ресурсов на критическую инфраструктуру, социальную сферу, развитие экономики? Это дилемма, которая сейчас стоит перед государством, и ответ на нее нужно искать немедленно.
Планы по возвращению беженцев в Украину
Одним из ключевых вызовов становится возвращение украинцев домой. Война заставила миллионы граждан покинуть страну и теперь главный вопрос – как их вернуть и дать им мотивацию строить будущее здесь, а не за границей.
Что делает государство? В бюджете предусмотрено 150 миллионов гривен в поддержку украинцев за границей и их возвращение. Эти средства уйдут на трудоустройство, жилье и адаптацию, но на фоне масштабов проблемы эта сумма выглядит скорее символической. Это первый шаг, но он слишком мал, чтобы реально изменить ситуацию.
Есть ли работа для тех, кто вернется? Украинский рынок труда чувствует острый дефицит кадров, особенно в промышленности, строительстве и медицине. Ожидаемый рост экономики на 4% может даты импульс развития, но смогут ли отечественные зарплаты конкурировать с европейскими? Поможет ли международная поддержка? В 2025 году Украина ожидает получить 38 миллиардов долларов международной помощи. Это ключевой ресурс для стабилизации финансов и запуска программ поддержки бизнеса. Но именно создание рабочих мест и экономическая стабильность станут решающими для возвращения людей.
Вернуть людей – сложнее, чем их потерять. Власть декларирует намерения, но без реальных изменений они останутся только словами. Устроившиеся в Европе Украинцы не поедут обратно в страну, где нет гарантий стабильности, безопасности и достойной оплаты труда. Если государство не предложит конкретных стимулов, мы рискуем потерять миллионы трудоспособных граждан навсегда. И тогда вопрос уже будет не в возвращении – а в том, кто будет работать на восстановление страны.
… Государство балансирует между потребностью в финансировании войны, социальными обязательствами и растущей долговой нагрузкой. Экономический рост умеренный, а налоговые реформы вызывают больше вопросов, чем ответов. Главная дилемма: как сохранить экономическую стабильность в ситуации, когда финансовая система зависит не только от внутренних усилий, но и от решений, принимаемых далеко за пределами страны? Украине нужны не только деньги, но и стратегия, которая позволит рассчитывать на свои силы, а не только на внешнюю поддержку.
Татьяна Викторова